Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pasha_panshina_ov.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Паньшина Ольга Викторовна
Программа коррекционно-логопедической работы
Часть 1. Подробная логопедическая характеристика
Логопедическое представление
на Павла П.
Возраст: 4 года 10 месяцев Дата обследования: 29 июня 2020г.
Запрос родителей: провести обследование, определить программу развития речи ребенка.
Особенности в анамнезе
Отсутствие ползания. Первые слова в 12 месяцев, фразы с 2 лет. Речевое развитие прерывалось в 1,5 года.
Неврологический статус РЦОН, ЗРР, ЗПРР
Педагогическая характеристика
Подвержен перемене настроения, избирателен в общении. Эмоционально лабилен, быстро меняются реакции в зависимости от предлагаемой активности. На акт обследования эмоциональная реакция — положительная. Общается посредством простой фразы. Проявляет активное эмоциональное общение с родителями. Внимание не достаточно устойчивое. Имеются сложности при переключении с одного задания на другое. Физически развит хорошо. Представление об окружающем мире сформировано, на поставленные вопросы отвечает, верно называет знакомые предметы и действия.
Навыки самообслуживания сформированы.
Общая моторика
Прыжки не выполняет. Испытывает трудности в ловле мяча. Бег выполняет хорошо. С трудом переключается с одной руки на другую. Представление о схеме тела сформировано.
Мелкая моторика
Мелкая моторика развита нормально, использует пинцетный захват. Повторить положение пальцев по показу может. Пользуется ножницами.
Внимание
Объем внимания недостаточный. Запоминает и выбирает среди прочих три предмета.
Восприятие
Слуховое – развито по возрасту, распознает на слух звучащие игрушки, понимает двухступенчатую инструкцию, но реализует с подсказкой.
Зрительное – развито хорошо: соотносит и дифференцирует цвета и геометрические фигуры , подбирает предметы по цвету и соотносит
Пространственное восприятие – развито по возрасту: показывает предмет по инструкции в пробе «Покажи, что стоит на/за/перед стулом», дифференцирует предлоги НА- В
Память
Зрительная – недостаточно: запоминает предметы и их расположение (3-4 предмета)
Слуховая – развита недостаточно: на слух не запоминает ряд из трех элементов (слогов/слов), имеются затруднения. Не удерживает сложную инструкцию. Не запоминает ряд из 4 открытых слогов. Максимальный объем – 2 элемента.
Мышление
Навыки анализа/синтеза сформированы по возрасту. Разрезную картинку собирает, задание «четвертый лишний» выполняет на материале сенсорных эталонов. Классификацию по цвету выполняет.
Конструктивный праксис развит нормально (собирает четырехсоставную пирамидку, складывает картинку из 4х кубиков).
Моторное планирование и удержание моторной программы развито не достаточно хорошо. Ритмический ряд удерживает с помощью взрослого, путается в порядке действий.
Уровень развития импрессивной речи
Понимание речи в полном объеме. Формы единственного и множественного числа, а также падежные конструкции, а также глаголы совершенного и несовершенного вида понимает. Обобщающие слова, действия и поручения понимает.
Уровень развития активной речи
Недостаточное развитие связной речи. При ответах пользуется фразой несложной конструкции. Имеются нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова
Артикуляционный аппарат
Строение артикуляционного аппарата без отклонений. Тонус языка смешанный. Испытывает трудности в выполнении движений верхнего подъема языка и при переключении
Звукопроизношение
В речи присутствуют гласные звуки, а так же согласные звуки раннего онтогенеза. Нарушение произношения свистящих, шипящих звуков, а также звуков Р и Л. Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер
Фонематическое восприятие
Затруднено. Затрудняется придумать слово на заданный звук. В слогах путает оппозиционные звуки. Не различает на слух слова типа мышка-мишка, коса-коза. Затрудняет выделить первый гласный в слове.
Словарь
Беден. Представлен простой бытовой и игровой лексикой
Слоговая структура слова
Нарушена. Наблюдаются замены и перестановки слогов, уменьшение количества слогов
Грамматический строй речи
Развит достаточно. Владеет простыми предлогами, родами, падежами.
Заключение
Общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия
Артикуляционная диспраксия (по Т.Г. Визель)
Речевой дефект представлен нарушением слухоречевой памяти, звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Рекомендации по посещению специалистов
Индивидуальные занятия с логопедом, учителем-дефектологом.
29 июня 2020 /Паньшина О.В./
Часть 2. Направления и цели работы
- Общее направление работы
Цель общая: Развитие связной речи
Обогащение словаря
Артикуляционный праксис
Фонематика
Задачи: коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), обогащение словаря, развитие слоговой структуры слов, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематических процессов, развитие связной речи, развитие ВПФ
- Цель на 1 год + задачи по каждому направлению
Цель: коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), обогащение словаря, совершенствование артикуляционного праксиса, развитие слоговой структуры слов (1-10 класс по Марковой), совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематических процессов, развитие связной речи, развитие внимания и памяти
Задачи: обогащение предикативного словаря, конструкт сложной фразы, коррекция ССС, развитие зрительного и слухового внимания, увеличение объема слухоречевой памяти, обогащение словаря, разитие грамматических категорий, коррекция звукопроизношения (свистящие, шипящие, соноры), понимание и употребление предлогов.
- Цель на 6 мес. + задачи по каждому направлению
Цель: обогащение словаря, построение простой и сложной фразы, коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), совершенствование артикуляционного праксиса, развитие слоговой структуры слов (5-10 класс по Марковой), совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематических процессов, развитие внимания и памяти, развитие навыков словоизменения и словообразования
Задачи: обогащение предикативного словаря, совершенствование слоговой структуры слова (5-10 класс по Марковой), коррекция звукопроизношения (постановка [Л],[Л’],[Р],[Р’], автоматизация и дифференциация звуков [С],[С’],[З],[З’], [Ш],[Ж], [Ч]), развитие артикуляционного праксиса (верхний подъем языка, переключение поз, динамические и статические упражнения), дифференциация ед. и мн. числа существительных, закрепление слов обобщений, словоизменение по падежам, закрепление и дифференциация простых предлогов, словоизменение по родам (м.р, ж.р, ср.р.) и падежам, построение предложений, увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти до 5 предметов, работа над вниманием, составление рассказов по схеме, рассказов-описаний
- Цель на 3 мес. + задачи по каждому направлению
Цель: развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков [Ж], [Ш], [С],[З]; обогащение предикативного и номинативного словарей; развитие навыков словоизменения и словообразования, работа над слоговой структурой слов (1-5 класс по Марковой), развитие пространственных представлений, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие ВПФ
Задачи: формирование речевого выдоха, дифференциация носового и ротового дыхания, формирование артикуляционных укладов для звуков [Ж], [Ш] и [С],[З], дифференциация оппозиционных звуков, развитие слухового внимания, навыка звукового анализа, закрепление графического образа букв, понимание и реализация двух и трех ступенчатой инструкции, построение простой и сложной фразы, дифференциация ед. и мн. числа существительных, закрепление неизменяемых форм, закрепления навыка изменения слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение слов по падежам, работа над слоговой структурой слов (1-5 класс по Марковой), формирование пространственных представлений, развитие соматогнозиса, закрепление и дифференциация простых предлогов, развитие навыка согласования слов (сущ+прилаг, сущ+числительное) , составление простых небольших рассказов, увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти до 5 предметов, работа над вниманием
- Цель на 1 мес. + задачи по каждому направлению
Цель: развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков [Ж], [Ш]), обогащение предикативного и номинативного словарей; развитие навыков словоизменения и словообразования, работа над слоговой структурой слов (1-5 класс по Марковой), развитие фонематического слуха, развитие пространственных представлений, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие ВПФ
Задачи: формирование речевого выдоха, формирование артикуляционных укладов для звуков [Ж], [Ш], артикуляционные упражнения с сушками (уточнение и закрепление гласных звуков 1 ряда), выкладывание визуально-ритмических рядов, развитие слухового внимания, навыка определения наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого гласного в слове, выделение гласного в словах 3 класса по Марковой, понимание и реализация двух ступенчатой инструкции, построение простой фразы, дифференциация ед. и мн. числа существительных, усвоение форм ед. и мн. числа существительных, изменение слов по падежам (И.п., В.п., Д.п.), работа над слоговой структурой слов (1-5 класс по Марковой), формирование пространственных представлений (впереди-сзади, над-под, между), развитие соматогнозиса (части тела и лица), закрепление и дифференциация простых предлогов (в, на, под, над, из, около, за), развитие навыка согласования слов (сущ+прилаг) , составление простого предложения и распространения его (с помощью существительного: Катя ест- Катя ест кашу), увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти до 3-4 предметов, работа над вниманием
Часть 3. Подробная программа работы на 1 месяц. Содержание упражнений.
Название | Над чем работаем | Инструкция + варианты | Результат min \ max | Оборудование |
Формирование речевого выдоха | ||||
Задуй свечу | Формирование речевого выдоха + слуховое внимание | Когда услышишь своё имя, задуй пламя (1 вар. Аня, Юра, Паша. 2 вар. Миша, Даша, Паша) | задул свечку/ задул свечу, когда услышал своё имя | Спички, свеча |
Футбол | Силы выдоха + слуховое внимание | Когда услышишь слово/слог/звук со звуком Ш дуй на пламя | Задул свечу/ задул свечу, когда услышал слово/слог/звук Ш | Спички, свеча |
Формирование артикуляционных укладов для звуков [Ж], [Ш] | ||||
Окно | Широкое открывание рта + кистевой праксис | Когда рука раскрыта, широко открываем рот, а если кисть в кулак, то рот закрыт | Открывает рот произвольно/следует инструкции и не отвлекается на два закрытых кулака подряд | Зеркало (большая баранка), картинка раскрытого окна |
Баранка | Удержание раскрытого рта и вытянутых губ | Перед тобой баранка, потяни к ней губы, замри. Удержи под счет до 5 | Касается губами баранку/выполняет упражнение без помощи баранки | Зеркало, большая съедобная баранка или кружок от пирамидки |
Лопатка | Удержание широкого языка на нижней губе | Открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, удержи Постучать пя-пя-пя и сглотнуть слюну | Положил язык на нижнюю губу/положил расслабленный язык на нижнюю губу, удерживает, язык не подвижен | Зеркало, картинка лопаты |
Чашечка | Удержание широкого, распластанного языка и поднятие вверх краев языка | Открой рот, широкий, расслабленный язык поднять к верхней губе, края языка тянутся вверх. Поймай и удержи капельку | Достать кончиком языка верхней губы/дотянуться до верхней губы боковыми краями языка и удержать капельку воды на языке | Зеркало, картинка чашки, пипетка, вода |
Уточнение и закрепление гласных звуков 1 ряда, удержание моторной программы | ||||
Вкусный клад | Подвижность губ, дифференциация движений губ на звуки А-У, удержание визуально-ритмического ряда | Достань из коробочки такую же (большая сушка=А), найди еще две таких же. Произнеси А Достань такую же (маленькая сушка=У). Найди еще две таких. Произнеси У Продолжи ряд 1:1 | Среди прочих смог выделить и найти такую же сушку и назвать/ нашел, назвал, правильно посчитал и выложил ряд 1:1 | Сушки двух видов, зеркало |
Вкусный клад | Подвижность губ, дифференциация движений губ на звуки О-И, удержание визуально-ритмического ряда | Достань из коробочки такую же (челнок=О), достань еще две. Произнеси О Возьми так (горизонтально) (челнок=И). Достань еще две сушки. Произнеси И Продолжи ряд 1:1 | Среди прочих смог выделить и найти такую же сушку и назвать/ нашел, назвал, правильно посчитал и выложил ряд 1:1 | Сушка челнок, зеркало |
Вкусный клад | Подвижность губ, дифференциация движений губ на звуки А-У-О-И, удержание визуально-ритмического ряда | Логопед выкладывает ряд из сушек А-У-О-И и предлагает ребенку «прочитать» ряд. Сделай такой же ряд | «прочитал» звуки/ «прочитал» звуки, выложил самостоятельно | Сушки, зеркало |
Определение наличия или отсутствия звука в слове | ||||
Охотник | Фонематическое восприятие, выделение звука на фоне слога и слова | Я буду произносить звуки/слоги/слова, когда ты услышишь звук Ш, то хлопай в ладоши, поймай его. Будь внимателен | Поймал звук Ш/ поймал звук, слог и слово со звуком Ш | |
Внимательный глаз | Фонематическое восприятие, определение наличия или отсутствия звука в слове (начало слова) | Посмотри на картинки и положи в шляпу, только те, названия которых начинаются со звука Ш | Назвал картинки со звуком Ш/ выполнил самостоятельно без проговаривания картинок вслух | Картинки |
Выделение первого гласного в слове | ||||
Чудесный мешочек | Фонематическое восприятие | Доставай из мешочка предметы, назови и выдели первый звук. Акула, аист, окунь, ананас, ухо, удочка, утка, ослик, индюк, изба | Назвал все предметы, выделил звук после произнесения логопедом/ самостоятельное выполнение | Зеркало, игрушки |
Выделение гласного в словах 3 класса по Марковой | ||||
Сюрприз | Выделение гласного звука в словах | Переворачивай карточку, называй слово и выдели гласный звук Дом, суп, зуб, лист, кот, мышь и др. | Назвал все предметы, выделил звук после произнесения логопедом/ самостоятельное выполнение | Зеркало, карточки |
Понимание и реализация двух ступенчатой инструкции | ||||
Ушки на макушке | Понимание и удержание двухступенчатой инструкции Вводим в ритуал занятия(там лежать наклейки-поощрения) | Послушай и найди наклейку. Подойди к шкафу и открой правую дверку Подойди к столу и загляни под него | Выполнил первый шаг/ выполнил оба шага и нашел наклейку | Наклейки |
Построение простой фразы, усвоение глагольных форм | ||||
Разговорчики | Построение простой фразы по примеру/схеме Я мою … Я несу…. Я беру… Я тяну…. | Посмотри на фотографию, что ты тут делаешь? «Я мою….мяч» Доставай карточки и составляй новое предложение Я мою…(грушу, руки, дыню и п.т.) | Составил фразу и назвал по опорной схеме/составил фразу и назвал по устному примеру, подставлял и другие глаголы | Фотографии ребенка в действии, карточки или фото предметов |
Круги | Построение простой фразы (Круги Коняхиной) | Крути круг и называй предложение: Мама моет… | Составил фразу (моет пол)/составил полную фразу | Фразовые круги (автор Коняхина) |
Дифференциация ед. и мн. числа существительных | ||||
Посмотри и назови | Правильное употребление ед. и мн. числа существительных (носок-носки, карандаш-карандаши, лимон-лимоны) | Разложены парные карточки на столе. Посмотри и найди пары. и дается образец (это лимон-а это лимоны) | Нашел пары и назвал по наводящему дополнению: у меня один лимон, а в магазине лежат…)/ нашел пары и назвал самостоятельно | Парные карточки (носок-носки) |
«А у меня» | Правильное употребление ед. и мн. числа существительных в Р.п. | Разложены парные карточки на столе. Посмотри и найди пары. Мне положи картинки, где 1 предмет, а себе возьми где несколько У меня есть лимон, но нет кислых…(лимонов) и т.п. | Нашел пары и назвал по наводящему дополнению/ нашел пары и назвал самостоятельно | Парные карточки (носок-носки) |
Изменение слов по падежам (И.п., В.п., Д.п.), работа над слоговой структурой слов (1-5 класс по Марковой) | ||||
Посмотри | Употребление И.п. и отработка слов 1 слогового класса по Марковой (словарь усложняется по мере успевания) | Надевай волшебные очки и называй кто там Это миша Это липа (липа, мыша, дино, киса, бусы, жаба лужа, вата и др) | Называет слова после предъявления логопедом/ самостоятельно называет слова | Карточки |
Посмотри | Употребление В.п. и отработка слов 1 слогового класса по Марковой | Надевай волшебные очки и называй кого ты видишь Я вижу…мышУ Я вижу…ватУ | Называет слова после предъявления логопедом/ самостоятельно называет слова | Карточки |
Накорми друга | Употребление Д.п. и отработка слов 1 слогового класса по Марковой | Назови героя и угости его (подбери каждому лакомство) Это миша, я ему дам рыбу | Называет героя, подбирает правильное угощение и повторяет / Называет героя, подбирает правильное угощение и изменяет окончание | Карточки или фигурки героев и угощение |
Накорми друга | Употребление Д.п. по адресу и отработка слов 1 слогового класса по Марковой | Послушай инструкцию и выполни Дай кашу мише Дай рыбу лисе | Берет угощение / берет угощение и дает нужному герою | Карточки или фигурки героев и угощение |
Формирование пространственных представлений (впереди-сзади, над-под, между) | ||||
Встань в очередь | Формирование пространственных представлений (впереди-сзади, между) + дыхание | Расставь героев друг за другом. Посмотри и назови, кто первый, кто второй, третий, последний (слева-направо) Покажи, Кто перед лисой? Кто сзади кота? Кто между дино и заей? 2 вариант Послушай и урони нужного героя Кто между лисой и заей? (и ребенок дует в дудку, роняя героя) | Показывает героя, не называя/ показывает и называет | Игрушки или бумажные фигурки + дудка-язычок |
Приборка | Формирование пространственных представлений (над-под) | В детской комнате был беспорядок, мама прибралась. Посмотри и назови, куда она положила предметы (и проговариваем, что ребенок должен сам прибираться) Что мама положила под кровать? А что над столом? и т.п. | Находит на сюжетной картинке называемый предмет/находит на сюжетной картинке называемый предмет и называет полным ответом | Сюжетная картинка или изображение комнаты и разложенные на нее предметы |
Развитие соматогнозиса (части тела и лица) | ||||
Стикеры | Развитие соматогнозиса (части лица) | Ребенку на лицо приклеиваются стикеры/наклейки /ценники Вариант 1 Отклеивай наклейку и называй, что она прятала (прятала лоб, щеку, нос) Вариант 2 Логопед наклеивает себе на лицо наклейку, ребенку предлагается наклеить себе на такое же место | Разрешает себе наклеить и пытается повторить название части лица/полностью выполняет задание | Стикеры, наклейки, зеркало |
Льдинка и варежка | Развитие соматогнозиса (части тела и лица) | Ребенку с закрытыми глазами по лицу/телу проводится холодным роликом или прикладывается кусочек льда. Его задача приложить на это же место нагретую варежку | Называет место, куда коснулась льдинка/выполняет полностью | Лед или массажный ролик, теплая варежка (нагретая) |
Потеряшка | Развитие соматогнозиса (части тела и лица) | Посмотри, мальчик что-то потерял. Чего ему не хватает? (носа, уха, глаза). Давай ему поможем и все найдем (соотнесение части лица) | Называет части лица и тела/называет части тела и лица и соотносит недостающие предметы | Человек из картона и съемные части лица и тела |
Кусачка | Развитие соматогнозиса (части тела и лица) | Посмотри, это же киса. На нее напала «Кусачка», видишь сколько прищепок. Снимай прищепки и называй куда укусила «Кусачка» | Снимает прищепки/снимает прищепки и называет части тела и лица | Прищепки |
Мячик | Развитие соматогнозиса (части тела и лица) | Мячик очень любит кататься, давай его покатаем по себе. Внимательно слушай и катай там, где я назову | Катает мяч/катает мячик там, где нужно | мяч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа организации коррекционно-логопедической работы группы инклюзивной направленности
Группа инклюзивной направленности-группа с детьми , имеющими разные сценарии развития. Программа коррекционно-логопедической работы заточена под детей как имеющих проблемы со здоровьем, так и детей с ...
конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия "Веселый зоопарк"
автоматизация звука -Р- посредством игровой деятельности с использованием ИКТ...
«Индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие по автоматизации звуков [р], [р’] в предложениях и связной речи»
конспект занятия по коррекции звукопроизношения....
Программа индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (части АОП)
В программе представлен план индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата....
Конспект индивидуального коррекционно - логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах" .
Конспект индивидуального коррекционно - логопедического занятия по автоматизация звука С в слогах, словах у детей с ТНР....
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы по развитию фонематического слуха
В программе представлены:актуальность, адресат, объем программы, цель и задачи, реализация содержания программы, планируемые результаты реализации программы, условия для реализации, оценка результатив...
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы...