Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Банина Ирина Сергеевна

Составление рассказа по серии сюжетных картин

с использованием алгоритма технологии ТРИЗ

(представление опыта на ГМО учителей-логопедов)

Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка»

Банина И.С.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ представление опыта на ГМО учителей-логопедов Презентацию подготовила: Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка» Банина И.С. 2024

Слайд 2

Общие принципы работы. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок является хорошим стимулом для развития речи . В частности, и спользуя приёмы ТРИЗ, можно сформировать у детей понимание причинно-следственных связей и их результат.

Слайд 3

Требования к серии картинок с учетом возраста детей Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок. Можно организовать работу в виде игры: либо помогаем кинооператору снять фильм, либо рассказываем историю герою, либо играем в «Паровозик» Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки .

Слайд 4

Требования к серии картинок с учетом возраста детей К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.).

Слайд 5

Требования к серии картинок с учетом возраста детей В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес, прогулка).

Слайд 6

Требования к серии картинок с учетом возраста детей В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).

Слайд 7

Рекомендации к выбору картинок Не рекомендуется использовать серии картинок: с нарушенной логической цепочкой; по литературным произведениям, знакомым детям, так как они тогда не ищут причинно-следственную связь, а вспоминают сюжет.

Слайд 9

Организация и время работы до 4 лет – 5-6 минут; 5 лет – 10 минут; 7 лет – 15 минут.

Слайд 10

Работу можно организовывать индивидуально или с подгруппами детей

Слайд 11

Предварительная работа Обучение детей анализу реальных ситуаций из жизни (в режимных моментах) Работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях . «Что сначала, что потом»

Слайд 12

1 этап «Паровозик из картинок» Цели: Научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию; По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Составление паровозика из картинок.

Слайд 14

2 этап «Назови место, где происходит событие» Цели: Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке; По схеме узнавать игровое действие. Игровое действие Найди место, где происходят события, и опиши его. Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

Слайд 15

3 этап «Определи время событий» Цели: Научить детей определять время событий, с уточнением времени года и части суток; По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Определи время года или часть суток на каждой картинке; Покажи схему игры «определи время событий ».

Слайд 16

4 этап «Найди общих героев на картинках» Цели: Научить ребенка находить героев и объекты на всех картинках серии; Учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Посмотри на каждый «вагончик» паровозика и найди главного героя. Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Слайд 18

5 этап «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» Цели: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. учить детей делать обобщения (у всех героев есть цель и для ее достижения они совершают действия) по схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Ребенку предлагается поочередно брать картинки и называть героя, его действие и обсуждать, с какой целью он это делает.

Слайд 20

6 этап «Что за чем?» Цели: учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; по схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель. Далее игра «Что было раньше, что будет потом?»

Слайд 22

7 этап «Составь рассказ» Цель: Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие. Ребенку предлагается «расшифровать секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок .

Слайд 23

Р ебенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель . Однажды … (время года, часть суток) В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре) Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре) Делал… (то-то) для … (того-то). Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия) В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.

Слайд 24

Заключительный этап Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии серии картинок. Игровое действие: Игра проходит без сюжетных картинок. Педагог предлагает вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие игровые действия при этом выполняли.

Слайд 25

Как разнообразить работу

Слайд 26

Варианты проведения Поезд или видеоплёнка с липучками На магнитах

Слайд 27

Варианты проведения Интерактивные игры PowerPoint

Слайд 28

Хитрая мышка Инструкция для ребенка: Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам.

Слайд 29

Фонетические рассказы Перепутанные тексты

Слайд 30

Для домашнего задания : Вырежи , раскрась, наклей по порядку и составь рассказ по схеме

Слайд 31

«Помоги оператору найти пропущенный кадр»

Слайд 32

Составители перепутали вагоны

Слайд 33

Работа с родителями

Слайд 34

Сравнительная диаграмма

Слайд 35

Мониторинг Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Детям предлагается серия картинок (от 4 до 6). Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название». Оценка связной речи детей 6-7 лет: 3 балла — дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без грамматических ошибок, включает в себя не менее 5-6 предложений; 2 балла — не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений; 1 балл — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы полными предложениями; 0 баллов — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы односложно или не отвечал совсем. Критерии оценок: Высокий уровень развития связной речи: 3 балла Средний уровень развития связной речи: 2 балла Низкий уровень развития связной речи: 1-0 баллов

Слайд 36

Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи (учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы). Эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания, что любое событие в жизни имеет обязательные условия. Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно для успешного обучения в школе. Заключение:

Слайд 37

Этап 1.«ПОЕЗД из картинок».

Слайд 38

Кошке налили в миску молока. Она немного полакала и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок . Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф. « Серия картинок «Хитрый мышонок» 1 4 3 2

Слайд 39

Этап 2 «Назови место, где происходят события».

Слайд 40

Этап 4.« Найдите общих героев на всех картинках»

Слайд 41

Игра «Кто быстрее?» Разложите схемы по порядку.

Слайд 42

Игра «Найди пропавший кадр»

Слайд 43

Игра «Составители».



Предварительный просмотр:

Составление рассказа по серии сюжетных картин

с использованием алгоритма технологии ТРИЗ

(представление опыта на ГМО учителей-логопедов)

Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка»

Банина И.С.

Слайд 1 Развитие связной речи у детей 5-6 лет. Составление рассказа по серии сюжетных картин

  Слайд 2

  • Составление рассказов по сериям сюжетных картинок является хорошим стимулом для развития речи. В частности, используя приёмы ТРИЗ, можно сформировать у детей понимание причинно-следственных связей и их результат.
  • Кратко познакомлю вас с алгоритмом и методикой работы.
  •  Слайд 3
  • Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей. Можно организовать работу в виде игры: либо помогаем кинооператору снять фильм, либо рассказываем историю герою, либо играем в «Паровозик»
  • Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки.
  • Слайд 4 К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.). 
  • Слайд 5 В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, которые дети переживают часто в этом возрасте (покупки в магазине, поход в зоопарк или в лес, игра, прогулка).
  • Слайд 6 В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).
  • Слайд 7 Рекомендации к выбору картинок
  • Не рекомендуется использовать серии   картинок:
  •   с нарушенной логической цепочкой;
  •   по литературным произведениям, знакомым детям, так как они тогда не ищут причинно-следственную связь, а вспоминают сюжет
  •  Слайд 8 Примеры. На данном слайде слева удачный пример, а справа не рекомендованный авторами технологии. Дети сажают дерево, оно растёт, даёт урожай. А дети совершенно не изменились. Нарушена временная логика.
  • Слайд 9 В зависимости от возраста увеличивается время на работу с серией сюжетных картинок.
  • Слайд 10 Работу можно организовывать индивидуально или с подгруппами детей
  •  Слайд 11Подготовительный этап включает в себя
  • Обучение детей анализу реальных ситуаций из жизни (в режимных моментах)
  • Работу по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях.
  • Упражнения «Что сначала, что потом»
  •  Слайд 12 Переходим непосредственно к работе с алгоритмом.                                              
  •  1 этап
    игра «Паровозик из картинок»
     Цели:
  • Научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию;
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  •     Игровое действие:
  • Составление паровозика из картинок.
  •  Слайд 13 Схема данного этапа - прямоугольники    
  •  Слайд 14
  • 2 этап
    Игра «Назови место, где происходит событие»
  • Цели:
  • Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке;
  • По схеме узнавать игровое действие. На начальном этапе берем одну локацию.
  •         Слайд15 3 этап «Определи время событий»
  • Цели: Научить детей определять время событий, с уточнением времени года и части суток;
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Слайд 16, 17 4 этап «Найди общих героев на картинках»
  •       Игровое действие:
  • Посмотри на каждый «вагончик» паровозика и найди главного героя.
  • Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
  • Слайд 18,19 5 этап «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»
  •     Игровое действие:
  • Ребенку предлагается поочередно брать картинки и называть героя, его действие и обсуждать, с какой целью он это делает.
  • Слайд 20,21 следующая игра «Что за чем?» Для многих ребят именно этот этап поначалу был трудным.
  •     Цели: учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
  • по схеме этапа узнавать игровое действие.
  •     Игровое действие: предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель.
  • Далее игра «Что было перед этим, что будет после этого?»
  • Слайд 22 Следующий этап, после анализа всех картинок, это составление рассказа
  •       Цель: Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
  • Ребенку предлагается «расшифровать секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.
  • Слайд 23
  • Ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.
  • Слайд 24 Заключительный этап – это работа непосредственно с алгоритмом.

Игра проходит без сюжетных картинок, только со схемами. Предлагаем вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие игровые действия при этом выполняли.

  • Слайд 25 Когда все этапы отработаны, можно пофантазировать, чтобы усложнить детям жизнь. Что нравится моим воспитанникам:
  • Мы с детьми либо «Снимаем Фильм», либо
  • Слайд 26 «Составляем поезд». Это я первый раз, не предупредив, добавила картинку из другой истории. Догадался.
  • Слайд 27, 28 Очень нравятся Интерактивные игры, презентации
  • Слайд 29 Перепутанные тексты
  • На этапе автоматизации использую сборники «Фонетические рассказы», с ними же работают воспитатели во время логочаса.
  • Слайд 30 Для домашнего задания: вырежи, раскрась, наклей по порядку и составь рассказ по схеме.
  • Слайд 31 Очень нравится игра «Помоги оператору найти пропущенный кадр» или
  • Слайд 32 «Составители перепутали вагоны»
  • Слайд 33 В работе задействованы не только педагоги, но и родители.

Слайд 34,35 Диагностика. Мы не ставили перед собой цель глобального исследования, просто решили попробовать новое для нас, понравится ли детям, как пойдёт процесс.

Поэтому мы не можем утверждать, что именно данная технология даёт хорошие результаты. Будет интересно на следующий год сравнить динамику в сравнении со старшими дошкольниками, обучаемыми с помощью традиционных методов и приемов

В октябре мы определили уровень развития умения составлять рассказ по серии картин у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

В мае на контрольном этапе провели итоговую диагностику

  • Если сравнивать результаты 8 воспитанников возраста 6 лет, с одинаковым заключением, то результаты таковы: В октябре у 3 был выявлен низкий уровень, а у 5 детей средний уровень умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. В мае у 4ых средний, у 4ых высокий уровень.

Слайд 36 Тем не менее, Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи (учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы).

  • Эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания, что любое событие в жизни имеет обязательные условия.
  • Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно для успешного обучения в школе.
  • Слайд 37, 38 «ПОЕЗД из картинок».
  • Давайте поиграем. Выберите себе по одной картинке. А теперь я вам предлагаю объединиться в подгруппы по цвету картинок и выбрать капитана.
  • Возьмите картинки и разложите их в правильной последовательности в одну линию слева направо: «ПОЕЗД из картинок». Соблюдайте правила: после раскладывания не перемешивать картинки на столе и постарайтесь до них не дотрагиваться. Посмотрите на экран, проверьте себя.

  • Слайд 39 Игра «Назови место, где происходят события». Предлагаю посовещаться в подгруппах и договориться, кто будет отвечать.
  • - в каком месте происходит это событие?
  • - Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.
  • Слайд 40 Игра «Найдите общих героев на всех картинках»
  • - Посмотрите на каждый «вагончик» «паровозика» и найдите главного героя
  • - Кто ещё нарисован на всех картинках?
  • - Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
  • Слайд 41 Игра «Кто быстрее?» Разложите схемы по порядку.
  • Слайд 42 А сейчас первая команда поможет оператору найти пропавший кадр Игра «Найди пропавший кадр»
  • Слайд 43 Игра «Составители». А вторая команда поможет составителям правильно прицепить вагоны. Составители перепутали вагоны, давайте им поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы - весны гонцы" с применением технологии ТРИЗ

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы ...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (с использованием ИКТ)

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"

 Уважаемые коллеги!Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.Опыт показыва...

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок» технология ОТСМ-ТРИЗ.

Мастер-класс для педагогов. Описание методики работы с детьми  «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» технология  ОТСМ-ТРИЗ....