ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
рабочая программа по психологии
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – гиперактивность.
На современном этапе наблюдается тенденция к увеличению числа детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.
Повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушение развитие ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. У них чрезвычайно повышена отвлекаемость. Такие дети нередко бывают раздражительны, эмоционально неустойчивы. Им свойственна импульсивность. Раздражительность, импульсивность, неумение структурировать своѐ поведение приводят к затруднениям в контактах со сверстниками, к агрессивному и деструктивному поведению.
Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях достигает патологической выраженности, нарушает адаптацию к социальным условиям, мешает обучению.
Разработанная Программа «Контроль и я - лучшие друзья» по коррекции гиперактивного поведения, помогает создать условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи:
1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
2. Способствовать развитию внимания и воображения;
3. Формировать согласованность действий;
4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Все занятия состоят из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на двигательных техниках: динамических, дыхательных и двигательных практиках, телесной динамике.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи: формирование функций программирования, контроля, кинетической организации движений и действий. Задания на занятиях даются последовательно, с усложнениями (ускорение темпа выполнения, добавления элементов, которые требуют навыков, удержания программы действий).
Данное программно - методическое пособие обладает практической значимостью. Программа содержит: цикл конспектов для работы с детьми, рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, диагностический материал, дополнительный материал в виде игр и упражнений, сказкотерапии.
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kontrol_i_ya_luchshie_druzya.docx | 88.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Согласовано:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с-к/в №15
__________________ФИО
«_____»__________20___ год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
(гиперактивность или дефицит внимания)
«Контроль и я – лучшие друзья»
Срок реализации программы: _____________ учебный год
Специалист ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог ______________________
г. Кропоткин, 20____ год
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………………… | 3 |
2 | Психологическая характеристика ребёнка ……………………………… | 3 |
3 | Цель и задачи реализации Программы …………………………………… | 4 |
4 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ……… | 5 |
5 | Содержание коррекционно-развивающей работы ……………………… | 6 |
6 | Организация коррекционно-развивающей работы ……………………… | 13 |
7 | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 13 |
8 | Методическое обеспечение Программы ………………………………… | 13 |
9 | Динамика развития ребёнка ……………………………………………… | 14 |
10 | Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе …… | 14 |
- Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ ФИО, ____________ года рождения, посещающим старшую группу комбинированной направленности «Колокольчик» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № ___________от __________г.
- Психологическая характеристика ребёнка
№ п/п | Характеризуемые параметры | Характеристика ребёнка |
Особенности эмоциональной сферы | ||
1 | Эмоциональные проявления | Ребенок доброжелательный, отзывчивый, коммуникабельный, со сверстниками в любой ситуации с назревшим конфликтом ищет пути его урегулирования, часто идет на компромисс. |
Преобладающий эмоциональный фон | Ребенок эмоционально активен, зачастую эмоциональная возбудимость мешает ребенку в концентрации внимания. | |
Эмоциональный контроль | Ребенок самостоятельно контролирует эмоции. Педагог приходит на помощь в случаях конфликтных ситуаций. | |
Особенности поведения | ||
2 | Проблемы в поведении | Ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутиться, суетлив, во время ООД смотрит по сторонам, невнимателен. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает разные результаты. На вопросы отвечает, не дослушав вопрос до конца. Графические изображения воспроизводит, не дослушав команду, не соблюдая правил и границ изображения. |
Особенности развития познавательной сферы | ||
3 | Восприятие | Сенсорные эталоны у ребенка сформированы в соответствии с возрастом, ребенок различает цвета, величины, геометрические фигуры. Пространственное восприятие не сформировано в соответствии с возрастными требованиями. Ребенок полностью описывает пиктограмму эмоций, при этом использует односложные предложения и словосочетания. |
Мышление | Уровень образного мышления, словестно-логического, логического мышления не сформирован. | |
Внимание | Уровень развития внимания низкий, при выполнении задания всегда торопиться, недослушав инструкцию до конца, при выполнении задания быстро исчезает интерес. | |
Память | Слуховая и зрительная память ребенка не сформированы в соответствии с возрастными требованиями. | |
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||
4 | Особенности контакта со взрослыми | Ребенок быстро идет на контакт с новым человеком, часто проявляет инициативу, может организовать совместную деятельность, на замечания педагога реагирует положительно. |
Особенности контакта со сверстниками | В общении со сверстниками общителен, доброжелателен, самостоятельно организовывает игровую деятельность, в конфликтным ситуациях может идти на уступки. |
Выявленные проблемы:
- Ребенок не не усидчив, не внимателен;
- Нарушена координация движений;
- Не сформирована крупная и мелкая моторика ;
- Не сформированы временные и пространственные представления;
- Не сформировано словестно-логическое, образное мышление;
- Слуховая и зрительная память ниже возрастных требований.
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи:
- Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
- Способствовать развитию внимания и воображения;
- Формировать согласованность действий;
- Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
- Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.
Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.
При соблюдении режима проведения - 1занятие в неделю.
Время проведения – 25-30 минут.
Оптимальное число участников группы – от 2 до 6 человек.
Возраст - 5-6, 6-7 лет.
Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи: формирование функций программирования, контроля, кинетической организации движений и действий. Задания на занятиях даются последовательно, с усложнениями (ускорение темпа выполнения, добавления элементов, которые требуют навыков, удержания программы действий). Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требует своей специфики – постоянного контроля, высокой динамики построения занятий, лаконичности и четкости инструкций, ввиду того, что большинство детей имеют ОНР различных уровней и пространные инструкции трудны для восприятия.
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
- Эмоциональные реакции ребёнка адекватны и устойчивы, ребёнок эмоционально стабилен.
- Ребёнок умеет определять такие эмоциональные состояния людей, как радость, грусть, злость, удивление, вина по ситуации.
- Ребёнок способен передавить такие чувства, как радость, грусть, злость, удивление, вина, используя различные выразительные средства.
- Ребёнок находит в своём опыте такие эмоциональные переживания как радость, грусть, злость, удивление, вина.
- У ребёнка улучшилось внимание, память.
- Положительная динамика коррекции гиперактивности.
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/ неделя | № занятия/ Лексическая тема | Задачи | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Декабрь 1 неделя | Занятие №1 |
| 1. Знакомство 2. Рисование на тему «Это Я» 3. Упражнение «Шалтай-Болтай» 4. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 5. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" 6. Заключительный этап | Карандаш, лист бумаги, набор карандашей или восковых мелков. |
Декабрь 2 неделя | Занятие №2 | 1. Развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности доверия детей друг к другу.
|
| |
Декабрь 3 неделя | Занятие №3 |
|
| |
Декабрь 4 неделя | Занятие №4 | 1. Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. 2. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, расслабление мышц тела. 3. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности. 4. Развитие коммуникативных навыков. | 1. Растяжка "Лучики". 2. Рисование на тему «Моя семья» 3. Упражнение «Я сегодня вот такой (такая)» 4. Игра «Запрещенное движение» 5. Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный". 6. Когнитивное упражнение "Визуализация цвета". 7. Релаксация "Кулачки". 8. Заключительный этап | краски, карандаши, листы бумаги. |
Январь 1 неделя | Занятие №5 |
|
7. Заключительный этап | мольберт и карандаши, мяч. |
Январь 2 неделя | Занятие №6 |
| 1. Упражнение «Потягушечки» 2.Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка» 3. Игра «Составь пары картинок» 4. Игра «Самолеты» 5. Упражнение «Найди неточности в моём суждении» 6.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» 7. Заключительный этап | 30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка |
Январь 3 неделя | Занятие №7 | 1. Развитие логического мышления, памяти, восприятия, развитие внимания. 2. Развитие двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками. 3. Развитие координации движений и приемов расслабления мышц тела. 4. Развитие самоконтроля и произвольности. | 1.Упражнение "Кулак-ребро-ладонь". 2. Упражнение "Ухо-нос". 3. Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой". 4. Когнитивное упражнение "Движение". 5. Релаксация "Олени". 6. Заключительный этап | 30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка. |
Февраль 1 неделя | Занятие №8 |
|
| бинт (лента), палочка-выручалочка |
Февраль 2 неделя | Занятие №9 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
| шарф, мяч. |
Февраль 3 неделя | Занятие №10 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. |
| шарф, мяч. |
Февраль 4 неделя | Занятие №11 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Рисование на тему «Я счастлив, я доволен». Обсуждение. 3. Упражнение на релаксацию мышц «Драка». 4. Упражнение на снятие мышечного напряжения. 5. Функциональное упражнение "Руки-ноги". 6. Релаксация "Штанга". 7. Заключительный этап. | Листы бумаги, карандаши, краски, мяч |
Март 1 неделя | Занятие №12 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Упражнение «Два дома». 3. Упражнение «Черепаха». 4. Упражнение на контроль двигательной активности. 5. Функциональное упражнение «Буратино». 6. Релаксация «Любопытная Варвара». 7. Заключительный этап. | Мяч, карточки |
Март 2 неделя | Занятие №13 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Рисование на тему «Мой друг», «Мои любимые герои из сказок (кинофильмов)». 3. Упражнение на контроль мышечной активности. 4. Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев» 5. Функциональное упражнение "Пчелка". 6. Релаксация "Шарик". 7. Коммуникативное упражнение с правилами "Путаница". 8. Заключительный этап. | Карточки эмоций, листы бумаги, краски, карандаши |
Март 3 неделя | Занятие №14 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Упражнение на умение направлять гнев в «нужное русло» 3. Игра «Обезьянка из Бразилии». 4. Когнитивное упражнение "Визуализация геометрических фигур". 5. Коммуникативное упражнение "Сороконожка". 6. Функциональное упражнение с правилами "Шалуны". 7. Релаксация "Пляж". 8. Прощальный ритуал. | |
Март 4 неделя | Занятие №15 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Рисование на тему «Я сегодня вот такой...» 4. Игра «Четыре стихии». 5. Когнитивное упражнение "Фотография". 6. Когнитивное упражнение "Мельница". 7. Коммуникативное упражнение "Сиамские близнецы". 8. Релаксация "Огонь и лед". | |
Март 5 неделя | Занятие №16 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Рисование на тему «Как хорошо, что завтра...». Обсуждение. 3. Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев». 4. Упражнение на формирование умения направлять гнев в «нужное русло». 5 Упражнение "Паровозик". 6.Упражнение "Рисующий слон". 7. Функциональное упражнение "Кто летает?". 8. Когнитивное упражнение "Визуализация перемещений". 9. Релаксация "Ковер-самолет". 10. Прощальный ритуал. | Листы бумаги, карандаши, краски, мяч |
Апрель 1 неделя | Занятие №17 | 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений. 2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности. 4. Развитие произвольности и самоконтроля. | 1. Игра-приветствие. 2. Рисование на тему «Чему я научился в группе». Обсуждение. 3. Упражнение на осуществление контроля над гневом. 4. Игра по выбору участников. 5. Когнитивное упражнение "Визуализация Волшебника". 6. Функциональное упражнение "Рубка дров". 7. Релаксация "Раскачивающееся дерево". 8. Обсуждение занятия. | Листы бумаги, карандаши, краски, мяч |
6.Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения | Количество занятий в неделю | Длительность занятия | Форма занятия | Расписание занятий |
17 | 1 | 30 мин. | Индивидуальная | Вторник 10.45-11.15 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 8 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 2 |
2 | Магнитофон | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 2 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 8 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Дидактическая игра «В мире эмоций» | 1 |
2 | Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет. | 1 |
3 | Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» | 1 |
4 | Сюжетные картинки различной тематики | 1 |
5 | Кинетический песок | 1 |
6 | Формочки | 1 набор |
7 | Юнгианская песочница | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова «Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях» Издательство Института Психотерапии. - Москва, 2001 – 45 с. В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Го¬рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк,А. С. Султановой, Л. П.Успенской, К. Фоп-пелем и др. |
- Динамика развития ребёнка[1]
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
- Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе[2]
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог _________________ / Фамилия И.О.
Приложение №1
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Конспекты индивидуальных занятий педагога-психолога
с детьми по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере
(гиперактивность или дефицит внимания)
«Контроль и я – лучшие друзья»
Приложение №2
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Опросник для родителей
Инструкция. Опросник поможет выявить возможные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Обведите балл, насколько бы вы оценили поведение вашего ребенка.
Особенности поведения | Редко/никогда | Время от времени | Достаточно часто | Очень |
Нарушения внимания | ||||
Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности | 0 | 1 | 2 | 3 |
Не может поддерживать внимание в течение длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен | 0 | 1 | 2 | 3 |
Не слушает, когда к нему обращаются | 0 | 1 | 2 | 3 |
Не до конца выполняет задания, хотя понимает необходимость этого | 0 | 1 | 2 | 3 |
Не может самостоятельно организовать свои занятия | 0 | 1 | 2 | 3 |
Старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой | 0 | 1 | 2 | 3 |
Теряет часто используемые предметы: игрушки, книги, карандаши, краски | 0 | 1 | 2 | 3 |
Часто отвлекается от начатого занятия | 0 | 1 | 2 | 3 |
Забывает выполнять регулярные требования | 0 | 1 | 2 | 3 |
Проявления гиперактивности | ||||
Не может сидеть спокойно, перебирает руками или ногами | 0 | 1 | 2 | 3 |
Не может высидеть требуемое количество времени, например в течение занятия или обеда | 0 | 1 | 2 | 3 |
Несмотря на запрет, много бегает и залезает туда, куда нельзя | 0 | 1 | 2 | 3 |
С трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом | 0 | 1 | 2 | 3 |
Все время двигается, как заведенный | 0 | 1 | 2 | 3 |
Избыточно общителен | 0 | 1 | 2 | 3 |
Проявления импульсивности | ||||
Не отвечает, а выкрикивает ответы еще до того, как вопрос закончен | 0 | 1 | 2 | 3 |
С трудом дожидается своей очереди | 0 | 1 | 2 | 3 |
Перебивает других во время разговора, игры | 0 | 1 | 2 | 3 |
Общий балл в каждой колонке | ||||
Суммарный общий балл |
Как оценить результат
Норма – 25 баллов. Если количество баллов превышает 30, необходимо обратиться к педиатру и неврологу.
Приложение №3
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Памятка для родителей и педагогов «Гиперактивный ребенок»
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
при работе с гиперактивным ребенком.
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме (Я сказала – нет!).
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читать нотаций (ребенок всё равно их не слышит).
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
с гиперактивным ребенком.
- Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
ЖЕЛАЕМ ВАМ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ В СВОИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ!
Приложение №4
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя"; стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
- чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
- холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса
является одной из самых важных задач развития ребенка. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Занятия строятся на
автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма непременно приводит к нарушению психологического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Многие черепные нервы активизируют движения глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали.
Движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
Визуализация является репрезентацией (представлением) в уме не существующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.
Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным
направлениям:
Развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
Элиминация гиперактивности и импульсивности;
Элиминация гнева и агрессии.
Коррекция проводится, начиная с одной отдельной функции.
Коммуникативные упражнения делятся на три группы:
1. Индивидуальные упражнения, направленные на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения, способствующие расширению «открытости» по
отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения, организованные через совместную деятельность и
помогающие ребенку, выработать навыки взаимодействия в коллективе.
Релаксация проводится как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью самого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для
рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Приложение №5
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Дополнительные упражнения для занятий с детьми по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере (гиперактивность или дефицит внимания)
«Контроль и я – лучшие друзья»
Приложение №6
к программе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
Сказки для гиперактивных детей
[1] Заполняется по итогам реализации Программы
[2] Заполняется от руки в конце реализации Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг» (для детей от 4 до 9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере)
Поянительная записка к программе...
Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)...
Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...
План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере «Наше настроение».
Цель:Диагностирование особенностей эмоционального состояния детей.Учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему.Формирование способности определить эмоционально...