Позитивная социализация детей с нарушением зрения в процессе патриотического воспитания
консультация на тему
По мнению Глебовой Б.Г. термин «позитивная социализация» определяется как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства, как освоенность умений и навыков взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы социума.
Цель позитивной социализации - освоение детьми дошкольного возраста первоначальных представлений о позитивных социальных компетенциях и включение их в систему социальных отношений общества»
В этой связи нам представляется, что одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является, патриотическое воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По мнению Глебовой Б.Г. термин «позитивная социализация» определяется как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства, как освоенность умений и навыков взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы социума.
Цель позитивной социализации - освоение детьми дошкольного возраста первоначальных представлений о позитивных социальных компетенциях и включение их в систему социальных отношений общества»
В этой связи нам представляется, что одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является, патриотическое воспитание.
Исследования свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы нравственности и патриотичности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, складывается личность.
Воспитание патриотизма предполагает развитие познавательного интереса к историко-культурному наследию Отечества и родного края и позитивного к нему отношения. Любовь к Отечеству надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к стране, России,
Таким образом, патриотическое воспитание - это одно из основных направлений позитивной социализации ребенка дошкольного возраста.
В современных условиях на специальное (коррекционное образование возлагаются задачи не только обучения и воспитания детей с ОВЗ, но и их наиболее полноценной социализации и интеграции в современное общество и экономику. Позитивная социализация становится приоритетным направлением в развитии специального (коррекционного) образования
Многие годы детские сады решают проблемы не только профилактики и улучшения состояния здоровья детей с ОВЗ путем создания щадящих условий, реализации комплекса укрепляющих и специальных коррекционных мероприятий, но и проблемы социализации и адаптации ребенка с ОВЗ к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни, учреждениях проводится работа по лечению и коррекции зрения, воспитанию и обучению детей в возрасте от 1 года до 7 лет с такими заболеваниями, как косоглазие, амблиопия, астигматизм, миопия, гипер- метропия.
Педагогами наработан опыт позитивной социализации детей с ОВЗ в процессе патриотического воспитания. Целью является формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных навыков успешного взаимодействия с окружающим миром и развития познавательного интереса к культурным традициям, любви к Родине, патриотизма и гражданственности.
Актуальность проблемы позитивной социализации детей с нарушением зрения конкретизирована в задачах по исполнению проекта:
- обновление содержания единого тематического планирования в учреждении;
- систематизация работы по формированию нравственно-патриотических компетенций через вовлечение детей и взрослых в социально, значимую деятельность;
- формирование опыта социального взаимодействия, повышение успешности детей с ОВЗ в области адаптации и аутореализации
- создание новой адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога, родителей.
Опыт показывает, что включение детей с ОВЗ в различные виды деятельности обеспечивает их приобщение к социальной реальности. Процесс позитивной социализации ребенка органично вплетен в такие вида детской деятельности, как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, конструктивная, художественно-эстетическая.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами (действиями, приемами, операциями), учился управлять своим поведением, своей деятельностью
Общение, как вид социальной деятельности, берет на себя существенную нагрузку в процессе социализации ребенка. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев отмечал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является способность человека строить свои отношения с другими людьми Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок «...получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и взаимозависимости»
Взаимосвязь всех видов детской деятельности в учреждении является важным фактором социализации ребенка и его развития в целом. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей, которые целостно должны воздействовать на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы личности, обеспечивая все более высокую выраженность нравственно-патриотических компетенций.
Для успешной реализации, условно, на этапы: аналитико-диагностический, планово-прогностический', организационно-исполнительский, контрольно-регулятивный и вновь аналитико-диагностический
На первом этапе аналитико-диагностическом — мы отметили, что восприятие у детей с нарушением зрения характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Также отмечаются затруднения в работе с объемными объектами (предметами, материалами) при непосредственном контактировании с ними.
К тому же дети с нарушением зрения испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми, поэтому часто чувствуют себя уязвимыми, отвергнутыми.
Работу по устранению негативного влияния вышеназванных факторов начинают с анализа содержания существующего цикла образовательных и социализационных занятий по развитию зрительного восприятия и обогащению социальных представлений.
Второй этап - планово-прогностически - разработаны темы, такие, как «История герба РФ», «Герб и флаг России», «Герб и флаг города», «Природа родного края», «Традиции Крыма», «Создание эмблемы своей группы» и др.
В основе предложенного цикла занятий лежит комплексный подход, при котором на одном занятии решаются одновременно и образовательные, и коррекционные, и социализационные задачи. Принцип взаимосвязи всех трех групп задач предусматривает тесное взаимодействие всех специалистов учреждения (учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-ло
гопеда, руководителя изобразительной деятельности и др.). Именно эта взаимосвязь, взаимодополняющая деятельность специалистов учреждения создает предпосылки наибольшей эффективности коррекционно-образовательной помощи детям со зрительной патологией.
Технология работы в рамках проекта такова.
Каждая общая тема рассчитана на изучение в течение месяца. Она, в свою очередь, разбита на четыре подтемы. Закачивается изучение темы обобщающим занятием. Каждое обобщающее занятие проводится в нетрадиционной форме в виде:
- форума;
-научно-практической конференции1;
~ экспедиции, экскурсии;
- праздника и предпраздничных посиделок с бабушками и дедушками наших воспитанников;
~ посещения библиотеки;
- посещения музея;
- оформления музея в ДОО, а в семье - «Бабушкина сундучка» с семейными реликвиями;
- оформления выставок народного творчества с привлечением родителей, местных художников, мастеров- умельцев;
- вечера музыки и поэзии с членами семьи,
- празднично-игровых развлечений «Наши защитники» с папами, де-
душками, прадедушками, ветеранами
-участия в городском музыкальном конкурсе «Подсолнух»
Следует также сказать и об эффективности использования, традиционных для дошкольного образования, тематических недель. Тема не ограничивает возможности включения различных видов детской деятельности; она лишь является канвой, которая позволяет их объединить в единый процесс создания интересных и максимально полезных продуктов.
Проведение занятий в игровой форме мотивирует на активное участие в тематических неделях и днях, а ориентация на создание продукта обеспечивает наполнение и познавательной, и нравственной составляющих.
Так, формируя коммуникативные компетенции детей, используются следующие приемы: моделирование и анализ заданных творческих ситуации,
! творческие задания для детей, мини- конкурсы, импровизации и т.п.
! Педагог подбирает задания, направленные на развитие зрительного восприятия, а также коррекционно-развивающие игры; имитирующие реальные отношения между людьми учат детей общению друг с другом, помогают осваивать позитивные общечеловеческие ценности и способы поведения.
Практика показывает, что тесная связь с родителями - это один из факторов накапливания общечеловеческих и этнонациональных ценностных отношений и нравственных императивов. Родители являются равноправными участниками процесса формирования личности ребенка (ст. 44 ФЗ «Об "образовании в РФ»).
Семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений полезны тем, что дошкольники испытывают гордость за своих близких, что обеспечивает большую сплоченность семьи.
Большие возможности для патриотического воспитания в семье имеют обрядовые праздники. Дети вместе с родителями участвуют в праздниках: Троица, Иван Купала, Рождественские колядки, Масленица.
Невозможно переоценить роль детской театральной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности Обязательной составляющей в течение года является природоохранная деятельность детей.
Можно сделать вывод, что активное вовлечение детей и взрослых в социально значимую деятельность приводит к положительной динамике показателей эмоционально волевой, когнитивной, поведенческой сфер:
- проявляются положительные эмоции от участия в выступлениях, праздниках, концертах и других видах деятельности вместе со взрослыми;
- формируется устойчивый интерес к прошлому и настоящему своей Родины, объектам русской культуры, к позитивному общению с представителями других национальностей;
- растут показатели поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности;
- появляется чувство собственного достоинства, гордости за достижения сверстников и группы.
Мы отмечаем, что постепенно меняется и отношение родителей к решению задач патриотического и гражданского воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
ПРОЕКТ Социально-коммуникативное развитие, как средство позитивной социализации и формирования личности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание
Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкол...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
Программа самообразования по теме: «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе взаимодействия друг с другом»
Данная программа самообразования поможет грамотно организовать процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятел...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...