Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 3 - 4 лет
методическая разработка (младшая группа)

Елена Викторовна Козлова

Предлагаемое педагогическое обследование поможет выявить уровень сформированности экологических представлений младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_2_mladshaya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений

детей 3 - 4 лет

Задания, вопросы

Материал

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не сформированы

1.Задание «Неживая природа».

Цель: Выявить уровень сформированности представлений ребенка об объектах неживой природы.

1. Где «живет» вода? Покажите прозрачную и непрозрачную воду. Как сделать воду непрозрачной? Сладкой? Теплой? Холодной?

2.  Где «живет» воздух? Для чего он нужен? Как «поймать» воздух?

3. Можно ли из сухого песка сделать «пирожное» для куклы?

4.Что может согреть землю, воду в реке, скамейку на улице, песок на пляже?

5.Распредели предметы на столе на три группы ( изделия из бумаги, ткани, дерева).

Карточки с изображением объектов не живой природы (вода, солнце, воздух, песок, глина) и предметами рукотворного мира (  изделия из бумаги, ткани, дерева).

Ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, классифицирует, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется.

Ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы.

Требуется незначительная помощь взрослого.

Ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, не может классифицировать, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого.

2.Задание «Растительный мир».

Цель: Выявить уровень сформированности представлений  ребенка об овощах и фруктах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

1.Раздели карточки на две группы: овощи и фрукты. Назови овощи. Какие из них ты любишь? Какие не любишь? Почему?

2. Назови фрукты. Какие из них ты любишь? Какие не любишь? Почему?

3.Хочешь ли ты сам выращивать овощи?

4.Как ты думаешь, что тебе для этого понадобиться? Выложи карточки.

5.Какой водой и как нужно поливать овощи?

6.Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

Картинки с изображением овощей и фруктов, садово – огородного инвентаря, природных явлений.

Ребенок самостоятельно справляется с заданием. С легкостью различает овощи и фрукты. Выбирает инвентарь и определяет условия необходимые для  роста растений. Отвечает на вопросы. Задание выполняет за короткое время.

Ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Называет растения, но путается в их классификации. Может ошибиться с определением условий роста растений. Объясняет свой ответ. На задание уходит более длительное время.

Ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Не называет все представленные овощи и фрукты, но не может классифицировать. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время.

3.Задание «Животный мир».

Цель: Выявить уровень сформированности представлений детей о многообразии животного мира, среде обитания животных.

1. Распредели карточки с животными  на две группы. Какие звери живут в лесу? Назови их. Какие животные спят зимой? Назови домашних животных. Выбери картинки с их средой обитания.

2. Распредели  карточки с птицами на две группы. Назови домашних птиц. Назови зимующих у нас птиц. Чем питаются птицы? Выбери картинки с их средой обитания.

3. Выбери карточки с животными, живущими в воде. Как их всех называют, одним словом? Выбери картинки с их средой обитания.

4. Выбери из предложенных картинок насекомых. Как они называются?

Картинки с изображением  животных разных классов. Иллюстрации с разными средами обитания.

Ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животные, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания.  Отвечает на вопросы. Помощь взрослого не требуется.

Ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки.  Требуется незначительная помощь взрослого.

Ребенок не стравляется с заданием. Допускает ошибки. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого.

Знания, умения, навыки  сформированы  – 2 балла.

Знания, умения, навыки  на стадии формирования - 1 балла.

Знания, умения, навыки  не сформированы – 0балл.

Начало учебного года – н.г.

Конец учебного года – к.г.

Имя, фамилия ребенка

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.София Б.

0

0

0

0

0

1

2.Василисв Б.

1

2

1

2

1

2

3.Гордей В.

0

1

0

1

0

0

4.Евгений В.

0

1

0

1

0

1

5.Валерия Г.

0

1

0

1

0

1

6.Софья Г.

0

1

0

1

0

1

7.Дмитрий Д.

1

1

0

1

1

1

8.Вероника З.

0

1

1

2

0

1

9. Максим И.

0

1

0

0

0

1

10.Соия К.

1

2

0

1

1

2

11.Братислав К.

1

2

0

1

1

2

12.Александр Л.

0

1

1

2

0

1

13.Николь О.

1

2

1

2

1

2

14.Вероника О.

0

0

0

1

0

0

15.Алина П.

1

2

0

1

1

1

16.Мария П.

1

2

0

1

0

1

17. Василиса П.

0

0

0

0

0

0

18. Александр Т.

0

1

0

1

0

1

19. Макар Ч.

1

2

1

2

0

1

20. Иван Ш.

1

2

1

2

1

2

Результаты диагностического обследования:

- уровень знания и умения не сформированы понизился на 23%;

- уровень знания и умения сформированы повысился на 28%.

У детей повысился уровень представлений о растительном и животном мире. Формируется система элементарных экологических представлений о неживой природе.  Дошкольники  умеют наблюдать за природными объектами и явлениями, а так же пробрели первоначальные навыки исследовательской деятельности. Что свидетельствует об эффективной работе по формированию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Мониторинг  по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей  группы...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....

Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 6 - 7 лет

Материаллы для проведения диагностического обследования уровня развития экологических представлений  детей подготовительной к школе группы....