ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
рабочая программа по психологии
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности.
Разработанная Программа «Я держу себя в руках» по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным.
Цель программы – состоит в формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Для реализации целей были поставлены следующие задачи:
- снизить уровень агрессивности и тревожности;
- обучить способам регуляции эмоционального состояния;
- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей;
- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Критерии эффективности программы:
- снижение уровня внутренней и внешней агрессии ребенка;
- снижение тревожности;
- повышение уверенности в себе;
- улучшение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Данное программно - методическое пособие обладает практической значимостью. Программа содержит: цикл конспектов для работы с детьми, рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, диагностический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_derzhu_sebya_v_rukah.docx | 71.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Согласовано:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с-к/в №15
________ ___ФИО
«_____»__________20___ год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
(агрессивность)
«Я держу себя в руках»
Срок реализации программы: _____________ учебный год
Специалист ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог ______________________
г. Кропоткин, 20____ год
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………………… | 3 |
2 | Психологическая характеристика ребёнка ……………………………… | 3 |
3 | Цель и задачи реализации Программы …………………………………… | 4 |
4 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ……… | 5 |
5 | Содержание коррекционно-развивающей работы ……………………… | 6 |
6 | Организация коррекционно-развивающей работы ……………………… | 9 |
7 | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 9 |
8 | Методическое обеспечение Программы ………………………………… | 9 |
9 | Динамика развития ребёнка ……………………………………………… | 10 |
10 | Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе …… | 10 |
- Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ ФИО, ___________ года рождения, посещающим подготовительную группу комбинированной направленности «Колокольчик» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № __________ от ___________г.
- Психологическая характеристика ребёнка
№ п/п | Характеризуемые параметры | Характеристика ребёнка |
Особенности эмоциональной сферы | ||
1 | Эмоциональные проявления | Эмоционально не уравновешенный ребенок, на похвалу детей реагирует агрессивно, не может промолчать когда чем то недоволен. Част о спорит со взрослыми. |
Преобладающий эмоциональный фон | Любит быть первым, командовать и подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиски виноватых. Легко ссориться вступает в драку, общается с более слабыми сверстниками. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Часто теряет контроль над собой, часто винит других в своих ошибках. | |
Эмоциональный контроль | Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин. Неумение находить выход из трудных ситуаций. Во время организованной образовательной деятельности не усидчив, быстро утомляем, так же быстро теряет интерес. | |
Особенности поведения | ||
2 | Проблемы в поведении | Проблемы поведенческого характера проявляются в агрессивном отношении к детям, в играх с неодушевленными предметами, это могут быть крики, физические атаки в виде ударов. Вспышки гнева потом сопровождаются продолжительными всхлипами и гортанными звуками протеста, вследствие чего у ребенка садятся голосовые связки и самостоятельно ребенок успокоиться уже не может. |
Особенности развития познавательной сферы | ||
3 | Восприятие | У ребенка сформированы сенсорные эталоны в соответствии с возрастом, он знает все цвета, формы, легко ориентируется в пространстве. Ребенок умеет классифицировать предметы по одному или нескольким признакам. |
Мышление | У ребенка не сформировано образно-логическое мышление, словестно-логическое, логическое мышление соответствует нормам и возрасту ребенка. | |
Внимание | Способность к концентрации внимания проявляется нестойко. Концентрация внимания возможна на короткий срок. | |
Память | Объём кратковременной памяти составляет от 3 до 8 слов и имеет растущий характер. Ребенок быстро учит стихи, хорошо их воспроизводит по памяти. | |
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||
4 | Особенности контакта со взрослыми | Вступает в контакт со взрослыми: легко, характер общения поверхностный, в случае порицания проявляет негативизм. |
Особенности контакта со сверстниками | Со сверстниками часто конфликтует, с трудностями идет на компромисс, легче игрушку отобрать, чем договориться, в случае отказа может применить физическую силу. |
Выявленные проблемы:
- Низкий уровень развития внимания.
- Низкий уровень развития зрительной памяти.
- Несформированность наглядно-образного, логического мышления.
- Присутствуют проблемы поведенческого характера, как в общении со сверстниками, так и педагогами.
- Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель работы состоит в формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Для реализации целей были поставлены следующие задачи:
- снизить уровень агрессивности и тревожности;
- обучить способам регуляции эмоционального состояния;
- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей;
- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
- сдерживать негативные эмоции, социально–приемлемому выходу из конфликтных ситуаций, саморегуляции;
- навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;
- видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- эмоциональной произвольности;
- конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Методы и техники:
- игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
-ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
-психогимнастика (имитационные игры);
-свободное и тематическое рисование;
-метафорические этюды-релаксации;
-беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;
-танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), - ------упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.
Структура занятия:
- ритуал приветствия – 3 минуты.
- разминка – 5-7 минут.
- коррекционно-развивающий этап - 15 минут
- релаксация – 5 минут
- плавное завершения занятия
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/ неделя | № занятия/ Лексическая тема | Задачи | Содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 неделя октября | Занятие № 1 | Снятие психофизиологического напряжения. | 1.«Приветствие» 2.«Брыкание» 3.«Подушечный бой» 4.Рефлексия. 5.«Врасти в землю» 6.«Фея (волшебник) сна» |
2 неделя октября | Занятие № 2 | формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии. | 1. «Здоровалки» 2. «Веретено» 3. «А я…» 4. «Мама устала» 5.«Рисуем эмоции пальцами» 6.Упражнение «Сбрось усталость». |
3 неделя октября | Занятие № 3 | Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков. | 1.Кукольное представление «Кошкин дом». 2.Упражнение «Лепим сказку». 3.Ролевая игра «Вежливые хозяева». 4.Упражнение «Сбрось усталость». |
4 неделя октября | Занятие № 4 | Формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка. | 1.Упражнение «Здоровалки» 2. Упражнение «Лохматый пес» 3.Упражнение «Если я злюсь...» 4.Упражнение «Кулачок». 5.Упражнение "Два барана" 6.Упражнение «Уходи, злость, уходи!» |
1 неделя ноября | Занятие № 5 | Развитие положительного отношения к близким и окружающим. | 1.Упражнение «Здоровалки» 2. Беседа «Вера в себя» 3.Рисование «Автопортрет» 4.Рассказ «Мой лучший поступок». 5.Упражнение «Заряд бодрости». 6.Упражнение «Где мы были не скажем, а что делали покажем» 7.Упражнение "Попроси игрушку" - невербальный вариант 8.Рефлексия |
2 неделя ноября | Занятие № 6 | Формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка. | 1.Упражнение «Здоровалки» 2.Упражнение «Что такое быть злюкой?» 3.Упражнение «Строители» 4 .Рисование «Моя семья» 5.Упражнение «Я хороший» 6.Упражнение «Каждый спит» |
3 неделя ноября | Занятие № 7 | Развитие положительного отношения к близким и окружающим. | 1.Упражнение «Здоровалки» 2. Упражнение «Аэробус» 3.Упражнение «Чувствуем вслух» 4.Упражнение «Спать хочется» 5. Конструирование «Подарок другу» 6. Игра «Нет! Да!» 7. Упражнение «Спаси птенца» 8. Упражнение «Фея (волшебник) сна» |
4 неделя ноября | Занятие № 8 | Обучение технике снятия физического напряжения. | 1.Упражнение «Карикатура» 2.Упражнение «Выбиваем пыль» 3.Игра «Брыкание» 4.Упражнение «Ругаемся овощами» 5. Игровой массаж |
1 неделя декабря | Занятие № 9 | Развитие чувства эмпатии, социализация ребенка. | 1.Беседа «Помощь» 2.Игра «Клеевой дождик» 3.Упражнение «Связующая нить» 4.Упражнение «Рисуем круги...» 5. Упражнение «Зеркало наоборот». |
2 неделя декабря | Занятие № 10 | Развитие чувства эмпатии. | 1.Игра «Угадай чувство» 2.Рисование «Мое чувство» 3.Упражнение «Солнечный зайчик» 4.Упражнение «Рисунок на мятой бумаге» 5.Упражнение «Зеркало». 6.Упражнение «Нос к носу» |
3 неделя декабря | Занятие № 11 | Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения. | 1. Игра «Словарик хороших слов» 2.Игра «Диспетчер» 3.Упражнение «Гора с плеч» 4.Упражнение «Радуга» 5.Комплименты |
6.Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения | Количество занятий в неделю | Длительность занятия | Форма занятия | Расписание занятий |
11 | 1 | 30 мин. | Индивидуальная | Среда 10.40-11.10 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 12 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 2 |
2 | Магнитофон | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 2 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 8 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Дидактическая игра «В мире эмоций» | 1 |
2 | Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет. | 1 |
3 | Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» | 1 |
4 | Сюжетные картинки различной тематики | 1 |
5 | Кинетический песок | 1 |
6 | Формочки | 1 набор |
7 | Юнгианская песочница | 1 |
Используемая методическая литература | ||
- Динамика развития ребёнка[1]
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
- Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе[2]
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог _________________ / Фамилия И.О.
Приложение №1
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Конспекты индивидуальных занятий педагога-психолога
с детьми по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере
(агрессивность)
«Я держу себя в руках»
Приложение №2
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста
Методика: «Изучение эмоционально - обусловленного поведения дошкольников»
Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуальную диагностику, заключенную в двух этапах.
Первый этап.
Экспериментатор задает ребенку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?
2. Можно ли обижать животных, почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что виноват ты? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку, почему?
Второй этап.
Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку.» Маша ответила…..Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Петя подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в дочки - матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала,… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате его мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил,… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал,… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных.
Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме:
1. как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.)
3. проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в каких ситуациях.
4. замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
5. проявляет ли заботу в отношении к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота.
6. как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
7. при обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на пояснение (мотив). Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияния на поведение детей, в частности, на проявление агрессивного поведения.
Приложение №3
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Рекомендации родителям
1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
2. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
3. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
4. Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.
5. Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.
6. Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.
7. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.
8. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.
9. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.
10. Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).
Приложение №4
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Рекомендации педагогам:
1. Не проявляйте грубости в присутствии детей.
2. Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.
3. Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.
4. Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.
5. В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.
6. Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».
7. Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
8. Если имеется видеомагнитофон - показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.
9. Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).
10. Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.
[1] Заполняется по итогам реализации Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта 5-6 лет (третий год обучения)
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по теме: "Длина предмета. Составление упорядоченного ряда предметов по признаку длины" (сенсорное развитие, формирование элементарных количес...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...
Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...