Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.
методическая разработка по логопедии по теме
Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alaliya._individualnaya_programma.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ ДОМА
Соня, 3 года 10 мес. ОНР 1 - 2 уровень. Моторная алалия.
Ежедневно!
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
Делать лёгкий массаж щёк и массаж языка в подчелюстной ямке.
- Развивать речевой выдох.
Играть на дудочке, на губной гармошке.
Дуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой, делать большие и маленькие пузыри.
Игры: «Мыльные пузыри»; «Вертушки»; «Забей гол», «Капитан» - дуть на лёгкие игрушки, плавающие в воде.
Следить за тем, чтобы Соня не надувала щёки, во время выдоха.
- Развивать голосовые модуляции.
Тянуть гласные звуки: А________________ (малыш)
У__________________(поезд)
Ы_________________(пароход)
О_________________(мишка)
И_________________ (мышка)
АУ ____________
ИА ______________
УАИ__________________
Во время выполнения этих упражнений хорошо использовать буквы.
Петь любимые песни.
Взрослый поёт - ребёнок может начать допевать некоторые слова.
- Развивать слуховое внимание.
Игры: «Что звучит?» (погремушка, дудочка, гармошка, пищалка)
«Что в коробке?» (2 -3 одинаковых коробки, с разными предметами в них, например: бусинки, камень, палочки).
«Узнай по голосу» или «Кто позвал» (использовать указательный жест).
- Выкладывать чередующиеся ряды.
Например:
1 большая пуговица – 1 маленькая – 1 большая – 1 маленькая - ……….
Квадрат – круг – квадрат – круг - …………………
2 белых палочки – 1 чёрная палочка – 2 белых – 1 черная - ………………….
1листик - 1 камешек - …
Взрослый начинает, Соня продолжает.
- Стимулировать речевые высказывания.
Стараться не выполнять просьбы ребёнка, если он что – то просит жестами.
Говорить ему спокойным голосом в медленном темпе:
- Скажи, что ты хочешь.
Если не может ответить, то даём образец. Например: «Я хочу гулять».
- Работа над ритмом.
- Играть на барабане, на бубне, на колокольчике.
- Учить повторять заданный ритм;
- Повторять за взрослым звукоподражания: бом – бом – бом; динь – динь и т.п.;
- Выполнять движения под заданный ритм.
- Счёт.
Чаще считать от 1 – 10. Медленно и чётко (ступеньки, камешки, цветы, ягоды и любые заинтересовавшие предметы).
Цель: ритмическая сторона речи.
- Необходимо развивать мелкую моторику.
Взрослым нужно выучить 2 -3 потешки и чаще выполнять пальчиковую гимнастику с Соней, чётко проговаривая слова в медленном темпе.
Например:
(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
А ТАКЖЕ:
- Перебирайте гречку, пшено, рис, фасоль – раскладывайте в разные тарелки.
- Учите: растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать, насыпать, лепить, раскатывать, раскручивать, закручивать, разбирать на части и собирать целое.
- Предоставьте возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой.
- Учите различать на ощупь: речной песок, гальку, глину, землю, ракушки, щебенку.
- Покажите ребенку, что поверхность песка, мокрой глины, земли можно использовать для рисования.
- Изобразите на песке какой – нибудь знак или символ и попросите ребенка повторить его рядом с вашим, а потом наоборот, пусть придумает он, а вы будете копировать.
- Привлекайте к сбору ягод: учите собирать урожай аккуратно, не раздавив ни ягодки и класть в кружку.
- Конструируйте буквы из: палочек, травинок, ракушек, гальки, желудей, шишек, соломинок, репейника, ягод рябины и др. Пишите буквы и слова на песке, глине.
- Делайте бусы, браслеты и другие украшения из природного материала.
- Выкладывайте любые чередующиеся ряды.
Например: 1 ягода смородины – 2 ягоды крыжовника – 1 смородины и т. д.; 2листочка–2 цветочка и т. д.; 3 палочки – 1 ракушка и др.
- Фантазируйте, придумывайте!
Нужно чаще рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, глины, делать аппликации.
Игры: Мозаика. Конструирование из кубиков, палочек.
- Читать короткие стихи и сказки.
Рассматривать иллюстрации к ним. Всегда задавать вопросы по содержанию. Например:
-Покажи, где ….
-Кто это?
-Какую песенку пел Колобок? и т.д.
- Учить называть различные действия предметов:
Идет, поет, моет, сидит, лежит, спит, ест, читает, пишет, рисует,…
Иду, пою, мою, ем, пишу, …………
- Играть в игру с мячом «Повтори слово»
Взрослый бросает (или катает) мяч ребёнку и произносит слово.
Ребёнок повторяет слово за взрослым и возвращает мяч.
Начинать с простых по слоговому составу слов и звукоподражаний.
Например:
Би-би, мяу, ко-ко, тик – так, ….
Ваня, Таня, Дима, Ната, Оля, ……..
Дом, кот, сок, суп, лук ……..
Вода, каша, мыло, ваза ………….
Машина, собака, лопата, сапоги………….
Сильно хвалить за любые речевые высказывания.
- Разговаривать с Соней по телефону.
Заранее продумывать вопросы, на которые она сможет дать ответ.
- Давать задания, стимулирующие высказывания.
Например: «Позови папу кушать (гулять,….
После звонка в дверь предлагать Соне спросить: «Кто там?»
Играть в прятки и спрашивать: «Ты где?» ( Я тут)
Играя в в футбол, использовать слова: беги, лови, гол!
Чаще использовать одни и те же слова и короткие фразы
- Предлоги (пассивный словарь).
Давать задания:
– Положи большой квадрат в коробку.
- Положи кружок под коробку.
- Маленький квадратик на коробку.
Используйте разные игрушки, цветные карандаши для этих целей.
- Познакомиться с методикой ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
(интернет:«Говорящий алфавит» – видео, статьи: «Глобальное чтение при алалии и аутизме», «Создание личных букварей»).
Альбом №1
-Подписать фотографии родных в альбоме (МАМА, ПАПА, Я- Соня, ….)
-Подписать предметы: стол; шкаф; компьютер; телефон; ванна ….
-Разместить на стенах квартиры буквы: А; У; И; О; М; …….
Высота букв не менее 25 см. Буквы написать черным цветом на белом листе бумаги.
Задания: - Найди букву А. Вот буква А! ЧИТАЙ «А»! (использовать слово «читай», а не скажи).
Сделать альбом №2 «Мой букварь»
Раскрасить букву, сделать аппликацию.
Нарисовать предметы, которые начинаются с изучаемой буквы, и написать слово
(все задания выполняются вместе с родителями).
Находить изучаемые буквы в заголовках газет и показывать Соне (радостно и эмоционально). – Смотри, вот «А!»
Учим: 2 недели – 1 букву
Первые буквы: А; У; И; О; М; Х; П; Т; К; Н (пишем, лепим, раскрашиваем, выкладываем из палочек, семян, пуговиц, конструктора, ниток).
Цель: стимуляция речевых высказываний;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование слоговой структуры;
улучшение темпо - ритмической стороны речи
Раннее обучение чтению не является целью.
- Обогащать словарный запас по лексическим темам:
Игрушки; Домашние животные; Дикие животные; Птицы;
Посуда; Овощи; Фрукты; Одежда; Обувь; Мебель;
Учимся узнавать, показывать и называть реальные предметы и предметы на картинках.
- Как можно больше играть вместе с Соней.
Игры:
«Лото», «Домино» - картинки должны быть хорошо узнаваемыми.
«Конструктор»
Игры с куклой (накормить, уложить спать и т.п)
Подвижные игры: «Догони!»; «Прятки»; «Футбол»; «Бадминтон» и др.
- Познакомиться с методиками: «Нумикон» и Железнова «Пять пальчиков».
- Слушать произведения Моцарта, записи с голосами дельфинов (можно использовать, как фон, во время игр и занятий)
- Соблюдать режим дня.
Nb! Необходимо организовывать в течение дня не менее 3 игр – занятий.
Продолжительность одного занятия 15 - 25 минут.
Заканчивать занятие нужно до того, как ребёнку надоест заниматься – на положительном
эмоциональном фоне. Обязательно очень сильно хвалить.
Логопед, дефектолог Лодейщикова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы
Вариант планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы...
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Пояснительная записка Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...
Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы
Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией
Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в шк...