Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие»
Группа: подготовительная к школе
Воспитатели: Костяева Н.Н.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Тяп и Топ варили компот»
Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действиями;
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения;
Развивающие: развивать словесно-логическое мышление; слухоречевую память;
Образовательные: учить составлять рассказы по картинам с фабульным развитием; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающим действием
Активизация словаря: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения, применяя доказательную речь; согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе.
Старый, вишнёвый, зелёный, летний, фруктовый, зимний, красивый, вкусный, кислый, сладкий, вишнёвый, холодный, горячий. Зелёная, уютная, красивая, радостная, солнечная. Ходит на двух лапах, быстро бегает, карабкается на дерево, ворует мёд, спит в берлоге, сосёт лапу, ревёт.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Отгадай», «Соедини по точкам».
Используемый материал: предметные картинки «собака», «медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Этап/ Продолжительность | Задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Предполагаемый результат | |
Педагог | Дети | ||||
Вводная часть. Организационный момент 2 минуты |
| - Здравствуйте ребята Давайте с вами встанем в круг -Собрались все дети в круг. -Я твой друг и ты мой друг. -Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! | Приветствие друг друга |
| Дети настроены на общение |
Проблемная ситуация 3минуты | Заинтересовать детей в предполагаемой деятельности. Познакомить детей с персонажами изображенных на картине. | - Ребята, попробуйте угадать, кто будет героями нашей истории. -К нам сегодня пришел ваш старый друг, который хорошо вам знаком. Отгадайте загадку: -Его белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую, а ваш старый друг, любит пчелиный мед и ягоду лесную. Кто такой ваш старый друг? Его друг не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – сразу знать дает. - Дети, когда приходят гости, что обычно говорят? (здороваются). А если гости не знакомые? (знакомятся). Хорошо, а имя медведя? - Ребята, Тяпа и Топ хотели вам рассказать интересную историю, которая приключилась с ними прошлым летом в лесу. Только разговаривать они не умеют, у них есть фотографии, по которым мы сможем узнать их историю (показываю маленькие фотографии – серия сюжетных картинок «Как Тип и Топ варили компот») и составить рассказ. |
Коммуникативная деятельность. -Собака громко лает Коммуникативная деятельность
- ТЯПА - зовут собаку - Медведя – зовут ТОП | Словесный (вопросы) | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение внимания. |
Основная часть. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений 20 мин | Познакомить детей с персонажами изображенных на картине. Развивать образность речи детей, понимание значение образных слов и выражений | - Фотографии такие маленькие, я решила их увеличить, чтобы нам было хорошо видно. Давайте рассмотрим первую фотографию, которую звери назвали: «ВАРИМ КОМПОТ» - 1 -Как вы думаете, какое время года на фотографии? -Что же происходит в этом лесу? -Скажите, а чем же опасно лазить по деревьям? -Что же такое вкусное он там собирает? -Что у него в руках? - Зачем он взял с собой корзину? - А может кто-то из вас собирал в деревне или на саду вишню? - Расскажите как? Как можно залезть на дерево? - А можно ли потрясти дерево, чтоб вишня осыпалась? -Почему? - Что задумали звери Почему вы так решили? -А кроме компота, что можно приготовить и з вишни? |
- Лето, (потому что деревья зеленые, зеленая лужайка, цветут цветы, созрели ягоды вишни) - (Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа развела костер, повесила котел с водой и кладет сахар в кипящую воду) -Можно упасть и сильно ударится - Вишню - Корзина -Вишня очень сочная, ее нужно собирать аккуратно. -Нужно поставить лестницу -Нет - Вишня будет грязной, ее тогда нельзя кушать. -Сварить компот - Потому что они нарвали много вишни? - Варенье, морс |
Могут строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т.д.) Правила безопасности по ОБЖ
| |
Динамическая пауза 2минуты | А сейчас мы с вами отдохнем и тоже сварим компот - Будем мы варить компот - Фруктов нужно много. Вот. - Будем яблоки крошить, - Грушу будем мы рубить, - Отожмем лимонный сок, - Слив положим и песок. - Варим, варим мы компот, - Угостим честной народ. | Имитация движений Маршируем на месте показать руками - "много" имитировать: как крошат рубят, отжимают, кладут, насыпают песок повернуться вокруг себя хлопать в ладоши | |||
Практическая работа 3 минуты | - А давайте с вами пофантазируем ,что же произошло дальше с нашими друзьями ?
«ОХ И ВКУСНО» Давайте их найдем и назовем. Кресло какое? Ложки какие? Миска какая? Стол какой? Я что-нибудь пропустила? Для чего они это сделали? Что стоит на столе? Какой он? - Обратите внимание, сколько зверей здесь? - А компоту сколько? - Как вы думаете, для такого количества зверей, этого компота достаточно будет или мало, или все-таки, слишком много? То есть можно еще гостей позвать? Отлично.
-Придумайте предложение про каждого из героев? Кто? Что делает? -А можно, посмотрев на это фото, сразу догадаться, кто хозяин таких угощений? - Довольны ли звери угощением? Какими словами звери могли хвалить хозяина? А давайте свами посчитаем: -Сколько всего животных за столом -Сколько больших животных, а сколько маленьких -Сколько животных едят ложками -Сколько животных сидят на пенках, а сколько на стульях
Кто хочет?
Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать. Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара. Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой. Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно! Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами. В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!» Воспитатель: Кто хочет попробовать рассказать? -Дети рассказывают описательный рассказ Игра с мячом: Сад бывает какой? (старый, вишневый, зеленый, летний, фруктовый, зимний, красивый); Компот какой бывает (вкусный, кислый, сладкий, вишневый, холодный); Лужайка какая бывает? (зеленая, уютная, красивая, радостная); Медведь что делает? (ходит на двух лапах, спит в берлоге, сосет лапу, ревет) | -Ответы детей - кресло деревянное -ложки деревянные -миска деревянная -стол деревянный - дрова, рогатка - там стоит корзина с вишней -котел повесили над огнем - Чтобы сварить компот -На столе стоит горшок. -Он большой, тяжелый -Двое - Очень много - Да, можно - Я вижу медведя ТОПА, собаку ТЯПУ, белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком -Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню -Собака Тяпа наливает половником компот - Лиса лакает компот из тарелки -Хозяйка Тяпа, гости сидят, а она наливает половником компот, на ней одет фартук. -Да, довольны - Умница Тяпа -Ты отличная хозяйка - Тяпа ты очень вкусно готовишь Ответы детей Помочь рассказать летнюю историю для их друзей -Жили были, - Однажды, - Один раз, Как-то раз… Дети по одному рассказывают последовательный рассказ. Высказывают свое мнение, аргументируют его. Игровая деятельность. Согласовывают существительные с прилагательными | Наглядный Картина | Знают структуру рассказа. Могут применять фразы для зачина и концовки рассказа. | |
Заключительная часть. Рефлексия. 5 минут | Как вы думаете, мы смогли помочь нашим друзьям, Тяпе и Топу? Почему вы так решили? |
| . | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития
Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...
«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы»
Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» в подготовительной к школе группе
Ход игры:Организационный момент:Воспитатель: Ребята, я сегодня в своём почтовом ящике нашла рекламу об открытии детского кафе под называнием «Цветик - семицветик». Посмотрите, какая яркая, красо...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие». Раздел «Физическая культура» в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД по физической культуре с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии....
Проект проведения сюжетно- ролевой игры «Дом моды» в подготовительной к школе группе
Конспект поможет педагогом , работающим с детьми подготовительной к школе группы, спроектировать сюжетно- ролевую игру "Дом моды"....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития
Конспект сюжетно-ролевой игры«Зоопарк»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...
Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа
Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...