Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_kotyonka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Савина Валерия Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ №81
Центрального р-на СПБ
Конспект подгрупповых логопедических занятий по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста
Занятие 1
Тема: «Летние приключения трёх котят».
Цель: Развивать умение детей воспринимать текст, осмысливать и анализировать его элементы.
Задачи:
- Совершенствовать слуховое восприятие детей;
- Развивать умение детей воспринимать текст;
- Формировать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности детей;
- Обогащать представления об окружающем мире;
- Пополнять лексический запас детей (самовар, самоварная труба);
- Актуализировать словарь детей по лексической теме «Лето»;
- Формировать положительный эмоциональный фон на занятии.
Количество детей в малой подгруппе: 3 человека.
Материалы и оборудование: Клеёнка на стол, картинки по лексической теме «Лето», книга Владимира Сутеева «Три котёнка» и иллюстрации к ней, природные материалы (мука, чёрная глина, кусочек меха, кора дерева, шишка, жёлудь, ракушка, миска с водой, зелёный листок. Котята (белый, черный и серый, рыжий, полосатый, чёрно-белый) из картона, маски с изображением трёх котят. Предметные картинки «самовар», «самоварная труба».
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Организационный момент: В кабинете висит сюжетная картинка с изображением лета. Дети заходят, садятся за стол и рассматривают её. Введение в тему: Ребята, вы хотите узнать в какое время года мы с вами попадём на сегодняшнем занятии? А чтобы узнать, нам нужно отгадать загадку: Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет, Речка манит нас прохладой, В лес за ягодами надо, Правильно, сегодня мы с вами попадем в самое теплое время года - лето. 3. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Лето». Ребята, а какие приметы лета вы знаете? Скажите, а вы все любите лето? Давайте расскажем друг другу за что вы любите лето. Игра "Я люблю лето, потому что..." Молодцы! Ребята, лето- это время путешествий! Вот и я предлагаю отправиться вам в путешествие. Но отправимся мы не одни, а вместе с героями сказки Владимира Сутеева "Три котенка" 4. Сегодня я хочу вам прочитать рассказ замечательного детского писателя Владимира Сутеева «Три котёнка». В ней мы узнаем о летних приключениях трёх котят! Педагог открывает книгу и начинает читать рассказ, демонстрируя детям в процессе чтения иллюстрации к рассказу. (см. Приложение 1; Приложение 2). - Ребята, о ком мы узнали в рассказе Владимира Сутеева? - Вы запомнили, как он называется? Затем дети рассаживаются вокруг стола, где лежат природные материалы: кусочек меха, банка с мукой, зелёный листочек, бутылка с обрезанным горлышком и дном, в которой насыпана чёрная глина, миска с водой, ракушка, на которой нарисована рыбка). Логопед показывает детям природные материалы и рассказывает о них. Чтение рассказа по частям с составлением наглядного плана «Три котёнка – чёрный серый и белый» Логопед выкладывает 6 картонных изображение котят разных цветов. - Ребята, посмотрите внимательно на этих котят, выберите котят тех цветов, которые встречаются в тексте. - Саша, какого котёнка возьмешь ты? Ира, а ты? Каждому ребёнку прикрепляется картонный котёнок на липучке. Молодцы! Давайте вспомним, что случилось потом. «Три котёнка увидели мышь и бросились за ней…» - Что из наших природных материалов больше всего напоминает мышь? - Верно. Логопед показывает детям мех. «Мышь прыгнула в банку с мукой» Логопед опускает «мышь» в банку с мукой. Ребята, а вы знаете, что такое мука? Правильно. Муку можно получить, если измельчить зерна таких растений как рожь или пшеница. К ней добавляют воду, соль или сахар, и пекут хлеб, булочки и печенье. - Какого цвета мука? -Давайте мы, как котята нырнём сейчас в банку с мукой. Логопед опускает свою ладонь в коробочку с мукой. - Почему котята стали белыми? «Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней» - Кого увидели котята? Логопед показывает детям зелёный листок «Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка» Логопед помещает свою ладонь в бутылку с сухой глиной. Ладонь становится чёрной. -Ребята а вы знаете, что такое самовар? - Верно, раньше, когда ещё не было чайников, чай варили в самоваре. (Демонстрация картинки). Самовар, как печка, затапливался деревянными щепками, на него одевалась самоварная труба. Через эту трубу шёл черный дым от сгоревших щепок. Поэтому там было грязно. Логопед прячет листочек в «самоварную трубу» (бутылку, в которой находится чёрная глина), вытаскивает не зелёный, а чёрный листочек) - Почему листочек был зелёный, а стал чёрный? Почему все три котёнка превратились из белых в чёрных? -Значит в как было в трубе? Чисто или грязно. «Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней» Логопед показывает детям «пруд» – миска с водой; опускает в пруд «рыбку» - ракушку. Опускает «чёрного котёнка» - ладонь в миску с водой. «Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка». - Какими котята были до того, как упали в воду? Сухими или мокрыми? - А стали? «Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: ….» - Какими были котята? Посмотрите друг на друга, у кого какой котёнок прикреплен на липучке? - Ребята, внимательно посмотрите на природные материалы на столе. Выберете из них только те, о которых мы прочитали в тексте. - Поставьте их в той последовательности, в которой они встречаются в тексте. (С опорой на картинки в качестве подсказки).
Какой рассказ мы сегодня прочитали с вами? Кто его написал? В какое время года происходили эти приключения котят? | Это время года - лето! Летом очень тепло. Можно купаться! Летом не надо ходить в детский сад. Летом в огороде зреют овощи, фрукты и ягоды. Летом бывает гроза и гром. Дети внимательно слушают рассказ и рассматривают иллюстрации. О трёх котятах! «Три котёнка» Серого. Белого Чёрного Кусочек меха. То, из чего пекут хлеб. Белого Потому, что прыгнули в банку с мукой. Дети повторяют действия за логопедом. Лягушку Дети повторяют действия за логопедом Из него пьют чай в сказках Потому что они испачкались в трубе. Грязно. Дети повторяют действие за логопедом. Чёрными, сухими. Мокрыми. Чёрный, серый и белый. Дети выбирают: муку, глину, листочек, ракушку, мех, воду.
«Три котёнка» Владимир Сутеев. Летом. |
Занятие 2
(Проводит логопед индивидуально с каждым ребёнком)
Цель: Учить детей построению высказывания с опорой на серию картин.
Задачи:
- Учить детей воспринимать картинки как модель окружающей действительности;
- Совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста;
- Развивать навыки словоизменения;
Оборудование и материалы: Серия сюжетных картинок к рассказу «Три котёнка», картинки (мышь, кот, вода, рыба, банка), мячик.
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Ребёнок садится на стульчик. Перед ним лежит раскрытая книга В. Сутеева «Три котёнка». 1. Организационный момент. Введение в тему. Развитие мелкой моторики, активизация внимания. «Упражнение с мячом». Все котята любят играть с мячиками, катать их лапками. Я мячом круги катаю, Взад – вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперб последний трюк мяч летает между рук. 2. Развитие навыков словоизменения: Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Игра «Назови ласково» Я буду кидать тебе мячик и говорить слово, а ты кидать мячик мне обратно и называй это слово ласково Мышь Кот Вода Рыбка Банка 3. Логопед напоминает игровую ситуацию: Ребёнок сидит рядом с логопедом. Логопед вслух читает рассказ и вместе с ребёнком рассматривает иллюстрации в книге.
Логопед предлагает ребёнку составить рассказ о приключениях трёх котят. В этом нам помогут яркие картинки. А . Составление картинного плана: Логопед вразнобой выкладывает перед ребёнком картинки и предлагает ему положить их в правильной последовательности. Б. Посмотри на картинки и расскажи, что случилось с котятами? 5. Подведение итога. | Действия с мячом соответствуют тексту. Мышка Котёнок Водичка Рыбка Ребёнок раскладывает картинки в нужной последовательности. Составляет рассказ по картинкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла».
Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин. Задачи: - обучать детей внимательно рассматривать ...
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...
Занятие «Зима. Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием программируемых мини роботов би- бот «умная пчела».
Представлена технологическая карта занятия....
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к шко...
Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ
Составление рассказа по серии сюжетных картинс использованием алгоритма технологии ТРИЗ(представление опыта на ГМО учителей-логопедов)Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка»Ба...