Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti_uchitelya.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
(Из опыта работы 1 логопедической группы: учитель-логопед Бондаренко М. В.,
воспитатель Марковская А. Р.)
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими задачами:
-повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
-рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
-адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально положительной обстановки в группе.
Одним из принципов построения коррекционного процесса в логопедической группе является принцип взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Эта взаимосвязь осуществляется в следующих направлениях:
-составление совместного плана работы;
-взаимное посещение открытых занятий;
-обсуждение результатов совместной работы;
-совместная подготовка к детским праздникам;
-разработка общих рекомендаций для родителей;
-преемственность в работе при исправлении недостатков произносительной стороны речи.
Учитель-логопед ведет тетрадь взаимосвязи с воспитателями, в которой предлагает задания для фронтального, подгруппового и индивидуального выполнения. Воспитатели в специально отведенном столбце отмечают результативность выполнения того или иного задания. Каждую неделю учебного года воспитателям предлагается выполнять с детьми следующие задания:
-артикуляционная гимнастика;
-пальчиковая гимнастика;
-произнесение слогов, слов, фраз, текстов для автоматизации звуков;
-обогащение лексики;
-задания на развитие связной речи;
-задания на развитие навыков словоизменения и словообразования;
-развитие фонематических процессов, языкового анализа и синтеза;
-знакомство детей с азами грамоты.
Во второй половине дня проводится «Коррекционный час», во время которого воспитатель закрепляет у детей сформированные логопедом навыки правильного произношения звуков. Продолжительность такого занятия 5-10 минут. Логопед в тетради взаимосвязи отражает этап работы над конкретным звуком у определенного ребенка.
Например: автоматизация звука Р в слогах. Воспитатель может предложить ребенку повторить цепочки слогов, прочитать слоги, напечатать слоги в тетради и др. Воспитатель может самостоятельно подобрать дидактический материал из имеющихся в группе пособий, воспользоваться дидактическими играми из логопедического уголка или тетрадями детей с домашними заданиями.
Воспитатель проводит логопедические пятиминутки в ходе режимных моментов в течение всего дня.
В конце рабочей недели воспитатель раздает родителям на выходные тетради с письменными рекомендациями логопеда , при необходимости разъясняет родителям задания и мотивирует их на активное участие в коррекционном процессе.
- В отдельных случаях, при необходимости логопед совместно с воспитателями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на конкретного ребенка.
- Решение о создании ИОМ принимается на суженом заседании медико- психолого-педагогического консилиума и заверяется у руководителя ОУ.
- Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности.
- Основное отличие: логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя
В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы. В задачу воспитателя логопедической групп...
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ...
Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".
В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...