Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной деятельности участников образовательного процесса для достижения поставленных задач.Пути и способы реализации совместной деятельности описываются на конкретных примерах. В статье уделено внимание специфике в работе логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.pptx | 63.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими задачами: -повышение результативности коррекционно-логопедической работы; -рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей; -адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально положительной обстановки в группе. Одним из принципов построения коррекционного процесса в логопедической группе является принцип взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Эта взаимосвязь осуществляется в следующих направлениях: -составление совместного плана работы; -взаимное посещение открытых занятий; -обсуждение результатов совместной работы; -совместная подготовка к детским праздникам; -разработка общих рекомендаций для родителей; -преемственность в работе при исправлении недостатков произносительной стороны речи.
Учитель-логопед ведет тетрадь взаимосвязи с воспитателями, в которой предлагает задания для фронтального, подгруппового и индивидуального выполнения. Воспитатели в специально отведенном столбце отмечают результативность выполнения того или иного задания. Каждую неделю учебного года воспитателям предлагается выполнять с детьми следующие задания: -артикуляционная гимнастика; -пальчиковая гимнастика; -произнесение слогов, слов, фраз, текстов для автоматизации звуков; -обогащение лексики; -задания на развитие связной речи; -задания на развитие навыков словоизменения и словообразования; -развитие фонематических процессов, языкового анализа и синтеза; -знакомство детей с азами грамоты.
Во второй половине дня проводится «Коррекционный час» , во время которого воспитатель закрепляет у детей сформированные логопедом навыки правильного произношения звуков. Продолжительность такого занятия 5-10 минут. Логопед в тетради взаимосвязи отражает этап работы над конкретным звуком у определенного ребенка. Например: автоматизация звука Р в слогах. Воспитатель может предложить ребенку повторить цепочки слогов, прочитать слоги, напечатать слоги в тетради и др. Воспитатель может самостоятельно подобрать дидактический материал из имеющихся в группе пособий, воспользоваться дидактическими играми из логопедического уголка или тетрадями детей с домашними заданиями.
Воспитатель проводит логопедические пятиминутки в ходе режимных моментов в течение всего дня. В конце рабочей недели воспитатель раздает родителям на выходные тетради с письменными рекомендациями логопеда , при необходимости разъясняет родителям задания и мотивирует их на активное участие в коррекционном процессе.
В отдельных случаях, при необходимости логопед совместно с воспитателями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на конкретного ребенка. Решение о создании ИОМ принимается на суженом заседании медико- психолого-педагогического консилиума и заверяется у руководителя ОУ.
Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности. Основное отличие: логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Зима.Зимние забавы". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ по теме "Зима. Зимние забавы" для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи....
2017г.Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы для детей с нарушениями речи.
Консультация для воспитателей...
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
Консультация для родителей...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...
Способы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального работника с детьми с нарушениями речи.
И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и ло...