Конспект познавательно–речевой деятельности для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
НОД для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krugovorot_vody.docx | 325.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Детский сад №7 «Лисичка»
Конспект
Познавательно-речевой деятельности
для детей старшей группы на тему:
«Круговорот воды в природе»
Автор - составитель:
Никифорова Инна Резвановна,
учитель-логопед МБДОУ «ДС №7»
Анжеро-Судженск
2013
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………3
Конспект НОД ………………………………………………………………………………………………………..4
Заключение ………………………………………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………………………….11
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста уже способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, знаний о себе и других людях и т.д. однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределённы, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Важное условие формирования у дошкольников представления о природе – понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны. Ребёнок познаёт природный мир постепенно: сначала то, что его окружает дома, в детском саду, со временем его жизненный опыт обогащается.
Тема: Познавательно-речевое занятие «Круговорот воды в природе»
Цель: Совершенствовать знания детей о круговороте воды в природе, закрепление знаний детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о свойствах воды; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Развивать умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей
- Продолжать развивать навыки общения и рассуждения, уметь делать выводы
Предварительная работа
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А Рыжовой
- Знакомство с круговоротом воды в природе
- Дидактическая игра «Кому нужна вода».
- Исследовательская деятельность очистка воды
Оборудование и материал:
Аудиозапись «Шум воды в природе», бусины пуговицы для опытов на каждого ребёнка, пластмассовые стаканчики, наглядный материал: ИКТ (картины, кроссворд)
Конспект
Ход
Логопед: Ребята послушайте стихотворение которое я приготовила сегодня для вас
Звучит музыка (Журчание воды)
Чтение стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся
Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею Вам я доложить,
Без неё нам не прожить
Логопед: Ребята скажите что вы знаете о воде? какая бывает вода?
Пресная
Солёная
Лечебная
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям какая нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Логопед: Ребята а кто мне скажет как поступает вода в кран? (ответы детей)
Логопед: Ребята я предлагаю вам заняться экспериментом, пройдите пожалуйста в нашу лабораторию
(дети проходят одевают фартуки и косынки, рассаживаются за столы по два человека)
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит круглая бусинка и квадратная пуговица. Логопед спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем стакан и наполним его водой. Перельем эту воду в баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Логопед показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3 Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
С в о й с т в а в о д ы
1 Вода не имеет формы
2.Вода прозрачна
3.Вода бесцветна
4.Вода не имеет запаха
Физминутка (выполняем движения в такт тексту)
Моем руки, моем шею.
Моем уши и лицо.
Не спеша, не спеша.
Чистым быть ведь так приятно,
Чистота – хороша!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Грязь, смывайся!
А сейчас ребята я предлагаю вам отгадать кроссворд
4
к | р | а | н |
2 е
В | |||||||||
с | О | С | у | л | ь | к | а | ||
Д | а | ||||||||
А |
- Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт,
заплачет она и умрёт.
- Очень добродушная,
Я мягкая послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
- Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
- Летом бежит,
А зимою спит,
Весна настала
Опять побежала.
Логопед: Ребята о чём мы сегодня говорили?, какой вывод мы можем сделать?
вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам
бесценное богатство.
Вода вокруг нас всюду. Вот облако. Скоро и оно прольётся дождиком. И белая звёздочка – снежинка -тоже вода.
Логопед: Всем спасибо за интересную и увлекательную беседу.
Желаю чтоб в вашем доме всегда была чистая вода.
Заключение
Для наиболее успешного решения программных задач педагогом выбраны разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания: экспериментальная деятельность дошкольников, «чтение» схем, рассматривание моделей, составление художественное слово, загадка, беседа по вопросам, проблемная ситуация. С целью повышения внимания и интереса детей к изучаемому материалу, приближения их к природе, на занятии предполагается использование информационно-коммуникативных средств – это компьютерная анимация, звуки природы, фотографии, отражающие реальный мир.
Список литературы
1 «Загадки для детей – О состоянии воды»
Автор: Владимир – Григорий Ступников.
2 «Почемучка» Издательство: Стрекоза. Автор: Тереньтьева Н.
Серия: Читаем детям. Год выпуска: 2010
3 Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов
дошкольного воспитания. Автор-сост С.Н. Николаева.
М, «издательство АСТ», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы "Поможем Федоре"
Конспект на закрепление знаний о посуде(из чего сделана как называется, детали посуды) , классификация посуды, обогащение и активизация словаря детей. Образование уменьшительной формы существител...
"Поможем Федоре" - конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы.
Закрепление знаний о посуде( из чего сделана, части посуды, название). Образование уменьшительной формы существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов. Продолжать знакомство с т...
Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...
Конспект познавательно - речевой деятельности для детей старшей группы «Составление описательного рассказа Зимушка пришла»
Обучать детей составлять рассказ - описание по сюжетной картине....
Конспект ООД по познавательно – речевому развитию для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»
Конспект ООД по познавательно – речевому развитию для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»...
Конспект познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Волшебство воды».
Форма проведения: нетрадиционное познавательно-речевое занятие с экспериментально-исследовательской деятельностью.Цель: совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды для раз...