Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень. Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.
презентация по логопедии по теме

Моторина Алёна Сергеевна

Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков Ч-Щ Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень.

Слайд 2

Цель : учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях, фразовой речи.

Слайд 3

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: учить различать на слух и в произношении звуки (Ч-Щ). Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие. 2. Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа; фонематический слух и восприятие; слуховую и зрительную память. 3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе, умение слушать воспитателя и других детей. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со звуками [Ч-Щ] Предварительная работа: выучить стихотворение (В. Токмакова ).

Слайд 4

Здравствуйте ребята! Назовите слова со звуком [Ч]. А теперь назовите слова со звуком [Щ].

Слайд 5

У нас в гостях фея страны звуков. Сегодня мы посетим страну звуков.

Слайд 6

Отправляемся в путь!

Слайд 9

Ч Ч Ш Ж Ч Щ Щ Ш Ж Ч

Слайд 10

Ребята, когда мы можем услышать звук [ Ч ] на улице? [ ч-ч-ч ]

Слайд 11

-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [ Ч ]? Ч ’

Слайд 12

Ч Ч Ш Ж Ч Щ Щ Ш Ж Ч

Слайд 13

– Ребята, когда мы можем услышать звук [ Щ ] на улице? [ Щ–Щ-Щ ]

Слайд 14

- Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? Щ ’

Слайд 15

ащ-ач-ащ - мы купили плащ. чи-щи-чи - где мои ключи. ач-ащ-ач - ты не плачь. щи-чи-щи - ключи поищи. чу-щу-чу -я не шучу.

Слайд 18

Кто ткет ткань? - Кто работает на почте? Кто ухаживает за птицей?

Слайд 19

Кто чистит обувь? Кто делает кровлю? Кто играет на барабане?

Слайд 20

- Лютик, лютик, ч то хохо ч ешь? - Да ведь ты меня щ еко ч ешь! Так листо ч ки ты щ еко ч ешь, Ч то не хо ч ешь - захохо ч ешь!

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального занятия

в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи

Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень.

Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.

Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • учить различать на слух и в произношении звуки (Ч-Щ). Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки звукового анализа; фонематический слух и восприятие; слуховую и зрительную память. 
  • 3.Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе, умение слушать воспитателя и других детей. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со звуками [Ч-Щ]

Предварительная работа: выучить стихотворение (В. Токмакова).

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Назовите слова со звуком [Ч]. (Ответы детей). Молодцы! А теперь назовите слова со звуком [Щ].

II. Вводная часть.

У нас в гостях фея. Сегодня мы посетим страну звуков. А отправимся в путешествие мы на поезде, занимайте места в вагонах.

1). Артикуляционная гимнастика.

А пока мы едем давайте разомнем наши язычки!

"Улыбочка" Подражаем мы лягушкам -

                      тянем губы прямо к ушкам!

"Трубочка" На дудочку губы положим,

                       и даже сыграть на ней сможем!

                      Ду-Ду-Дууу.

2). Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно.

-Дорога в страну звуков долгая, чтобы вы совсем не заскучали предлагаю вам поиграть со звуками . Ребята, услышав  звук [Ч], покажите карточка этого звука: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.

 Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице? 

– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]

-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]? 

  • Губы выдвинуты вперед и округлены;
  • В работе языка различают два момента:1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
  • 2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
  • звук всегда произносится мягко;
  • голосовые связки не работают, звук глухой.

Ребята, услышав звук [Щ],покажите карточку : Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.

– Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице? 

– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].

-Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? 

  • Губы выдвинуты вперед и округлены;
  • язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;
  • звук всегда произносится мягко;
  • голосовые связки не работают, звук глухой.

3). Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах

Вот мы и приехали. Но почему нас не кто не встречает.

- Ой а кто это там прячется? (Дети видят звуки Ч-Щ за деревом.). Ребята может расскажем чистоговорки и тогда звуки выйдут к нам.

ащ-ач-ащ - мы купили плащ.

чи-щи-чи - где мои ключи.

ач-ащ-ач - ты не плачь.

щи-чи-щи - ключи поищи.

чу-щу-чу -я не шучу.

 4).  Дифференциация в словах.

-Ребята оказывается  наши звуки заблудились. Давайте поможем им найти своё место в словах.

мяч, девочка, чашка, вечер; лещ, щенок, щетка, ящик.

5). Физ/минутка.

Наконец-то наши звуки Ч - Щ нашли свои места в словах. Звуки очень благодарны вам  приглашают нас поиграть.

(Дети стоят в "домиках". Один ребенок ищет ключ. Он ходит от одного к другому и спрашивает: «Где ключи?" Ему отвечают: «У Тани поищи!" Пока он ходит дети меняются местами, а он должен занять пустое место.

 6). Дифференциация в предложениях.

 Игра "Кто это?" (Воспитатель задает вопрос - дети отвечают)

1) Кто ткет ткань? - Ткачиха ткет ткань.

2) Кто работает на почте? - Почтальон работает на почте.

3) Кто ухаживает за птицей? - Птичница ухаживает за птицей.

4) Кто играет на барабане? - Барабанщик играет на барабане.

5) Кто делает кровлю? - Кровельщик делает кровлю.

6) Кто чистит обувь? - Чистильщик чистит обувь.

III . Заключительный этап.

Вот и подошло к концу наше путешествие пора возвращаться.

Давайте поблагодарим фею и звуки Ч-Щ за интересное путешествие. Расскажем им стихотворение.

- Лютик,  лютик, что хохочешь?

- Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки ты щекочешь,

Что не хочешь - захохочешь! (В. Токмакова)

  • Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?
  • Какой из них произносится коротко, отрывисто? Почему?
  • Какой из них произносится долго? Почему?
  • Молодцы! Вы старались хорошо работать на занятии. Всем большое спасибо .

Список литературы.

1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие д/воспитателей д/с. 4-е издание - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1980.

2. Токмакова В. Стихотворение "Лютик"

3. Коноваленко С. В., Коноваленко В. В.: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.

4. http://www/pedlib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"...