«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».
методическая разработка по логопедии по теме
В данной методической разработке систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей и повышение их профессионального уровня по данному вопросу, ведь сегодня воспитатель должен владеть современными методами и приемами работы. В условиях логопедического пункта очень сложно оказать ребенку полноценную помощь, поэтому только сотрудничество грамотного педагога и учителя-логопеда, работающих в тесном контакте, с учетом современных требований времени, будет способствовать преодолению несформированности фонематической стороны речи. Я постаралась охватить основные направления в данной области. Совместная работа воспитателя и логопеда по коррекции фонематической стороны речи – залог успешного обучения ребенка в школе. Представленный план поможет учителю-логопеду в работе с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_metodicheskaya_razrabotka.doc | 75.5 КБ |
plan_raboty_s_vospitatelyami.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи ».
Учитель – логопед
Дуркина Марина Владимировна.
Введение
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Влияют на эмоционально-волевую сферу.
В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта речи, при котором речевые нарушения сопровождаются другими отклонениями психического развития, зрительными нарушениями, которые осложняют формирование речи. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости, слогов, структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Как правило, работа по формированию фонематической стороны речи у детей в условиях сада ведется воспитателями. Работая с детьми, мы обратили внимание на то, что данный дефект «не бросается в глаза», и, следовательно, не беспокоит педагогов, поэтому дети часто остаются без своевременной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей и повышение их профессионального уровня по данному вопросу, ведь сегодня воспитатель должен владеть современными методами и приемами работы. В условиях логопедического пункта очень сложно оказать ребенку полноценную помощь, поэтому только сотрудничество грамотного педагога и учителя-логопеда, работающих в тесном контакте, с учетом современных требований времени, будет способствовать преодолению несформированности фонематической стороны речи.
Мы постарались охватить кажущиеся нам основными направления в данной области, но во многом еще остается разобраться, многое узнать. В дальнейшем наше внимание будет направлено на обучение грамоте детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, совместная работа воспитателя и логопеда по коррекции фонематической стороны речи – залог успешного обучения ребенка в школе.
2. Цель методической разработки инновационного опыта – изучение, обобщение, совершенствование и внедрение новых форм, методов, приемов и средств в организацию совместной работы с воспитателями для преодоления несовершенств детской речи.
Задачи :
- Развивать умение педагогов определять несформированность фонематической стороны речи у дошкольников.
- Совершенствовать теоретический уровень педагогов по проблеме с целью использования полученных знаний в работе с детьми.
- Оказать помощь педагогам в понимании системы поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления дошкольников со звуками.
- Содействовать педагогам в подборе и использовании материла по данной теме.
3. Основная идея педагогической деятельности:
- Совершенствование практического и теоретического уровня педагогов по проблеме преодоления фонематического недоразвития речи у детей с целью успешного овладения ими письмом и чтением в школе.
- Развитие у педагогов интереса к познанию.
4. Новизна методической разработки инновационного опыта:
Систематизация, организация и нахождение новых совместных форм деятельности учителя-логопеда и воспитателя.
Основная часть
Взаимосвязь фонематического восприятия с фонетической и лексико-грамматической стороной речи бесспорна. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и выделяют окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что важно для формирования грамотного чтения и письма.
Проведя диагностику детей старшего и подготовительного возраста, я выяснила, что до 50% детей, а с патологией зрения и до 70% имеют фонетико-фонематические недоразвития в той или иной степени. Но, к сожалению, в условиях логопедического пункта нет возможности оказать помощь всем нуждающимся по ряду причин: различные дефекты речи, различный уровень сформированности когнитивных процессов, свой темп усвоения материала, соматически ослабленные дети и др. Поэтому большая работа по формированию фонематических процессов ложится на плечи воспитателя. Прежде, чем начать работу с воспитателями, необходимо было выявить уровень их компетентности по данному вопросу.
С этой целью был проведен анализ уровня знаний педагогов по проблеме через анкетирование (приложение №1). Анализ анкет показал, что воспитатели испытывают сложности по ряду вопросов: воспитатели затрудняются дать определение «Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?». На вопрос «Что такое фонетика?» тоже не всегда давали полные и правильные ответы. Вопрос «Чем отличается фонематический слух от фонематического восприятия?» вызывал наибольшие затруднения. Не все педагоги имели представление о значении фонематического слуха и восприятия в речевом развитии ребенка, а также в дальнейшем его влиянии на процесс обучения чтению и письму в школе. Сказывалась нехватка теоретических знаний, недостаток практических умений и навыков, сама проблема казалась несущественной. Результаты анкетирования отображены в диаграмме (приложение №2). Учитывая важность данного вопроса, и на основе полученных данных, мы выстроили систему совместной работы, которая представлена в перспективном плане, который включает в себя такие формы работы, как проведение семинаров, практикумов, круглых столов, взаимопосещение занятий, устные и письменные консультации, организация выставок, оформление индивидуальных консультационных папок, ознакомление с новинками литературы, проведение совместных занятий, сотрудничество в работе с психологом и музыкальным руководителем, проведение деловых игр, диспутов, анкетирование (приложение №3).
Итак, вся работа строилась в четыре этапа, проводилась в течение двух лет.
1 – начальное анкетирование педагогов;
2 – планирование совместной работы. Определение целей, задач, форм работы;
3 – реализация плана;
4 – итоговое анкетирование педагогов.
В ходе проведения мероприятий, которые представлены в плане, мы познакомились с основными методами и приемами определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей. Педагогам был предложен вопросник «Методы определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей», дающий возможность выяснить уровень сформированности фонематических процессов.
Затем, проводя консультации «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» и «Необходимость преодоления несовершенств детской речи», мы обозначили ключевые понятия, выделили основные состояния фонетико-фонематического недоразвития речи, обратили внимание на необходимость преодоления нарушений звукопроизношения, оценили важную роль воспитателя в закреплении правильного произношения, необходимого в процессе овладения грамотой.
Свою работу мы старались строить с учетом поэтапного формирования фонематических процессов у детей
Для развития фонематического слуха и восприятия необходимо:
- Развитие слухового внимания.
- Развитие речевого слуха.
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Всю систему работы по развитию у детей способности слышать, повторять, выделять, дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,
сочетаний слов и фраз;
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Практикум «Неречевые звуки» очень актуален, особенно для воспитателей офтальмологических групп. Обучение практическим умениям осуществлялось с опорой на авторскую работу тифлопедагога Измоденовой В.А.. Дети с патологией зрения еще не осознают, что их зрение неполноценно, они полностью доверяют своей зрительной информации, поступающей из окружающего мира, и не используют компенсаторные возможности слухового аппарата. Поэтому ученые Денискина В.З., Литвак А., Солнцева Л.И. и другие рекомендуют слабовидящим детям представление о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно если она затруднена. Важно развивать слуховое внимание, используя различные неречевые звуки: звуки живой и неживой природы, шум транспорта, музыкальные звуки, бытовые шумы и другие.
Далее мы рассмотрели вопросы дыхания. Речевое дыхание имеет большое значение для формирования красивого, звучного голоса, четкой дикции, правильного произношения. Разминки для развития дыхания необходимо использовать как на занятиях, так и в режимных моментах. Мы познакомились с подборкой игр и упражнений на развитие дыхания.
Следующий рассмотренный нами вопрос – речевое внимание. От развития речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Практические игры и упражнения, помогут воспитателю в работе с детьми.
Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, часто имеют и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Уверена, что метод фонетической ритмики, предложенный Власовой Т.М и Пфафенродт А.Н. в 1989г, можно и даже нужно использовать в работе с детьми. Мастер – класс проводился совместно с музыкальным работником. Фонетическая ритмика способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, коррекции произносительных навыков, развивает слуховое восприятие, нормализует речевое дыхание, развивает чувство ритма и умение изменять силу и высоту голоса. Упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Хотелось обратить внимание на то, что во всех случаях речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Консультация «Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам» помогла педагогам разобраться в сложных вопросах местообразования звука, участии голоса в образовании звука, органах артикуляционного аппарата, принимающих участие в образовании звука.
Работая с детьми, имеющими недоразвитие фонематической стороны речи, очень важно использование наглядности, различных опорных сигналов, схем. При проведении мастер – класса «Методы и приемы, используемые в работе над звуком», воспитателям предлагались различные методы и приемы, опорные схемы и сигналы, которые способствуют лучшему усвоению детьми звуков и их характеристик. Данный материал поможет ребятам быстро и легко запомнить сложные понятия: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный.
Очень часто дети с речевой патологией утомляемы, истощены, непоседливы, вспыльчивы, замкнуты. Тогда на помощь воспитателю может прийти психогимнастика. Предварительно познакомившись с пособием М.И. Чистяковой «Психогимнастика», мы провели диспут «Значение психогимнастики в работе с детьми». Он помог педагогам ответить на ряд вопросов: «Что такое психогимнастика? Какое отношение она имеет к проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи? Какие вспомогательные средства общения способствуют коррекции настроения? Нужна ли психогимнастика в детском саду? На каком этапе занятия можно проводить психогимнастику?».
Практикум «Слова - паронимы» посвящен теме различения слов близких по звуковому составу. Воспитателям были предложены упражнения, способствующие тренировке данного навыка.
Следующий этап работы - это практикум и консультация «Дифференциация слогов, дифференциация фонем». Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, испытывают значительные сложности в различении фонем сходных по артикуляторно – акустическим признакам. Этот этап работы с детьми достаточно длительный, требующий от воспитателя терпения, определенных знаний, опыта. Я постаралась доступно изложить данный вопрос, используя примеры из опыта своей работы, опираясь на конкретные задания. Показала важность данной работы для последующего успешного обучения ребенка в школе. Предложила подборку игр и упражнений, чистоговорок для коррекции данного дефекта.
В коррекционной работе с детьми целесообразно использование нетрадиционных методов и приемов. Работа с песком и водой прямое тому подтверждение. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук. Такие занятия лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами. Выполняя работу таким образом, можно заниматься формированием и коррекцией недостатков фонематического слуха и восприятия, используя различные приемы, упражнения, игры.
Затем был проведен мастер – класс «Звуковой анализ слова». На нем педагоги могли свободно обмениваться мнениями, высказывать суждения, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Работа с ребусами, фишками, звуковыми линейками, символами помогает дошкольникам овладеть звуковым анализом, а это подготовка к овладению самостоятельным чтением и письмом.
Заключительный этап работы – деловая игра «Неповторимый русский язык», в рамках которой воспитатели в интересной форме выполняли различные практические задания, способствующие закреплению знаний и умений, направленных на формирование фонематического слуха и восприятия у детей.
В конце курса с воспитателями было проведено анкетирование, цель которого - выяснить их мнение о целесообразности и важности проделанной работы.
За период работы воспитатели овладели необходимыми теоретическими и практическими знаниями: обогатили свой теоретический уровень по проблеме, научились определять уровень сформированности фонематического слуха и восприятия у детей, использовать нетрадиционные формы работы (пескотерапия, фонетическая ритмика, игры с водой, использование психогимнастики), а также применять в коррекционной индивидуальной работе речевые игры и упражнения.
Заключение.
Вся работа, проведенная с воспитателями, дала положительный результат. Анализ заключительного этапа диагностики с воспитателями показал, что теоретический и практический уровень знаний педагогов значительно вырос (приложение № 2). Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Постепенно педагоги поняли и осознали всю важность работы по преодолению недостатков произношения и недоразвития фонематической стороны речи. И это отражают результаты итоговой диагностики, проведенной с детьми. Дети научились слышать звуки, выделять место звука в слове, осуществлять звуко–слоговой анализ, многие дети умеют читать. В рамках работы по преемственности между детским садом и начальной школой, после просмотра открытых занятий, учителя отмечают высокую готовность детей к овладению письмом и чтением.
ЛИТЕРАТУРА.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160 с.+ цв. вкл. 48 с.
- Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1966. – 240 с.: илл.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
- Гризик Т. И. Развитие речи детей 4 – 5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 221 с.: ил.
- Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
- Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в ДОУ).
- Научно-методический журнал «Логопед» №1 2008 год, №2 2008 год, №6 2008 год.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1900. - 224 с.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Учитель-логопед Дуркина М. В.
1 год
ДАТА. | ТЕМА. | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. | ТЕХНОЛОГИИ. |
Октябрь. | «Методы определения уровня сформированности фонематического слуха у детей». | Круглый стол. | Определение уровня сформированности фонематического слуха и восприятия через использование тестовых заданий. Осуществляется индивидуально с каждым ребенком. Используется картинный и речевой материал. |
Ноябрь. | «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», | Консультация. | Изучение теоретического материала по проблеме: знакомство с литературой, мнением авторов, разбор терминов, определений. |
Декабрь. | «Неречевые звуки». | Обучение практическим умениям. | Изучение опыта работы тифлопедагога Измоденовой В.А., использование игр по развитию слухового восприятия на занятиях. Примеры игр с детьми.
|
Январь. | «Азбука дыхания». | Консультация. Мастер – класс. | Изучение теоретических основ о важности правильного речевого дыхания, о несовершенствах речевого дыхания детей. Примеры использования игр и упражнений по дыханию. Дать возможность воспитателям самостоятельно выполнить упражнения на дыхание, что является залогом красивой, ясной, четкой речи, необходимой педагогу для общения с детьми. |
Февраль. | «Речевое внимание». «Речевой слух». | Практикум. | Знакомство с методами и приемами развития речевого внимания и речевого слуха, которые необходимы для развития фонематического слуха и восприятия, через изучение литературы, проведение игр с детьми. Организация выставки «Речевые игры». |
Март. | «Использование элементов фонетической ритмики на занятиях с детьми, имеющими патологию зрения». | Мастер – класс. | Знакомство воспитателей с пособием Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика». Проводится совместно с музыкальным работником. Показ упражнений, выполнение воспитателями. Оформление консультационной папки, включающей работу над голосом, речевым дыханием, слитностью речи, ритмом, темпом, интонацией.
|
Апрель. | «Характеристика звука по акустическо - артикуляторным признакам». | Консультация. | Обобщение знаний воспитателей о фонеме – как единице речи. Развитие интереса к познанию родного языка. Знакомство с артикуляционными профилями, показ и объяснение. |
2 год
ДАТА. | ТЕМА. | ФОРМА ПРОВЕДЕНЯ. | ТЕХНОЛОГИИ. |
Октябрь. | «Методы и приемы, используемые в работе над звуком». | Мастер – класс. | Знакомство воспитателей с жителями страны Грамота – мальчиками и девочками. Изучение опорных сигналов, схем, которые способствуют запоминанию характеристики звука, учат детей анализировать имеющуюся информацию и делать на ее основе правильные выводы. Просмотр занятия с детьми. |
Ноябрь. | «Значение психогимнастики в работе с детьми». | Практикум. | Совместная работа с психологом. Обогащение знаний воспитателей по вопросу проведения психогимнастики, ее роли в работе с детьми, имеющими несформированность фонематической стороны речи. Показ этюдов и игр на развитие памяти, внимания, преодоление двигательного автоматизма. Развитие у педагогов чувства эмпатии. Свободный обмен мнениями. |
Декабрь. | «Использование слов – паронимов для развития фонематического слуха». | Практикум. | Слова – паронимы. Игры и задания с использованием слов - паронимов на формирование фонематического слуха у детей. Оформление консультативного материала.
|
Январь. | «Дифференциация фонем, | Практикум. | Просмотр занятия с детьми, с целью изучения опыта, приобретения новых знаний. |
Февраль. | «Использование песка и воды в работе по преодолению недостатков фонематического слуха и восприятия». | Практикум | Знакомство воспитателей с нетрадиционными формами работы по преодолению несформированности фонематических процессов. «Песочная терапия» как средство работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении, в поведении. Знакомство с литературой. Показ игр и упражнений. |
Март. | «Звуковой анализ слова». | Мастер - класс. | Свободный обмен мнениями, опытом работы. Обобщение знаний воспитателей по проблеме: использование звуковых линеек, фишек, схем, опорных сигналов, ребусов, кроссвордов. Выставка литературы, наглядных, речевых игр. |
Апрель. | «Неповторимый русский язык». . | Деловая игра
| Подведение итогов работы, закрепление полученных знаний.
|
Май. | Итоги работы. Анкетирование. | Беседа. | Обсуждение результатов работы, перспективы на будущее. Выяснить мнение воспитателей о целесообразности и важности проведения данной работы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей
Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...
Организация совместной работы учителя -логопеда и воспитателя на примере индивидуального занятия с ребенком по теме «Космос».
В статье размещен материал, котрорый можно использовать в своей работе учителю-логопеду , воспитателю.Приведены примеры лексико-грамматических упражнений и игр....
«Совместная работа учителя- логопеда с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей....