изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществлять специальный контроль за качественными изменениями в формировании навыков учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществлять специальный контроль за качественными изменениями в формировании навыков учебной деятельности.
Повседневного наблюдения, осуществляемого педагогом в ходе различных режимных процессов, оказывается недостаточно. Воспитателю нужно периодически более строго и глубоко контролировать усвоение программы каждым ребенком и одновременно оценивать эффективность осуществляемого им дифференцированного и индивидуального подхода. Полученные данные позволяют своевременно изменить требования к самостоятельной активной деятельности всех и каждого ребенка в отдельности.
Для проведения мониторинга мы подобрали ряд методик (Т. Д. Кондратенко, В. К. Котырло, С. А. Ладывир), с помощью которых мы выявляем уровень сформированности навыков учебной деятельности. Методики должны предъявляться детям в первой половине дня после проведения фронтальных занятий, индивидуально, последовательно от 1 к 7. Обработка результатов исследования производится путем оценки уровня сформированности навыков учебной деятельности детей по 3-х балльной системе.
Методика 1. «Описание любимой игрушки».
Цель: выявление умения наблюдать и выделять существенные признаки предмета, связно описывать знакомый предмет, называя его характерные признаки; применять прилагательные.
Процедура проведения: вопросами задается план логически последовательного описания. Их следует предъявить сразу полностью, не повторяя дважды. Лишь в том случае, если ребенок молчит, проводится беседа, где каждый вопрос плана предлагается в отдельности.
Вопросы: Расскажи о своей любимой игрушке.
Как она называется?
Какая она?
Как ты ею играешь?
Оценивание выполнения детьми задания:
3 балла – описывает, придерживаясь плана. Речь грамотная, выразительная, используются прилагательные;
2 балла – описывает только при поочередном назывании пунктов плана. Испытывает трудности в подборе прилагательных. Допускает ошибки в построении сложных предложений;
1 балл – вместо описания дает краткие ответы на вопросы. Речь бедная, несвязная.
Методика 2. Дидактическая игра «Подбери картинки».
Цель: выявление уровня развития у детей ориентировки в звуковой действительности языка. Умение слышать, различать и определять первый звук в слове.
Процедура проведения: воспитатель предлагает ребенку среди множества предметных картинок отобрать те, где в названии предметов слышится указанный звук.
Оценивание выполнения детьми задания:
3 балла – назвал и отобрал правильно все картинки;
2 балла – допускает ошибки. Если в число отобранных картинок входит предмет, в названии которого нет нужного звука, воспитатель должен проверить, умеет ли ребенок выделять звуки в слове. С этой целью он называет ошибочно выбранный предмет и спрашивает: «Есть ли в этом позволяет оценить ответ на 2 балла;
1 балл – не умеет выделять звуки в словах. Это свидетельствует о серьезных нарушениях в развитии фонематического слуха ребенка на предыдущем возрастном этапе. Воспитатель должен сначала пройти с ребенком программу средней группы, чтобы обеспечить необходимую основу для формирования ориентировки в звуковой действительности языка соответственно программе старшей группы.
Методика № 3. Дидактическая игра «Подбери слово».
Цель: выявление умения детей различать звуковую структуру слова и подбирать слово по заданной их звуковой модели.
Процедура проведения: ребенку предлагается три модели звуковой структуры слов: три звука (например, дом, рак, сом, лак), четыре или пять звуков с разной последовательностью гласных и согласных (например, а) мама, рыба, каша, где начальная согласная чередуется с гласной; б) окно, шапка, лампа, один, урюк, утюг, где дано иное сочетание гласных и согласных).
Оценивание выполнения задания:
3 балла – выполняет правильно и самостоятельно;
2 балла – правильно ориентируется в первой модели, допускает ошибки в двух последующих;
1 балл – без помощи взрослого не справляется ни с одной моделью.
Методика № 4. Дидактическая игра «Скажи, что запомнил?»
Цель: выявление уровня развития произвольного запоминания и припоминания.
Процедура проведения: выполнение задания требует умения запоминать и воспроизводить материал по настоянию взрослого. Оно основано на действиях преднамеренного запоминания и последующего припоминания.
В начале и в середине года предъявляются шесть предметов из набора дидактических игрушек типа «чудесный мешочек»: стаканчик, блюдце, вазочка, кольцо, пирамидка, юла. В конце года к ним добавляется еще три: графин, кубик, шарик.
Воспитатель: «Рассмотри внимательно игрушки и запомни их. Когда я уберу их, ты должен вспомнить и назвать».
Прежде чем убрать, воспитатель должен спросить ребенка: «Ты уже запомнил?». Этот вопрос акцентирует ребенку мнемическую задачу – запомнить, а не просто рассмотреть предъявляемые предметы.
Оценивание выполнения задания:
3 балла – называет все предметы;
2 балла – называет на один-два меньше предъявленных предметов;
1 балл – называет половину и менее предметов.
Методика № 5. Дидактическая игра «Найди одинаковые» или «Найди пару».
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания и сосредоточенности.
Процедура проведения: предъявляются карточки с изображением целого ряда однородных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (например, цвет, либо ширина полос на мячах). Среди предметов имеются два полностью идентичных. Общее количество предметов: шесть в начале учебного года, десять в середине учебного года, пятнадцать – в конце учебного года. Ребенку предлагается указать одинаковые предметы.
Оценивание выполнения задания:
3 балла – идентичные предметы находит верно;
2 балла – поначалу допускает ошибки, но замечает их и исправляет;
1 балл – ошибок своих не видит, задание выполняет неверно.
Методика № 6. Дидактическая игра «Составь сам».
Цель: выявление развития целенаправленности, активности, достижения цели, преодоления трудностей.
Процедура проведения: ребенку предлагается составить из частей целую предметную картинку по образцу.
У воспитателя две одинаковые картинки, одна из которых разрезана на разные по размеру и форме части: в начале и в середине года – на четыре, в конце года – на шесть частей.
Оценивание выполнения задания:
3 балла – составляет правильно картинку, сверяя свои действия с образцом;
2 балла – составляет картинку с большим трудом, так как идет путем проб и ошибок, не умея использовать образец;
1 балл – не может составить картинку, вместо поиска решения ограничивается простым манипулированием частями.
Методика № 7.
Цель: выявление способности детей к целенаправленной деятельности в условиях ее регламентации.
Процедура проведения: дети привыкают к тому, что инструкция повторяется неоднократно: вначале дается полное объяснение, а затем воспроизводится поэтапно. Вследствие этого перед детьми не возникает задачи принять и удержать в памяти инструкцию. Условием формирования у детей установки на восприятие инструкции в целом и последующее ее самостоятельное применение является сосредоточенность внимания на указаниях воспитателя и отвлечение от всех других раздражителей.
Задание, условно названное «Кружки»: выявление умения слушать и удерживать в памяти инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции.
А: нарисовать в ряд пять кружков. Считая слева направо, заштриховать первый и четвертый кружки, а остальные оставить чистыми.
Б: нарисовать в ряд шесть кружков, считая слева направо. Заштриховать второй и третий кружки, а остальные оставить чистыми.
В: нарисовать в ряд восемь кружков, считая слева направо, заштриховать первый, пятый и седьмой кружки, а остальные оставить чистыми.
Примечание: задание А проводится в начале учебного года, Б – в середине, В – в конце года.
Оценивание выполнения задания:
3 балла – задание выполняет точно;
2 балла – нарисованный ряд содержит заданное количество кружков, но при штриховке нарушалось требование инструкции;
1 балл – количество кружков не соответствует инструкции, штриховка отсутствует.
Задание, условно названное «Узор»: выявление умения детей анализировать образец, определять принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Воспитатель: «Дети, рассмотрите внимательно узор, который начат у вас на листе. Дорисуйте узор до конца строки».
Примечание: задание А дается в начале года, Б – в середине, В – в конце года.
Оценивание выполнения задания: 3 балла – узор продолжает правильно; 2 балла – продолжая узор, допускает ошибки в чередовании элементов либо пропуске какого-то из них; 1 балл – продолжить узор не может. Выполняет путем прямого копирования заданных элементов, располагая узор непосредственно под ними либо в строке.
Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу, высчитывается средний балл и на основании среднего балла возможно определить уровень сформированности навыков учебной деятельности.
1 уровень (от 2 до 3 баллов) – высокий уровень. К этому уровню относятся дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. Эти дети всегда активны, проявляют инициативу при ответах, слушают, всегда внимательны, придерживаются указаний педагога, правильно выполняют задания, всегда сосредоточены на любом деле, в игре, проявляют готовность преодолевать трудности, ведут активный поиск решения;
2 уровень (от 1 до 2 баллов) – средний уровень. К этому уровню относятся дети, справившиеся с заданием. Эти дети отвечают только по вызову воспитателя, они нуждаются в повторении указаний, контроле по ходу деятельности, отвлекающиеся, с заданием справляются при дополнительном стимулировании, делают попытки к преодолению трудностей, но в случае неуспеха отступают;
3 уровень (от 0 до 1 балла) – низкий уровень. К этому уровню мы относим детей, не справившихся с заданием. Это дети пассивные, они могут работать только при персональном обращении, при постоянной помощи взрослого, без специальных побуждений не начинают действовать, при отсутствии образца работу не выполняют, нуждаются в помощи, при первом же затруднении обращаются за помощью или отказываются от деятельности.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Имя ребенка | Методика №1 (баллы) | Методика №2 (баллы) | Методика №3 (баллы) | Методика №4 (баллы) | Методика №5 (баллы) | Методика №6 (баллы) | Методика №7 (баллы) | Средний балл | Уровень | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | ||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||||
12. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...
изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
"Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области"
Данный материал позволяет определить уровень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области...
Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».
laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...
Консультация для родителей «Как развивать навыки экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Консультации для родителей о том, как организовать в домашних условиях поисково-познавательную деятельность детей посредством опытов и экспериментов....
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...