ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
рабочая программа по психологии
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа по работе с коррекцией тревожных чувств у детей 5-7 лет. В программу входят также конспекты для проведения коррекционной работы, методики для работы с тревожными детьми, консультации для родителей и педагогов.
Актуальность разработки обоснована необходимостью развития и сохранения психологического здоровья ребенка. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся нарушений.
Программа направлена на предупреждение возможности проявления страхов и тревожности и устранение у детей уже имеющиеся нарушения, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребенок. В силах педагогов и педагога – психолога - создание благополучного психологического климата в группе, формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, адекватной самооценки. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель данной программы – снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Снижение эмоционального напряжения.
Формирование умения самостоятельно справляться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию ребенка.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие коммуникативных навыков.
Принципы коррекционной работы:
Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_uveren_chto_smogu.docx | 80.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Согласовано:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с-к/в №15
________ ___ФИО
«_____»__________20___ год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
(тревожность)
«Я уверен, что смогу»
Срок реализации программы: _____________ учебный год
Специалист ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог ______________________
г. Кропоткин, 20____ год
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………………… | 3 |
2 | Психологическая характеристика ребёнка ……………………………… | 3 |
3 | Цель и задачи реализации Программы …………………………………… | 4 |
4 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ……… | 4 |
5 | Содержание коррекционно-развивающей работы ……………………… | 6 |
6 | Организация коррекционно-развивающей работы ……………………… | 9 |
7 | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 9 |
8 | Методическое обеспечение Программы ………………………………… | 9 |
9 | Динамика развития ребёнка ……………………………………………… | 10 |
10 | Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе …… | 10 |
- Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ Маркарян Ангелиной Самвеловной, 20.09.2015 года рождения, посещающим подготовительную группу «Ромашки» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом запроса родителей.
Основанием для составления Программы является диагностируемые данные. Данную программу целесообразно использовать в работе с детьми у которых выявлен уровень тревожности выше нормы.
- Психологическая характеристика ребёнка
№ п/п | Характеризуемые параметры | Характеристика ребёнка |
Особенности эмоциональной сферы | ||
1 | Эмоциональные проявления | Ребенок спокойный, уравновешенный. Ребенок очень чувствительный к своим неудачам, остро реагирует на них, девочка склонна отказываться от тех видов деятельности, которые вызывают в ней чувство тревоги, а именно публичные выступления. По результатам диагностики преобладает средний уровень тревожности. |
Преобладающий эмоциональный фон | У ребенка преобладает позитивный эмоциональный фон. | |
Эмоциональный контроль | Ребёнок контролирует свои эмоции, в случае неудач ребенок находит место для уединения и успокаивается. | |
Особенности поведения | ||
2 | Проблемы в поведении | Поведение без особенностей. |
Особенности развития познавательной сферы | ||
3 | Восприятие | Зрительное восприятие цвета, формы, предметное восприятие, пространственное восприятие, социальная перцепция соответствует возрасту. |
Мышление | Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование. Уровень развития логического мышления соответствует возрасту. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастной нормы. | |
Внимание | Внимание без особенностей. Внимание устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные. | |
Память | Преобладает зрительная модальная над слуховой. Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста. Скорость запоминания без особенностей. Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста. | |
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||
4 | Особенности контакта со взрослыми | В контакт со взрослыми вступает не сразу, проявляет настороженный интерес. |
Особенности контакта со сверстниками | В контакт с детьми вступает не сразу, проявляет избирательность. В общении со сверстниками использует в основном вербальный язык общения. Ребенок не конфликтен, способен сопереживать, в случае конфликтной ситуации замыкается, но не показывает агрессии. |
Выявленные проблемы:
Уровень развития внимания, зрительной памяти, наглядно-образного, логического мышления, мелкой моторики, представлений об окружающем мире, сенсорных эталонов, сформировано в соответствии с возрастными требованиями. Уровень эмоционального состояния является удовлетворительным. Индивидуальная работа с ребенком проводится по запросу родителя законного представителя ребенка.
- Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель: формирование навыков совладания со своим волнением и тревожащим состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение.
Задачи:
- Создать условия, способствующие отреагированию негативных эмоциональных состояний;
- Обучить способам эмоциональной саморегуляции;
- Создать условия, способствующие формированию осознания ребенком своего внутреннего мира;
- Обучить конструктивным формам поведения в ситуациях, вызывающих напряжение;
- Снизить уровень тревожности;
- Усилить «Я» ребенка;
- Актуализировать чувства страха;
- Повысить уверенность в себе.
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
- Ребёнок умеет определять такие эмоциональные состояния людей, как радость, грусть, злость, удивление, вина по ситуации.
- Ребёнок способен передавить такие чувства, как радость, грусть, злость, удивление, вина, используя различные выразительные средства.
- Ребёнок находит в своём опыте такие эмоциональные переживания как радость, грусть, злость, удивление, вина.
- Повышение уверенности в себе;
- Снижение тревожности;
- Снижение количества страхов;
- Улучшение взаимоотношения ребенок-родитель.
Показания к применению: в результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с тревожностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 6-10 лет.
Структура:
Программа включает в себя 11 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 30-40 минут (учитывая желание и возможности ребенка).
1. Ритуал приветствия. Цель: настроить на работу.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Коррекционно - развивающая часть.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Завершение занятия. Цель: подведение итогов занятия.
Методические приемы:
Терапевтические сказки;
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности
поведения и саморегуляции;
Дыхательные упражнения;
Релаксационные методы;
Арт – терапевтические методики.
Тематический план индивидуальных занятий по коррекции тревожности
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/ неделя | № занятия/ Лексическая тема | Задачи | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Февраль 1-я неделя | Занятие № 1 | Знакомство, налаживание |
| Листы бумаги, цветной карандаши, простой карандаш, ластик, цветные краски, салфетки, стакан с водой. |
Февраль 2-я неделя | Занятие № 2 | Знакомство, налаживание |
Индивидуальная диагностика: Методика Джона Алана
| Листы бумаги, цветной карандаши, простой карандаш, ластик, цветные краски, салфетки, стакан с водой. |
Февраль 3-я неделя | Занятие № 3 | Формирование осознания | 1. Упражнение с глиной – 1 | Салфетки, доска для лепки, глина. |
Февраль 4-я неделя | Занятие № 4 | Формирование осознания | 1. Упражнение «Эмоциональный | Картинки эмоций, карточки мультяшных героев, пластилин, доска и ножик. |
Март 1-я неделя | Занятие № 5 | Обучение конструктивным | 1. Упражнение «Мелки – | Музыкальное сопровождение, мелки, картон, листы бумаги, карандаши, фломастеры. |
Март 2-я неделя | Занятие № 6 | Обучение конструктивным | 1. Упражнение «Выражение | Листы бумаги, карандаши. |
Март 3-я неделя | Занятие № 7 | Гармонизация эмоционального состояния, позитивная трансформация негативных эмоциональных состояний, снятие напряжения. | 1. Упражнение «Противоположные движения» 2. Упражнение 2. «Я и я» 3. Упражнение 3. «Сад чувств» 4. Упражнение 4. «Закончи предложение» 4. Упражнение «Цветок» | Доска, мел, листы бумаги, краски. |
Март 4-я неделя | Занятие № 8 | Гармонизация эмоционального состояния, позитивная трансформация негативных эмоциональных состояний, снятие напряжения. | 1. Упражнение «Позитивный язык» | Листы бумаги, ручка, акварель, кисть, емкость для воды, цветные карандаши, ластик. |
Март 5-я неделя | Занятие № 9 | Формирование осознания Собственных эмоций, гармонизация Эмоционального состояния, Снятие напряжения. Расширение Спектра поведенческих реакций. | 1. Упражнение «Покажи чувство руками» 2. Упражнение «Слушаю себя» 3. Упражнение «Деревья – Характеры» 4. Упражнение «Подарок под елкой» | Листы бумаги, карандаши, фломастеры |
Апрель 2-я неделя | Занятие № 10 | Формирование осознания собственных эмоций, гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения. Расширение спектра поведенческих реакций. | 1. Упражнение «Эмоции героев» 2. Упражнение Анализ притчи. 3. Упражнение Творческое задание по притче. 4. Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный». | Листы бумаги, карандаши, фломастер |
Апрель | Занятие №11 | Обогащение сознания позитивными, Эмоционально - окрашенными образами личности. Подведение итогов. Обратная связь. | 1. Упражнение «Подведение итогов» 2. Упражнение «Копилка хороших поступков» 3. Упражнение «Полет птиц» | Листы бумаги, карандаши, фломастер |
6.Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения | Количество занятий в неделю | Длительность занятия | Форма занятия | Расписание занятий |
11 | 1 | 30 мин. | Индивидуальная | Среда 15.45-16.15 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 8 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 2 |
2 | Магнитофон | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 1 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 12 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Дидактическая игра «В мире эмоций» | 1 |
2 | Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет. | 1 |
3 | Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» | 1 |
4 | Глина, доска | 1 |
5 | Карандаши, фломастеры | 1 |
6 | Акварель | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | 1 | |
2 | 1 | |
3 | 1 |
- Динамика развития ребёнка[1]
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
- Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе[2]
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог _________________ / Фамилия И.О.
Приложение №1
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Конспекты индивидуальных занятий педагога-психолога
с детьми по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере
(тревожность)
«Я уверен, что смогу»
Приложение №2
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми педагога – психолога
Приложение №3
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Консультация для родителей "Тревожные дети"
Что такое тревожность?
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.
Следует отличать тревогу от тревожности.
Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Откуда берутся тревожные дети?
Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям. В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.
Причины развития тревожности у детей:
- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
- ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
- к ребенку предъявляются завышенные требования;
- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;
- негибкая, догматическая система воспитания;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием и реальными возможностями детей.
Признаки тревожности:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
6. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
· Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
· Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
· В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
· Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
· Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
· Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
· Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
· Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
· Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
· Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
· Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
· Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
· У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (воспитателей, бабушки).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
5. Чаще играйте со своим ребенком,общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
Приложение №4
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Памятка для педагогов по работе с тревожными детьми.
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.
Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.
Рекомендации:
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
- Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
- Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
- По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.
1. Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в общественные посильные дела.
4. Хвалить за самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).
7. Если уровень его притязаний завышен, необходимо определить адекватный.
8. Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
10.«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
11. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее.
Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
1. Игнорировать истерические реакции.
2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
9. Требует много льгот для себя.
10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.
12. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
16. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.
[1] Заполняется по итогам реализации Программы
[2] Заполняется от руки в конце реализации Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг» (для детей от 4 до 9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере)
Поянительная записка к программе...
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...
"Интегративное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР"
Развитие дошкольников с ТНР....
Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...
План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...