Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя
учебно-методический материал по логопедии ( группа) по теме
В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы. В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада. Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, устранять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различным видам деятельности.
Воспитатель ведет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе логопедической образовательной деятельности.
Работа воспитателя в логопедической группе теснейшим образом связана с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется представление о названиях цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому способствуют игры с мелкими предметами, складывание мозаик, нанизывание бусин, шнурование, застегивание пуговиц, молнии и т.п. Реализуя направления коррекционно-развивающей работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное речевое нарушение, как ОНР.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом 1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка |
4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи |
5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти |
6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям |
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения |
9. Развитие фонематического восприятия детей |
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова |
12. Формирование навыков словообразования и словоизменения |
13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации |
14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения |
15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картино |
Задачи, стоящие перед воспитателем 1 Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
|
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
|
3. Заполнение таблиц мониторинга, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы |
|
4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
|
5. Расширение кругозора детей |
|
6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
|
7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов(сенсорное воспитание) |
|
8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
|
9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
|
10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
|
11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
|
12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
|
13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
|
14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр и других |
|
15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyat.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы. В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада. Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, устранять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различным видам деятельности.
Воспитатель ведет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе логопедической образовательной деятельности.
Работа воспитателя в логопедической группе теснейшим образом связана с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется представление о названиях цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому способствуют игры с мелкими предметами, складывание мозаик, нанизывание бусин, шнурование, застегивание пуговиц, молнии и т.п. Реализуя направления коррекционно-развивающей работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное речевое нарушение, как ОНР.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
1 Задачи, стоящие перед учителем-логопедом 1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка |
4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи |
5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти |
6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям |
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения |
9. Развитие фонематического восприятия детей |
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова |
12. Формирование навыков словообразования и словоизменения |
13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации |
14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения |
15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок |
Задачи, стоящие перед воспитателем 1 Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе | |
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы | |
3. Заполнение таблиц мониторинга, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы | |
4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания | |
5. Расширение кругозора детей | |
6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам | |
7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов(сенсорное воспитание) | |
8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей | |
9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда | |
10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях | |
11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида | |
12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни | |
13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок | |
14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр и других | |
15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».
В данной методической разработке систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей ...
Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в старшей группе на ноябрь.
В плане описываются артикуляционные упражнения для постановки шипящих, свистящих звуков, упражнения для развития фонационного дыхания....
Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателей в подготовительных группах.
В плане даётся описание упражнений и игр, которые воспитатель закрепляет в режимных моментах. В данной работе представлены упражнения для развития сценической речи, фонематические потешки, разогревающ...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...
Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".
В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...
Организация совместной работы учителя -логопеда и воспитателя на примере индивидуального занятия с ребенком по теме «Космос».
В статье размещен материал, котрорый можно использовать в своей работе учителю-логопеду , воспитателю.Приведены примеры лексико-грамматических упражнений и игр....