Проект «Единое тематическое пространство в группах компенсирующей направленности»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Проект предназначен для аптимизации коррекционной работы в логопедических группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinoe_tematicheskoe_prostranstvo.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Единое тематическое пространство в группах компенсирующей направленности»
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Лазовская Л.Е.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя коррекционной логопедической группы по планированию образовательной деятельности в нашем детском соду представлено образовательным проектом
«Единое тематическое пространство группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы, внедрение ФГОС диктуют педагогу необходимость выбирать эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Основное предназначение метода проекта – представление возможности его участникам самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции из различных предметных областей. Метод проектов, как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков участников проекта, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Авторский коллектив
Чумакова Надежда Тимофеевна, воспитатель МАДОУ Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» г.Химки. Образование высшее педагогическое, первая квалификационная категория, педагогический стаж – 28 лет.
Лазовская Лариса Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» г.Химки. Образование высшее педагогическое, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 28 лет.
Проект направлен на развитие всех компонентов речи ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вся образовательная деятельность в рамках проекта направлена на создание единого тематического пространства по лексическим темам. Представлена разработанная система занятий по одной тематике, включающих программное содержание во всех образовательных областях проводимых педагогами.
В течение учебного года наш проект и комплект методических пособий проходили экспериментальную апробацию в МАДОУ №13 «Умка» и получили положительную оценку со стороны администрации ДОУ, педагогов и родителей.
Цели и задачи:
- Обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по развитию всех компонентов речи.
- Обеспечить методическое и материально-техническое сопровождение работы по развитию речи в деятельности воспитателя и учителя-логопеда.
Образовательные области:
- познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- коррекционно-развивающая работа;
- лепка;
- аппликация.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), посещающие группу компенсирующего вида МАДОУ №13 «Умка» г.Химки.
Срок реализации проекта: один учебный год.
Актуальность и оригинальность проекта
В проект вложен особый смысл, связанный с содержанием, целями и задачами. Правильно построен образовательный процесс группы компенсирующего вида, встроен системный подход, что ранее было невозможно в связи с отсутствием наработок в группе такого типа.
При реализации проекта педагогам будет легче осуществлять работу с детьми. Воспитатель и учитель-логопед объединят свои усилия и опыт и обеспечат детям интересную и содержательную образовательную деятельность.
В проекте учтены возрастные особенности детей с 5 до 6 лет, и разработаны темы, цели и задачи для каждого вида образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Реализация проекта поможет естественному речевому развитию детей, также максимально предупредит появление отклонений в развитии речи каждого ребёнка, который в свою очередь имеет собственную динамику развития.
- Активный словарь детей увеличится в 2-3 раза (от 2300 до 3800 слов).
- У детей появиться и постепенно сформируется контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.
- Дети достигнут больших успехов в диалогической речи.
- Процесс чтения будет восприниматься ребёнком как интересное, серьёзное и важное дело.
- Дети научатся конструировать из различных материалов по условиям, моделируя как реально существующие объекты, так и дополнения к ним по собственному замыслу.
Программа проекта
- Коммуникация и чтение художественной литературы – 32 часа.
- Аппликация – 16 часов.
- Лепка – 16 часов.
- Продуктивная деятельность: из строительного материала – 16 часов, из бумаги и природных материалов – 16 часов.
Тематика проекта:
Неделя | Тема |
1 | Осень |
2 | Деревья. Кусты |
3 | Фрукты. Ягоды |
4 | Овощи. Грибы |
5 | Домашние и декоративные птицы |
6 | Домашние и декоративные животные |
7 | Дикие животные средней полосы России |
8 | Моя страна. 4 ноября - День народного единства |
9 | Животные жарких и холодных стран |
10 | Детский сад. Игрушки |
11 | Посуда. Столовый этикет |
12 | Продукты питания. Хлеб |
13 | Одежда. Обувь. Головные уборы |
14 | Зимующие птицы |
15 | Зима |
16 | Новый год |
17 | Зимние забавы |
18 | Пространство. Время |
19 | Мой дом. Мебель. Материалы |
20 | Транспорт |
21 | Традиции русского народа. Масленица |
22 | Наша армия. 23 Февраля - День защитника Отечества |
23 | Профессии. Инструменты |
24 | Наши мамы. 8 Марта - Международный женский день |
25 | Весна |
26 | Перелётные птицы |
27 | Театр. Библиотека. 27 марта - Международный день театра. 2 апреля - День детской книги |
28 | Я – человек. Моё здоровье. 7 апреля - Международный день здоровья |
29 | Наша планета. Космос. 12 апреля - День космонавтики |
30 | Мониторинг |
31 | Мир воды. 22 апреля - Международный день Земли |
32 | Цветы. Комнатные растения |
33 | 9 Мая - День Победы. Москва – столица нашей Родины |
34 | Моя семья. 15 мая - День семьи |
35 | Насекомые. Пресмыкающиеся. Земноводные |
36 | Лето. 1 июня – День защиты детей |
Образовательная среда проекта
- Дидактический материал по лексическим темам – 39 комплектов с приложениями.
- Наполнение книжного уголка художественными произведениями согласно темам программы.
- Наполнение логопедического уголка согласно темам программы, шнуровки, индивидуальные тетради.
- Уголок художественного творчества – конструкторы нескольких видов.
Учебные материалы
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» - тетради №1, 2, 3.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно» - теради №1, 2.
- Граб Л.М. «Развитие графических навыков».
- Гербова В.В. «Плакаты по лексическим темам».
Методические рекомендации
Педагогам нужно более подробно изучить темы, подготовить необходимый комплект методических и дидактических материалов. Для того, чтобы добиться желаемого результата в работе при реализации проекта, необходимо:
- осознать, что только общими усилиями педагогов и родителей можно помочь ребёнку, а также с уважением и пониманием относиться друг к другу;
- педагогам изменить своё отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать воспитание и развитие не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предыдущий опыт ребёнка, его интересы, способности, трудности;
- педагогам проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком; восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что будет способствовать развитию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях;
- всем педагогам, которые будут принимать участие в реализации проекта, внимательно изучить его и комплект методических пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику.
Критерии оценки
- Высокий уровень – знает, умеет, выполняет самостоятельно.
- Средний уровень – частично затрудняется, отвечает и делает при частичной помощи педагога.
- Низкий уровень – затрудняется отвечать, выполнять, не умеет делать самостоятельно.
Примеры оценивания
На примере чтения художественной литературы.
- Высокий уровень: сформирован интерес к литературе; умеет анализировать текст, понимает смысл прочитанного и эстетическую сторону текста; сформировано умение высказывать собственное мнение о произведении; выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой; уважает книгу, осознаёт её роль в человеческой жизни.
- Средний уровень: иногда проявляет интерес с литературе; при помощи наводящих вопросов анализирует текст, понимает смысл прочитанного и эстетическую сторону текста; не всегда может высказать собственное мнение о прочитанном; не всегда наблюдается потребность ежедневного общения с художественной литературой.
- Низкий уровень: вся деятельность ребёнка только при участии педагога, самостоятельно не обращается к книге, пассивен, не понимает смысл прочитанного.
Подробнее о проекте можно узнать в сборнике материалов научно-практической конференции « Инновации и традиции в современном образовании» Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова г. Якутск 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план подготовительной группы компенсирующей направленности
Комплексно - тематический план поможет воспитателям подготовительной группы компенсирующей направленности написать календарные планы и проводить ООД....
Комплексно-тематическое планирование старшая группа компенсирующей направленности
Комплексно-тематическое планированиестаршая группа компенсирующей направленности...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...
Календарно тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
ежедневный план для воспитателей : сентябрь и октябрь...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности на учебный год (старший дошкольный возраст 5-7 лет)
Материал сгруппирован по месяцам, неделям Определены основные задачи.Тематика итогового занятия, продуктивной деятельности, знаменательные даты.,...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в разновозрастной группе (с 5 до 7 лет)
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы на основе содержания «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием ре...
Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (старшая группа)
Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речистарше 3-х лет (старшая группа)...