Конспект познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Волшебство воды».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

Форма проведения: нетрадиционное  познавательно-речевое занятие с  экспериментально-исследовательской деятельностью.

Цель: совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды для развития связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

- Способствовать накоплению  у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Коррекционно-развивающие

- Развивать связную речь, мышление, любознательность;

-Закреплять употребление в речи прилагательных в согласовании с существительным, глаголов.

- Развивать  умение делать выводы, умозаключения;

Коррекционно-воспитательные

- Воспитывать  бережное отношение к воде, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebstvo_vody.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Арнаутова Л.В.

МБДОУ-детский сад № 27 « Сказка»

г.Саяногорск  

 Конспект познавательно-речевого занятия  для детей подготовительной группы с ТНР

Тема: «Волшебство  воды».

Форма проведения: нетрадиционное  познавательно-речевое занятие с  экспериментально-исследовательской деятельностью.

Цель: совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды для развития связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

- Способствовать накоплению  у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Коррекционно-развивающие

- Развивать связную речь, мышление, любознательность;

-Закреплять употребление в речи прилагательных в согласовании с существительным, глаголов.

- Развивать  умение делать выводы, умозаключения;

Коррекционно-воспитательные

- Воспитывать  бережное отношение к воде, умение работать в коллективе.

Словарная работа: вода прозрачная, солёная, сладкая, журчание ручейка, очищаем, фильтр.

Оборудование: магнитофон (ТСО), предметы и ёмкости разной формы, прозрачные стаканчики, салфетки, сахар, соль, мука, растительное масло, камешки, пинцеты, воронки, краски, балансировочные подушки.

Методы:

- словесные, наглядные, практические.

Приёмы:

- художественное слово, уточнения, опросы, игровые приёмы;

- алгоритмы составления моделей этапов деятельности;

- опыты и эксперименты, как закрепление познавательной активности.

Технологии: моделирование, экспериментирование, здоровьесберегающие.

Ход занятия:

I часть.  Развитие слухового внимания. Слышен звук капель воды (аудиозапись)

- Дети, что мы слышим? (…)

- Правильно, молодцы! Это звук капель воды.

- Послушайте стихотворение, которое называется  «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите она кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Скажите пожалуйста, для чего нужна вода? (…) Кому нужна вода? (…). А вы хотите всё узнать о воде? (…). Сегодня мы с вами будем работать в лаборатории, где проведём исследование свойств воды.

А в лабораторию мы пройдем по камушкам в речке (ходьба по балансировочным подушкам -«кочкам»)

II. Опыты.

1. Какой формы вода?

- Ребята, кто скажет, какой формы предметы лежат на столе? (…).

- (на столе лежат: кубик, круг,  прямоугольник, призма).

- Как выдумаете, имеет ли форму вода? (…). Чтобы узнать, имеет ли вода форму, мы с вами проведём эксперимент: возьмём баночку и наполним её водой, а затем перельём воду в стакан. Посмотрите, изменилась форма воды?  (…). Изменилась.

 - Таким образом мы узнали, что вода не имеет формы и всегда принимает форму того  предмета, в котором она находится. Вода – это что? (…). Вода –это жидкость.

- Вспомните, когда снег таял, что происходило? (…), лужи на асфальте растекались, а на земле?  (…). Да, вода впиталась в землю, а земля после этого стала влажной.  Этим  экспериментом  мы ещё раз доказали, что вода не имеет формы.    

Показ детям карточки-алгоритма, который символизирует, что у воды нет формы.

  Пальчиковая игра : «Достань камешек со дна стакана - захват пинцетом)»                                                                                                            

2. Какого цвета вода?

- Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (…). Давайте проверим.  У каждого из вас стоят два стакана. Чем наполнены стаканы? (…). Правильно, в одном стакане вода, а в другом стакане – молоко. Возьмите камушек и опустите его в стакан с водой. Вы видите камушек? (…). Возьмите другой камушек и опустите его в стакан - с молоком. Сейчас вы видите камушек? (…). Почему его не видно? (…).

- Из  этого опыта мы узнали, что вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета.

- Ребята, как выдумаете, прозрачную воду можно сделать непрозрачной? (…). Как это можно сделать? (…). Да, нужно взять краску и добавить её в воду. Что произойдёт с водой? (…). Добавьте краску в воду. Что произошло с водой? (…). Правильно, вода стала цветной. Какого цвета стала ваша вода? Да, какую краску добавили в воду, такого цвета и стала вода.

- Что мы узнали из этого эксперимента? Мы узнали, что вода – прозрачная жидкость.

Выставляем карточку-алгоритм.

3.Вода – растворитель.

- Дети,  как выдумаете, у воды есть вкус?  Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Затем одному ребёнку предлагается размешать в стакане сахар, другому – соль.  После растворения веществ, предложить детям попробовать воду на вкус.

 – Скажите, что изменилось? (…). У воды появился вкус, вода  какая стала? (…).

- Из  этого делаем вывод, что вода не имеет своего вкуса.

- Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (…). Правильно, они растворились, потому что вода может растворять вещества. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Два  ребёнка выполняют задание.

- Пока вода будет творить чудеса, мы с вами отдохнём.

III. Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,              Дети  шагают на месте.

Наклонились и умылись,                            Наклоны вперёд.

Раз, два, три, четыре,                                   Хлопают в ладоши.

Вот как славно  освежились.                      Встряхивают руки.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                               Круги  двумя руками вперёд.

Одной рукой – это кроль.                            Круги двумя руками вперёд попеременно.

Все как один плывём как дельфин.            Прыжки на месте.

Вышли на берег крутой,                              Шагают на месте.

И отправились домой.

Ну что, будем продолжать эксперимент? (…).

- Дети, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что мы видим?  (…).

- Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Посмотрите на стакан, в который добавили масло, масло осталось на поверхности воды.

- Таким образом, мы узнали, что не все вещества растворяются в воде.

Выставляем карточку – алгоритм.

IV.Фильтрование воды.

- Скажите, пожалуйста, грязную воду можно пить? (…). Почему нет? (…).

- Представьте себе, что мы пошли в лес по грибы, ходили долго, устали, захотели пить, а воду дома взять забыли. В лесу бежит ручей но вода в нём грязная, а мы очень хотим пить. Можно пить грязную воду? (…).

- Ребята, есть много способов очистки воды. С самым простым способом, который может пригодиться вам в жизни, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмите салфетки, воронки, ватные тампоны и ёмкость для воды.  Вместе с вами мы сейчас узнаем, как сделать очистительное устройство – фильтр. И через фильтр очистим грязную воду. (Дети под руководством воспитателя делают фильтры и очищают грязную воду)

- Какой стала вода после того, как  мы её профильтровали? (…)

V. Рефлексия.

- С чем мы экспериментировали на занятии? (…).

- Сейчас мы по алгоритмам расскажем о свойствах воды.  Дети рассказывают, какие эксперименты проводились с водой, как они определяли свойства воды.

- Как вы думаете, надо ли беречь воду? (…).

- Сейчас Дима расскажет нам стихотворение о бережном отношении к воде.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря-зря-зря.

А то пройдёт немного лет,

И нет водицы, нет-нет-нет.

- Дети, представьте, что каждый из вас капелька, возьмитесь за руки, будет ручеёк.

Слышен звук журчания ручейка. (Дети берутся за руки)

 -Ручеёк побежал в море.(дети уходят с занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект познавательно-речевого занятия "Весна идет" подготовительная группа.

Это интересное занятие можно использовать для  работы с детьми логопедической группы, так как оно включает логоритмику, игру на координацию речи и движения, пословицы, загадки....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ «Транспорт» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР"

Данное занятие по окружающему миру в подготовительной группе компенсирующей направленности систематизирует и расширяет знания детей о транспорте, их значении для человека, упражняет в умении классифиц...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной группы «Как на масленой неделе…»

Тема: «Как на масленой неделе…»Квест- это интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов, что позволяет адаптировать её к различным условиям. Игра включает в себя движение...