Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень. Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.
презентация по логопедии по теме
Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков Ч-Щ | 943.26 КБ |
Конспект к презентации | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях, фразовой речи.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: учить различать на слух и в произношении звуки (Ч-Щ). Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие. 2. Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа; фонематический слух и восприятие; слуховую и зрительную память. 3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе, умение слушать воспитателя и других детей. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со звуками [Ч-Щ] Предварительная работа: выучить стихотворение (В. Токмакова ).
Здравствуйте ребята! Назовите слова со звуком [Ч]. А теперь назовите слова со звуком [Щ].
У нас в гостях фея страны звуков. Сегодня мы посетим страну звуков.
Отправляемся в путь!
Ч Ч Ш Ж Ч Щ Щ Ш Ж Ч
Ребята, когда мы можем услышать звук [ Ч ] на улице? [ ч-ч-ч ]
-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [ Ч ]? Ч ’
Ч Ч Ш Ж Ч Щ Щ Ш Ж Ч
– Ребята, когда мы можем услышать звук [ Щ ] на улице? [ Щ–Щ-Щ ]
- Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? Щ ’
ащ-ач-ащ - мы купили плащ. чи-щи-чи - где мои ключи. ач-ащ-ач - ты не плачь. щи-чи-щи - ключи поищи. чу-щу-чу -я не шучу.
Кто ткет ткань? - Кто работает на почте? Кто ухаживает за птицей?
Кто чистит обувь? Кто делает кровлю? Кто играет на барабане?
- Лютик, лютик, ч то хохо ч ешь? - Да ведь ты меня щ еко ч ешь! Так листо ч ки ты щ еко ч ешь, Ч то не хо ч ешь - захохо ч ешь!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Конспект
фронтального занятия
в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень.
Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.
Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- учить различать на слух и в произношении звуки (Ч-Щ). Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукового анализа; фонематический слух и восприятие; слуховую и зрительную память.
- 3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе, умение слушать воспитателя и других детей. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со звуками [Ч-Щ]
Предварительная работа: выучить стихотворение (В. Токмакова).
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Назовите слова со звуком [Ч]. (Ответы детей). Молодцы! А теперь назовите слова со звуком [Щ].
II. Вводная часть.
У нас в гостях фея. Сегодня мы посетим страну звуков. А отправимся в путешествие мы на поезде, занимайте места в вагонах.
1). Артикуляционная гимнастика.
А пока мы едем давайте разомнем наши язычки!
"Улыбочка" Подражаем мы лягушкам -
тянем губы прямо к ушкам!
"Трубочка" На дудочку губы положим,
и даже сыграть на ней сможем!
Ду-Ду-Дууу.
2). Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно.
-Дорога в страну звуков долгая, чтобы вы совсем не заскучали предлагаю вам поиграть со звуками . Ребята, услышав звук [Ч], покажите карточка этого звука: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.
Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице?
– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]
-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]?
- Губы выдвинуты вперед и округлены;
- В работе языка различают два момента:1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
- 2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
- струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
- звук всегда произносится мягко;
- голосовые связки не работают, звук глухой.
Ребята, услышав звук [Щ],покажите карточку : Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.
– Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице?
– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].
-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]?
- Губы выдвинуты вперед и округлены;
- язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
- струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;
- звук всегда произносится мягко;
- голосовые связки не работают, звук глухой.
3). Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах
Вот мы и приехали. Но почему нас не кто не встречает.
- Ой а кто это там прячется? (Дети видят звуки Ч-Щ за деревом.). Ребята может расскажем чистоговорки и тогда звуки выйдут к нам.
ащ-ач-ащ - мы купили плащ.
чи-щи-чи - где мои ключи.
ач-ащ-ач - ты не плачь.
щи-чи-щи - ключи поищи.
чу-щу-чу -я не шучу.
4). Дифференциация в словах.
-Ребята оказывается наши звуки заблудились. Давайте поможем им найти своё место в словах.
мяч, девочка, чашка, вечер; лещ, щенок, щетка, ящик.
5). Физ/минутка.
Наконец-то наши звуки Ч - Щ нашли свои места в словах. Звуки очень благодарны вам приглашают нас поиграть.
(Дети стоят в "домиках". Один ребенок ищет ключ. Он ходит от одного к другому и спрашивает: «Где ключи?" Ему отвечают: «У Тани поищи!" Пока он ходит дети меняются местами, а он должен занять пустое место.
6). Дифференциация в предложениях.
Игра "Кто это?" (Воспитатель задает вопрос - дети отвечают)
1) Кто ткет ткань? - Ткачиха ткет ткань.
2) Кто работает на почте? - Почтальон работает на почте.
3) Кто ухаживает за птицей? - Птичница ухаживает за птицей.
4) Кто играет на барабане? - Барабанщик играет на барабане.
5) Кто делает кровлю? - Кровельщик делает кровлю.
6) Кто чистит обувь? - Чистильщик чистит обувь.
III . Заключительный этап.
Вот и подошло к концу наше путешествие пора возвращаться.
Давайте поблагодарим фею и звуки Ч-Щ за интересное путешествие. Расскажем им стихотворение.
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь! (В. Токмакова)
- Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?
- Какой из них произносится коротко, отрывисто? Почему?
- Какой из них произносится долго? Почему?
- Молодцы! Вы старались хорошо работать на занятии. Всем большое спасибо .
Список литературы.
1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие д/воспитателей д/с. 4-е издание - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1980.
2. Токмакова В. Стихотворение "Лютик"
3. Коноваленко С. В., Коноваленко В. В.: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
4. http://www/pedlib.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ
Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с ОНР....
Конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Центр подготовки юных космонавтов»
интегрирование коррекционно-речевых задач в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности....
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ. Целью методической разработки ...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"...