Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
- Пояснительная записка
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Дети с агрессивным поведением - многочисленная категория разнородная по своему составу. У части из них агрессия является нормальным проявлением и не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако она требует внимания со стороны специалистов, так как в основе ее могут лежать внутренние страхи. У определенной категории детей агрессия является деструктивной. Она, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности для полноценного общения, деформируется личностное развитие. Существует и категория детей, которые таким поведением привлекают к себе внимание.
Своевременная коррекционная помощь является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и полноценное личностное развитие ребенка.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию деструктивного и защитного агрессивного поведения у детей, с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Коррекционная программа рассчитана на детей 5-7 лет. В программе используются методы арт-терапии, игро-терапии, сказкотерапии. Форма проведения: индивидуальный игровой сеанс. Занятия включает в себя арт-терапевтические, игровые упражнения, ориентированные на обучение способам выражения агрессии; пальчиковые игры; инсценировки; упражнения на релаксацию и снятие напряжения; упражнения, обучающие приемам саморегуляции и самообладания. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, а также на формирование социально-приемлемых способов выражения гнева, необходимых для полноценного общения и личностного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnoy_korrektsionno.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
Составитель:
педагог-психолог Иванина И.Ю.
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
- Пояснительная записка
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Дети с агрессивным поведением - многочисленная категория разнородная по своему составу. У части из них агрессия является нормальным проявлением и не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако она требует внимания со стороны специалистов, так как в основе ее могут лежать внутренние страхи. У определенной категории детей агрессия является деструктивной. Она, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности для полноценного общения, деформируется личностное развитие. Существует и категория детей, которые таким поведением привлекают к себе внимание.
Своевременная коррекционная помощь является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и полноценное личностное развитие ребенка.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию деструктивного и защитного агрессивного поведения у детей, с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Коррекционная программа рассчитана на детей 5-7 лет. В программе используются методы арт-терапии, игро-терапии, сказкотерапии. Форма проведения: индивидуальный игровой сеанс. Занятия включает в себя арт-терапевтические, игровые упражнения, ориентированные на обучение способам выражения агрессии; пальчиковые игры; инсценировки; упражнения на релаксацию и снятие напряжения; упражнения, обучающие приемам саморегуляции и самообладания. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, а также на формирование социально-приемлемых способов выражения гнева, необходимых для полноценного общения и личностного развития ребенка.
Количество занятий 7
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Все занятия построены следующим образом:
Приветствие Пальчиковые игры (2-3мин)
Упражнения арт- терапевтические (сказка или игра) (15 -20 мин)
Упражнения на обучения способам выражения гнева/ упражнения на самоконтроль (5 мин)
Упражнения на релаксацию (2-3 мин)
Прощание (1мин)
Кроме того, упражнения коррекционно-развивающего блока построены таким образом, чтобы обеспечить переключение разных видов деятельности. Это обеспечивает уменьшение утомляемости во время занятия.
Цель данной программы: коррекция агрессивного поведения у детей 5-7лет
Задачи:
- Учить различать разные эмоциональные состояния;
- Обучать социально-приемлемым, адекватным способам выражения агрессии;
- Обучать приемам саморегуляции и самообладания;
- Снять эмоциональное и физическое напряжение;
- Тематический план занятий
№ | Тема | Цель | Наименование форм работы |
1 | Рука гнева | Снять эмоциональное и физическое напряжение |
|
2 | Мир эмоций | Учить различать разные эмоциональные состояния | 1. Галерея чувств 2. Светофор 4. Салют 5. Шалтай-Балтай |
3 | Портрет гнева | Учить выражать свой гнев |
|
4 | Сердитый вулкан | Обучать приемам само регуляции и самообладания |
|
5 | Лепешка | Распознать и проработать систему границ, справляться с агрессией социально- приемлемым способом, Распознавать свои чувства и чувства других. |
|
6 | Сказка | Учить быть сильнее своей агрессии, защищая слабых |
|
7 | Гнев на сцене | Обучать социально-приемлемым, адекватным способам выражения агрессии; |
|
Литература
- Дубровина И. В. Руководство практического психолога. [Текст]\ И. В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
- Ломтева Т. А.
Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа – Плюс, 2005. – 272 с.: ил.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: Издательство «Речь» 2005. – 190с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперативными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000
- Маралов В. Г. Фролова Л. П.
Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
- Сазонова Н. П., Новикова Н. В.
Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ЭКСПРЕСС», 2010. – 128с.
- Семенова Е. М.
Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с
- Смирнова Т. П.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...
Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...
Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок. Рекомендации педагога-психолога"...