«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».
методическая разработка по логопедии по теме

Дуркина Марина Владимировна

 

 В данной методической разработке   систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей и повышение их профессионального уровня по данному вопросу, ведь сегодня воспитатель должен владеть современными методами и приемами работы.  В условиях логопедического пункта очень сложно оказать ребенку полноценную помощь, поэтому только сотрудничество грамотного педагога и учителя-логопеда, работающих в тесном контакте, с учетом современных требований времени, будет способствовать преодолению  несформированности фонематической стороны речи. Я постаралась охватить   основные  направления в данной области.  Совместная работа воспитателя и логопеда по коррекции фонематической стороны речи – залог успешного обучения ребенка  в школе. Представленный план поможет учителю-логопеду в работе с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_-_metodicheskaya_razrabotka.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_vospitatelyami.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

 

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

 

 

 

 «Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи ».

Учитель – логопед

Дуркина Марина Владимировна.

 

Введение

 Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Влияют на эмоционально-волевую сферу.

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта речи, при котором  речевые нарушения сопровождаются другими отклонениями психического развития, зрительными нарушениями, которые осложняют формирование речи. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости, слогов, структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Как правило, работа по формированию фонематической стороны речи у детей в условиях сада ведется воспитателями. Работая с детьми, мы обратили внимание на то, что данный дефект «не бросается в глаза», и, следовательно, не беспокоит педагогов, поэтому дети часто остаются без своевременной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей и повышение их профессионального уровня по данному вопросу, ведь сегодня воспитатель должен владеть современными методами и приемами работы.  В условиях логопедического пункта очень сложно оказать ребенку полноценную помощь, поэтому только сотрудничество грамотного педагога и учителя-логопеда, работающих в тесном контакте, с учетом современных требований времени, будет способствовать преодолению  несформированности фонематической стороны речи.

Мы постарались охватить кажущиеся нам основными направления в данной области, но во многом еще остается  разобраться, многое узнать. В дальнейшем наше внимание будет направлено на обучение грамоте детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.

Таким образом, совместная работа воспитателя и логопеда по коррекции фонематической стороны речи – залог успешного обучения ребенка  в школе.

     2. Цель методической разработки инновационного опыта –  изучение, обобщение, совершенствование и внедрение новых форм, методов, приемов и средств в организацию совместной работы с воспитателями для преодоления несовершенств детской речи.  

Задачи :

  1. Развивать умение педагогов определять несформированность фонематической стороны речи у дошкольников.
  2. Совершенствовать  теоретический уровень педагогов по проблеме с целью использования полученных знаний в работе с детьми.
  3. Оказать помощь педагогам в понимании системы поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления дошкольников со звуками.
  4. Содействовать педагогам в подборе и использовании   материла  по данной теме.

      3. Основная идея педагогической деятельности:

  1. Совершенствование практического и теоретического уровня педагогов по проблеме преодоления фонематического недоразвития речи у детей с целью успешного овладения ими письмом и чтением в школе.
  2. Развитие у педагогов интереса к познанию. 

     4. Новизна методической разработки инновационного опыта:

 Систематизация, организация и нахождение новых  совместных форм деятельности учителя-логопеда и воспитателя.

                                                           Основная часть

   Взаимосвязь фонематического восприятия с фонетической и лексико-грамматической стороной речи бесспорна. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и выделяют окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что важно для формирования грамотного чтения и письма.

    Проведя диагностику детей старшего и подготовительного возраста,  я выяснила, что до 50% детей, а с патологией зрения и до 70% имеют фонетико-фонематические недоразвития в той или иной степени. Но, к сожалению, в условиях логопедического пункта нет возможности оказать помощь всем нуждающимся по ряду причин: различные дефекты речи, различный уровень сформированности когнитивных процессов, свой темп усвоения материала, соматически ослабленные дети и др. Поэтому большая  работа по формированию фонематических процессов ложится на плечи воспитателя. Прежде, чем начать работу с воспитателями, необходимо было выявить уровень их  компетентности по данному вопросу.

 С этой целью был проведен анализ уровня знаний педагогов по проблеме через  анкетирование (приложение №1). Анализ  анкет показал, что воспитатели испытывают сложности по ряду вопросов: воспитатели затрудняются дать определение «Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?». На вопрос «Что такое фонетика?» тоже не всегда давали полные и правильные ответы. Вопрос «Чем отличается фонематический слух от фонематического восприятия?» вызывал наибольшие затруднения.  Не все педагоги имели представление о значении фонематического слуха и восприятия в речевом развитии ребенка, а также в дальнейшем его влиянии на процесс обучения чтению и письму в школе. Сказывалась нехватка теоретических знаний, недостаток практических умений и навыков, сама проблема казалась несущественной. Результаты анкетирования отображены в диаграмме (приложение №2). Учитывая важность данного вопроса, и на основе полученных данных, мы выстроили систему совместной работы, которая представлена в перспективном плане, который включает в себя такие формы работы,  как  проведение семинаров, практикумов, круглых столов, взаимопосещение занятий, устные и письменные консультации, организация выставок, оформление индивидуальных консультационных папок, ознакомление с новинками литературы, проведение  совместных занятий, сотрудничество в работе с психологом и музыкальным руководителем,  проведение деловых игр, диспутов, анкетирование (приложение №3).

Итак, вся работа строилась в четыре этапа, проводилась в течение двух лет.

1 – начальное анкетирование педагогов;

2 – планирование совместной работы.  Определение целей, задач, форм работы;

3 –  реализация плана;

4 – итоговое анкетирование педагогов.

 

В ходе проведения мероприятий, которые представлены в плане,  мы познакомились с основными методами и приемами определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей. Педагогам был предложен вопросник «Методы определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей», дающий возможность выяснить уровень сформированности   фонематических процессов.

Затем, проводя консультации «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» и  «Необходимость преодоления несовершенств детской речи», мы обозначили ключевые понятия, выделили основные состояния фонетико-фонематического недоразвития речи, обратили внимание на  необходимость преодоления нарушений звукопроизношения, оценили важную роль воспитателя в закреплении правильного произношения,  необходимого в процессе овладения грамотой.

 Свою работу мы  старались строить с учетом поэтапного формирования фонематических процессов  у детей

Для развития фонематического слуха и восприятия необходимо:

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие речевого слуха.
  3. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Всю систему работы по развитию у детей способности слышать, повторять, выделять, дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

              сочетаний слов и фраз;

3 этап -  различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.  

Практикум «Неречевые звуки» очень актуален, особенно для воспитателей офтальмологических групп. Обучение практическим умениям осуществлялось с опорой на авторскую работу тифлопедагога Измоденовой В.А.. Дети с патологией зрения еще не осознают, что их зрение неполноценно, они полностью доверяют своей зрительной информации, поступающей из окружающего мира, и не используют компенсаторные возможности слухового аппарата. Поэтому ученые Денискина В.З., Литвак А., Солнцева Л.И. и другие рекомендуют слабовидящим детям представление о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно если она затруднена. Важно развивать слуховое внимание, используя различные неречевые звуки: звуки живой и неживой природы, шум транспорта, музыкальные звуки, бытовые шумы и другие.

Далее мы рассмотрели вопросы дыхания. Речевое  дыхание имеет большое значение для формирования красивого, звучного голоса, четкой дикции, правильного произношения. Разминки для развития дыхания необходимо использовать как на занятиях, так и в режимных моментах. Мы  познакомились  с подборкой игр и упражнений на развитие дыхания.

Следующий рассмотренный нами вопрос – речевое внимание. От развития речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Практические игры и упражнения,  помогут воспитателю в работе с детьми.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, часто имеют и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Уверена, что метод фонетической ритмики, предложенный Власовой Т.М и Пфафенродт А.Н. в 1989г, можно и  даже нужно использовать в работе с детьми. Мастер – класс проводился совместно с музыкальным работником. Фонетическая ритмика способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, коррекции произносительных навыков,  развивает слуховое восприятие, нормализует речевое дыхание, развивает чувство ритма и умение изменять силу и высоту голоса. Упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.

 Хотелось обратить внимание на то, что во всех случаях  речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Консультация «Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам» помогла педагогам разобраться в сложных вопросах местообразования звука, участии голоса в образовании звука, органах артикуляционного аппарата, принимающих участие в образовании звука.

Работая с детьми, имеющими недоразвитие фонематической стороны речи, очень важно использование наглядности, различных опорных сигналов, схем. При проведении мастер – класса «Методы и приемы, используемые в работе над звуком», воспитателям   предлагались  различные методы и приемы,  опорные схемы и сигналы, которые способствуют лучшему усвоению детьми  звуков и  их характеристик. Данный материал поможет ребятам быстро и легко запомнить сложные понятия: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный.  

Очень часто дети с речевой патологией утомляемы, истощены, непоседливы, вспыльчивы, замкнуты. Тогда на помощь воспитателю может прийти психогимнастика. Предварительно познакомившись с пособием М.И. Чистяковой «Психогимнастика», мы провели диспут «Значение психогимнастики в работе с детьми». Он помог педагогам ответить на ряд вопросов: «Что такое психогимнастика? Какое отношение она имеет к проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи? Какие вспомогательные средства общения способствуют коррекции настроения? Нужна  ли психогимнастика в детском саду? На каком этапе занятия можно проводить психогимнастику?».

Практикум «Слова - паронимы» посвящен теме различения слов близких по звуковому составу.  Воспитателям были предложены упражнения, способствующие тренировке данного навыка.

Следующий этап работы - это практикум и консультация «Дифференциация слогов, дифференциация фонем». Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, испытывают значительные сложности в различении фонем сходных по артикуляторно – акустическим признакам. Этот этап работы с детьми достаточно длительный, требующий от воспитателя  терпения, определенных знаний, опыта. Я постаралась доступно изложить данный вопрос, используя примеры из опыта своей работы, опираясь на конкретные  задания. Показала важность данной работы для последующего успешного обучения ребенка в школе. Предложила подборку игр и упражнений, чистоговорок для коррекции данного дефекта.

В коррекционной работе с детьми целесообразно использование нетрадиционных методов и приемов. Работа с песком и водой прямое тому подтверждение. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное,  психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук. Такие занятия лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами.  Выполняя работу таким образом, можно заниматься формированием и коррекцией недостатков фонематического слуха и восприятия, используя различные приемы, упражнения, игры.

  Затем был проведен мастер – класс  «Звуковой анализ слова». На нем педагоги могли свободно обмениваться мнениями, высказывать суждения, доказывать и отстаивать свою точку зрения.       Работа с ребусами, фишками, звуковыми линейками, символами помогает дошкольникам овладеть  звуковым анализом, а это подготовка к овладению самостоятельным   чтением и письмом.

Заключительный этап работы – деловая игра «Неповторимый русский язык», в рамках которой воспитатели в интересной форме   выполняли различные практические  задания, способствующие закреплению знаний и умений, направленных на  формирование фонематического слуха и восприятия у детей.

В конце курса с  воспитателями было проведено анкетирование, цель которого -   выяснить их мнение  о целесообразности и важности проделанной работы. 

За период работы воспитатели овладели необходимыми теоретическими и практическими знаниями: обогатили свой теоретический уровень по проблеме, научились определять уровень сформированности фонематического слуха и восприятия у детей,  использовать нетрадиционные формы работы (пескотерапия, фонетическая ритмика, игры с водой, использование психогимнастики), а также применять в коррекционной индивидуальной  работе речевые игры и упражнения.

 

Заключение.

Вся работа, проведенная с воспитателями, дала положительный результат. Анализ заключительного этапа диагностики с воспитателями показал, что теоретический и практический уровень знаний педагогов значительно вырос (приложение № 2). Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Постепенно педагоги поняли и осознали всю важность работы по преодолению недостатков произношения и недоразвития фонематической стороны речи. И это отражают результаты итоговой диагностики, проведенной с детьми. Дети научились слышать звуки, выделять место звука в слове, осуществлять звуко–слоговой анализ, многие дети умеют читать. В рамках работы по преемственности между детским садом и начальной школой,  после просмотра открытых занятий, учителя  отмечают высокую готовность  детей к  овладению письмом и чтением.  

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160 с.+ цв. вкл. 48 с.
  2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1966. – 240 с.: илл.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  4. Гризик Т. И. Развитие речи детей 4 – 5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 221 с.: ил.
  5. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
  6. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. –  (Логопед в ДОУ).
  7. Научно-методический журнал «Логопед» №1 2008 год, №2 2008 год, №6 2008 год.
  8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1900. -  224 с.
  9. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.  


Предварительный просмотр:

 

ПЛАН РАБОТЫ  С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

 ПО ПОВЫШЕНИЮ  ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО УРОВНЯ

  С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Учитель-логопед Дуркина М. В.

1 год

ДАТА.

ТЕМА.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ.

ТЕХНОЛОГИИ.


Октябрь.


«Методы определения уровня сформированности фонематического слуха у детей».


Круглый стол.


Определение уровня сформированности фонематического слуха и восприятия через использование тестовых заданий. Осуществляется индивидуально с каждым ребенком. Используется картинный и речевой материал.


Ноябрь.


«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»,
«Преодоление несовершенств детской речи».


Консультация.


Изучение теоретического материала по проблеме: знакомство с литературой, мнением авторов, разбор терминов, определений.


Декабрь.


«Неречевые звуки».


Обучение практическим умениям.


Изучение опыта работы тифлопедагога Измоденовой В.А., использование игр  по развитию слухового восприятия на занятиях. Примеры игр с детьми.

 


Январь.


«Азбука дыхания».


Консультация.

Мастер – класс.




 

 Изучение теоретических основ о важности правильного речевого дыхания, о несовершенствах речевого дыхания детей. Примеры использования игр и упражнений по дыханию. Дать возможность воспитателям самостоятельно выполнить упражнения на дыхание, что является залогом красивой, ясной, четкой речи, необходимой педагогу   для общения с детьми.


Февраль.


«Речевое внимание».

«Речевой слух».


Практикум.


Знакомство с методами и приемами развития речевого внимания и речевого слуха,  которые необходимы  для развития фонематического слуха и восприятия, через изучение литературы, проведение игр с детьми. Организация выставки «Речевые игры».


Март.


«Использование элементов фонетической ритмики на занятиях с детьми, имеющими патологию зрения».


Мастер – класс.


Знакомство воспитателей с пособием Т.М. Власовой,

А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика». Проводится совместно с музыкальным работником. Показ упражнений, выполнение воспитателями. Оформление консультационной папки, включающей работу над голосом, речевым дыханием, слитностью речи, ритмом, темпом, интонацией.

 


Апрель.


«Характеристика звука по акустическо - артикуляторным признакам».


Консультация.


Обобщение знаний воспитателей о фонеме – как единице речи.

Развитие интереса к познанию родного языка.

Знакомство с артикуляционными профилями, показ и объяснение.

2 год

ДАТА.

ТЕМА.

ФОРМА ПРОВЕДЕНЯ.

ТЕХНОЛОГИИ.


Октябрь.


«Методы и приемы, используемые в работе над звуком».


Мастер – класс.


Знакомство воспитателей с жителями страны Грамота – мальчиками и девочками. Изучение опорных сигналов, схем, которые способствуют запоминанию характеристики звука, учат детей анализировать имеющуюся информацию и делать на ее основе правильные выводы.

Просмотр занятия с детьми.


Ноябрь.


«Значение психогимнастики в работе с детьми».


 Практикум.

 

 Совместная работа с психологом.

 Обогащение знаний воспитателей по вопросу проведения психогимнастики, ее роли  в работе с детьми, имеющими несформированность фонематической стороны речи. Показ этюдов и игр на развитие памяти, внимания, преодоление двигательного автоматизма. Развитие у педагогов чувства эмпатии.

Свободный обмен мнениями.


Декабрь.


«Использование слов – паронимов для развития фонематического слуха».


Практикум.







 Слова – паронимы. Игры и задания с использованием слов - паронимов  на формирование фонематического слуха у детей.  Оформление консультативного материала.



 


Январь.


«Дифференциация фонем,
дифференциация слогов».


 

 Практикум.


Просмотр занятия с детьми, с целью изучения опыта, приобретения новых знаний.


Февраль.


«Использование песка и воды в работе по преодолению недостатков фонематического слуха и восприятия».


Практикум


Знакомство воспитателей с нетрадиционными формами работы по преодолению несформированности фонематических процессов. «Песочная терапия» как средство работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении, в поведении.  Знакомство с литературой. Показ игр и упражнений.


Март.


«Звуковой анализ слова».


  Мастер - класс.

Свободный обмен мнениями, опытом работы.

Обобщение знаний воспитателей  по проблеме: использование звуковых линеек, фишек, схем, опорных сигналов, ребусов, кроссвордов. Выставка литературы, наглядных, речевых игр.  


Апрель.


«Неповторимый русский язык».


 .


Деловая игра



 


Подведение итогов работы, закрепление полученных знаний.



 


 Май.


Итоги работы.


Анкетирование.

 

Беседа.


Обсуждение результатов работы, перспективы на будущее.


Выяснить мнение воспитателей о целесообразности и важности проведения данной работы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей

Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....

«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Организация совместной работы учителя -логопеда и воспитателя на примере индивидуального занятия с ребенком по теме «Космос».

В статье размещен материал, котрорый можно использовать в своей работе учителю-логопеду , воспитателю.Приведены примеры лексико-грамматических упражнений и игр....

«Совместная работа учителя- логопеда с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей....