"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с нарушением речи в условиях
современного образовательного процесса
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, а логопункты в детских садах оптимизируются, а мест в логопедических группах становится все меньше, в детских садах общего типа появляется все больше детей с нарушениями речи. У дошкольников данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?
В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями. Первой ступенью в данном направлении является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом (далее – специалисты). Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
На пути поиска эффективных форм работы с семьей, нами было проведено исследование, в котором принимали участие педагоги групп, родители и их дети с нарушениями речи. В результате этого исследования выяснилось, что педагоги в своей деятельности чаще используют традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, педагогические беседы, консультации и т.п.), но готовы обогащать опыт интегративными формами, которые позволяют обеспечивать активное участие родителей в жизни детского сада. Родителям хотелось бы участвовать в совместных с детьми мероприятиях. Им интересны семейные досуги, тренинговые занятия, концерты, беседы. Они хотели бы видеть своих детей в различных видах деятельности. Дети также хотят, чтобы в мероприятиях, проводимых детским садом, чаще активными участниками являлись родители.
Можно отметить, что интересы всех участников образовательного процесса совпадают. Поэтому мы выбрали такую форму работы, которая сможет объединить педагогов, родителей и детей; повысить психолого-педагогическую культуру родителей и их заинтересованность в выполнении общего дела - социализации детей с ОВЗ. Данная форма работы представлена Программой «Родительская академия», созданная на базе МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» города Протвино.
За основу создания Программы мы взяли положения Закона РФ Об образовании (пункт 6.2 статьи 9), и требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. В частности, требование того, что образовательная работа должна реализовываться в совместной деятельности взрослых и детей. Существенным признаком является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Для обеспечения реализация ФГОС организация комплексной методической работы с родителями и педагогами ДОУ строится в тесной взаимосвязи, и представлена содержанием коррекционного компонента программы. Его целью является психолого-педагогическая помощь семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ.
Этапы осуществления коррекционного компонента в рамках Программы направленного на социализацию детей с ОВЗ в коллектив.
- Подготовительный этап.
Цель: составление Программы, направленной на социализацию детей с ОВЗ:
Задачи:
- диагностика социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников;
- определение этапов коррекционной работы;
- определение форм, методов и приемов работы, критериев эффективности;
- проектирование совместной деятельности специалистов;
- выявление детей группы риска с низкой степенью социализации;
- выделение основных направлений работы:
- Специалисты - педагоги.
- Специалисты - родители.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
- Реализация программы по основным направлениям работы:
Цель: создание условий для социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
- Специалисты - педагоги.
Задачи:
- расширение представлений педагогов о нетрадиционных формах работы с родителями, (опыта педагогов по организации и проведения совместного досуга и совместного творчества родителей и детей, в том числе с учетом особенностей детей с ОВЗ);
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;
Формы работы:
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции («Практикум по артикуляционной гимнастике», «Основные аспекты социализации особых детей в обществе сверстников»);
- педагогические гостиные («Дети с ФФНР» и др);
- Школа молодого воспитателя («Логопедические сказки для язычка» );
- открытые занятия («Автоматизация звука [Р]» );
- анкетирование («Что вы знаете о речевых нарушениях?», «Социализация ребенка с ФФНР в условиях группы» );
- выставки книг, пособий, настольных игр.
- Специалисты - родители.
Задачи:
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей детей с речевыми нарушениями;
- оптимизация родительско-детских отношений;
- активизация желания родителей обмениваться педагогическими знаниями и делиться собственным опытом семейного воспитания с другими родителями,
- обогащение воспитательного потенциала родителей;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Формы:
- педагогические гостиные («Скоро в школу»; «Ум на кончиках пальцев»);
- тренинговые занятия («Учимся, играя», «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как общаться с ребенком?»);
- тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции;
- открытые занятия («Приключения мартышек», «Все мы дружные ребята-дошколята»);
- анкетирование, тестирование («Что я знаю о нарушениях речи ?», «Знаю ли я свои права и обязанности по воспитанию ребенка»);
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
- буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.
- Специалисты – педагоги, родители и дети.
Задачи:
- активная социализация детей в обществе, посредством создания благоприятных условии в семье;
- создание равных возможности для развития творческих способностей всех детей;
- осуществление преемственности семейного и общественного воспитания. Поддержка и помощь всех участников.
Формы:
- педагогические мастерские («Мои друзья», «Дружная семья»);
- развлечения, праздники, конкурсы (Конкурсы чтецов, «Праздник улыбок»);
- выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки;
- создание портфолио группы и индивидуальных портфолио каждого ребенка.
- Диагностика.
Цель: Выявление динамики социализации детей с речевыми нарушениями в группе сверстников.
Формы:
- Анкетирование родителей.
- Психологическая диагностика отношения ребенка с нарушениями речи со сверстниками.
- Интервьюирование педагогов о социализации ребенка.
- Психолого-педагогическое наблюдение.
В основе диагностируемых данных были взяты следующие параметры коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии предложенные Левченко И. Ю., Ткачева В. В:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
- стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками;
- стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем );
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
- особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный );
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
- наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия ).
Конечные результаты говорят о положительной динамике уровня социализации детей с речевыми нарушениями по всем критериям.
Таким образом, Программа– это комплексная система воспитания через психолого-педагогическое сопровождение семьи специалистами детского сада. Позволяет создать равные возможности для развития детей с речевыми нарушениями и детей с нормальным уровнем развития. В основе, лежит идея сотрудничества и тесной взаимосвязи семейного и общественного воспитания, работа проводится не только с родителями, как традиционно сложилось в условиях дошкольного учреждения, но и координируется работой с детьми и воспитателями, ведется одновременно.
Коллектив сверстников и отношения в нем, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребенка, нередко она занимает основное место в его жизни. Мы не можем строить общение детей с нарушениями речи со сверстниками вместо самих детей, но мы можем им в этом помочь.
Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами МБДОУ д/с № 7 «Вишенка», зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы, позволить нам объединить МБДОУ и семью для социализации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с нарушениями речи
Выготский Л.С., Алексеева М.М., Рубинштейн С.Л, Сохин Ф.А., Тихеева Е.И. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В связ...
Презентация "Социализация детей с нарушением речи в ДОУ"
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»
Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...
Социализация детей с нарушениями речи
Социализация детей с нарушениями речи, является одной из актуальных проблем современного общества.Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) з...
Позитивная социализация детей с нарушением зрения в процессе патриотического воспитания
По мнению Глебовой Б.Г. термин «позитивная социализация» определяется как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства, как о...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...
Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...