Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Технологическая карта ООД  по  образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области

«Речевое развитие»

 Группа: подготовительная к школе

 Воспитатели:  Костяева Н.Н.

 Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Тяп и Топ варили компот»

 Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действиями;

 Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения;

Развивающие: развивать словесно-логическое мышление; слухоречевую память; 

Образовательные: учить составлять рассказы по картинам с фабульным развитием; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающим действием

Активизация словаря: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения, применяя доказательную речь; согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе.

Старый, вишнёвый, зелёный, летний, фруктовый, зимний, красивый, вкусный, кислый, сладкий, вишнёвый, холодный, горячий. Зелёная, уютная, красивая, радостная, солнечная. Ходит на двух лапах, быстро бегает, карабкается на дерево, ворует мёд, спит в берлоге, сосёт лапу, ревёт.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Отгадай», «Соедини по точкам».

Используемый материал: предметные картинки «собака», «медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот».

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Этап/

Продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Предполагаемый результат

Педагог

Дети

Вводная часть.

Организационный момент

 2 минуты

 

- Здравствуйте ребята

Давайте с вами встанем в круг

-Собрались все дети в круг.

-Я твой друг и ты мой друг.

-Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Приветствие друг друга

 

 Дети настроены на общение

Проблемная ситуация

3минуты

Заинтересовать детей в предполагаемой деятельности.

Познакомить детей с персонажами изображенных на

картине.

- Ребята, попробуйте угадать, кто будет героями нашей истории.

-К нам сегодня пришел ваш

старый друг, который хорошо вам знаком.

Отгадайте загадку:

-Его белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую, а ваш старый друг, любит пчелиный мед и ягоду лесную. Кто такой ваш старый друг? 
- Да, это медведь, как вы так сразу отгадали?
- Но в этот раз он пришел не один, ему так у вас понравилось, что он рассказал об этом своему другу, который тоже захотел к вам в гости.  

Его друг не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – сразу знать дает. 
- А как вы догадались? Каким образом собака дает знать хозяину, что кто-то идет?

- Дети, когда приходят гости, что обычно говорят? (здороваются). А если гости не знакомые? (знакомятся).
- Может нам тоже пора с ними познакомится?     
- Так вот, когда вы знакомитесь, что говорите? (Меня зовут Сергей, а как тебя зовут?)
- Что-то нам друзья не отвечают. Дети, я совсем забыла, что они говорить не умеют. Чтобы узнать, как их зовут они приготовили нам подсказки. (звуковая схема и набор букв) Сможете?   Сколько звуков в названии животных?  Какие это звуки? Почему так решили? Давайте все вместе прочитаем, что у нас получилось.
- Как вы думаете, кого зовут ТЯПА?

Хорошо, а имя медведя?

 - Ребята, Тяпа и Топ хотели вам рассказать интересную историю, которая приключилась с ними прошлым летом в лесу. Только разговаривать они не умеют, у них есть фотографии, по которым мы сможем узнать их историю (показываю маленькие фотографии – серия сюжетных картинок «Как Тип и Топ варили компот») и составить рассказ.

 

Коммуникативная

деятельность.

 
   Отгадывают загадки: «Наш старый друг медведь», «Он любит мед и ягоду». «Это собака». Применяя в речи заданную конструкцию: «Я думаю, что…». Потому что, в загадке говорится …».  «А я считаю, что…». Потому что…». 

-Собака громко лает

Коммуникативная деятельность
 - Меня зовут Аня, а как вас называть, уважаемый медведь?     Мое имя Вова, а как обращаться к вам уважаемая собака?


 Коммуникативная деятельность
Дети составляют клички животных, читают Тяпа и Топ.
-Проводят звуковой анализ слов

- ТЯПА - зовут собаку

- Медведя – зовут ТОП

Словесный

(вопросы)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение внимания.
 
Дети способны быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Сформирована мотивация на предстоящую деятельность

Основная часть.

Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений

20 мин

Познакомить детей с персонажами изображенных на

картине.

Развивать

образность речи детей, понимание значение образных слов и выражений

- Фотографии такие маленькие, я решила их увеличить, чтобы нам было хорошо видно.

Давайте рассмотрим первую фотографию, которую звери назвали:

«ВАРИМ КОМПОТ» - 1

-Как вы думаете, какое время года на фотографии?

-Что же происходит в этом лесу?

-Скажите, а чем же опасно лазить по деревьям?

-Что же такое вкусное он там собирает? 

-Что у него в руках?

- Зачем он взял с собой корзину?

- А может кто-то из вас собирал в деревне или на саду вишню?

- Расскажите как?

Как можно залезть на дерево?

- А можно ли потрясти дерево, чтоб вишня осыпалась?

-Почему?

- Что задумали звери

Почему вы так решили?

-А кроме компота, что можно приготовить и з вишни?

 

- Лето,

(потому что деревья зеленые, зеленая лужайка, цветут цветы, созрели ягоды вишни)

- (Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа развела костер, повесила котел с водой  и кладет сахар в кипящую воду)

-Можно упасть и сильно ударится 

- Вишню

- Корзина

-Вишня очень сочная, ее нужно собирать аккуратно.

-Нужно поставить лестницу

-Нет

- Вишня будет грязной, ее тогда нельзя кушать.

-Сварить компот

- Потому что они нарвали много вишни?

- Варенье, морс

   

Могут строить

сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т.д.)

Правила безопасности по ОБЖ



Дети мотивированы на дальнейшую деятельность.
Умеют согласовывать прилагательные с существительным.
Могут строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т.д.)
Отвечая на вопросы, составляют высказывание из двух-трех предложений


Могут составить небольшой план рассказа.
Знают структуру рассказа. Могут применять фразы для зачина и концовки рассказа.
Овладение умениями составлять рассказ по плану.
Сформированы элементарные навыки анализа.

Динамическая пауза

2минуты

А сейчас мы с вами отдохнем и тоже сварим компот

- Будем мы варить компот

- Фруктов нужно много. Вот. 

-  Будем яблоки крошить,

- Грушу будем мы рубить, 

- Отожмем лимонный сок,

- Слив положим и песок. 

- Варим, варим мы компот, 

- Угостим честной народ. 

Имитация движений

Маршируем на месте

показать руками - "много"

имитировать: как крошат

рубят,

отжимают,

кладут, насыпают песок

повернуться вокруг себя

 хлопать в ладоши

Практическая

работа

3 минуты

  - А давайте с вами пофантазируем ,что же произошло дальше с нашими друзьями ?


- Хотите узнать, что на самом деле дальше было?

«ОХ И ВКУСНО»
- На этой фотографии много предметов из дерева.

Давайте их найдем и назовем. Кресло какое?

Ложки какие?

Миска какая?

Стол какой?

 Я что-нибудь пропустила?
- Вы что-нибудь видите в правом верхнем углу этой фотографии?   
А куда звери повесили котел?

Для чего они это сделали?

Что стоит на столе?

Какой он?

- Обратите внимание, сколько зверей здесь?

- А компоту сколько?

- Как вы думаете, для такого количества зверей, этого компота достаточно будет или мало, или все-таки, слишком много?

То есть можно еще гостей позвать? Отлично.


 -  Ребята, но у нас осталась еще одна фотография под названием «Гости пришли» 


 - Кирилл, назови, кого ты видишь на этой фотографии и чем этот зверь занят?

-Придумайте предложение про каждого из героев?

Кто? Что делает?
- Про всех зверей вы все верно рассказали.

-А можно, посмотрев на это фото, сразу догадаться, кто хозяин таких угощений?

- Довольны ли звери угощением?

 Какими словами звери могли хвалить хозяина?

А давайте свами посчитаем:

-Сколько всего животных за столом

-Сколько больших животных, а сколько маленьких

-Сколько животных едят ложками

-Сколько животных сидят на пенках, а сколько на стульях


А вы помните, зачем пришли к нам звери?
- Ребята, мы с вами подробно рассмотрели все фотографии, кто-нибудь сможет рассказать всю историю?

Кто хочет?


- Но прежде, чем, начать, я хочу вам напомнить, что у каждой истории есть начало, середина и конец. Скажите мне, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, даже истории. Как мы можем начать историю, которая приключилась с собакой Тяпой  и медведем Топом? А как ее можно закончить?

Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»

Воспитатель:

 Кто хочет попробовать рассказать?

-Дети рассказывают описательный рассказ

Игра с мячом:

Сад бывает какой?

(старый, вишневый, зеленый, летний, фруктовый, зимний, красивый);

Компот какой бывает

(вкусный, кислый, сладкий, вишневый, холодный);

Лужайка какая бывает?

(зеленая, уютная, красивая, радостная);

Медведь что делает?

(ходит на двух лапах, спит в берлоге, сосет лапу, ревет)

-Ответы детей

- кресло деревянное

-ложки деревянные

-миска деревянная

-стол деревянный

- дрова, рогатка

- там стоит корзина с вишней

-котел повесили над огнем

- Чтобы сварить компот

-На столе стоит горшок.

-Он большой, тяжелый

-Двое

- Очень много

- Да, можно

- Я вижу медведя ТОПА, собаку ТЯПУ,

белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком

-Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню

-Собака Тяпа наливает половником компот

- Лиса лакает компот из тарелки

-Хозяйка Тяпа, гости сидят, а она наливает половником компот, на ней одет фартук.

-Да, довольны

- Умница Тяпа

-Ты отличная хозяйка

- Тяпа ты очень вкусно готовишь

Ответы детей

Помочь рассказать летнюю историю для их друзей

-Жили были,

- Однажды,

- Один раз,

Как-то раз…

Дети по одному рассказывают последовательный рассказ.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Игровая деятельность. Согласовывают существительные с прилагательными

Наглядный

Картина

Знают структуру рассказа. Могут применять фразы для зачина и концовки рассказа.
Овладение умениями составлять рассказ по плану.
Сформированы элементарные навыки анализа.

Заключительная часть.

Рефлексия.

5 минут

 Как вы думаете, мы смогли помочь нашим друзьям, Тяпе и Топу? Почему вы так решили? 
Что помогло нам составит рассказ?
- Ребята, вы такие молодцы. Типу и Топу мы отдадим запись с рассказом о их замечательной летней истории, которую вы теперь можете рассказать своим друзьям и родителям.

 

.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. 
Удовлетворение от того, что смогли оказать помощи.
Мотивация на дальнейшую коммуникативную деятельность

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» в подготовительной к школе группе

Ход игры:Организационный момент:Воспитатель: Ребята, я сегодня в своём почтовом ящике нашла рекламу об открытии детского  кафе под называнием «Цветик - семицветик». Посмотрите, какая яркая, красо...

Проект проведения сюжетно- ролевой игры «Дом моды» в подготовительной к школе группе

Конспект поможет педагогом , работающим с детьми подготовительной к школе группы, спроектировать сюжетно- ролевую игру  "Дом моды"....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития

Конспект сюжетно-ролевой игры«Зоопарк»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...