Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
для детей подготовительной группы
«Речевой Этикет»
Цель: формирование умения вести себя в соответствии с правилами речевого этикета.
Задачи: Образовательные:
- формировать опыт речевого этикетного поведения и правил их использования в различных ситуациях общения;
упражнять в использовании вежливых слов;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
-совершенствовать навыки словообразования;
- продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;
Развивающие:
- развивать речь, внимание, воображение, творческое мышление, способность сопереживать.
- развивать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
Воспитывающие:
- воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами речевого этикета.
Оборудование: игрушка - Незнайка, ваза, карта, картинка моря, капли дождя, картинка гор, фасоль, ложки одноразовые на каждого ребенка, сюжетные картинки по теме, разрезная картинка ключика, цветные карандаши и картинки солнышка на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: – У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”
– Кого вы увидели в шкатулке?
– Себя!
– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.
А кто знает, что такое этике? (правила поведение при общении людей)
- Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.
Основная часть занятия:
Логопед: сегодня мы вспомним правила речевого этикета, какие вежливые, приветливые и добрые слова нужно употреблять при общении с собеседником и окружающими.
Узнав, о сегодняшнем занятии, к нам в гости пришел Незнайка.
Логопед: поздороваемся с Незнайкой. Здравствуй Незнайка. Ведь при встрече люди начинают беседу с приветствия называя того, с кем здороваешься, по имени. Потому, что это одно из важных правил речевого этикета.
Он просит у вас помощи, у него беда. Он сломал ключик и растерял все детали, и теперь не может открыть ворота в волшебную страну - речевого Этикета. Ребята, поможем Незнайке отыскать детали ключика?
А для этого нужно выполнить задания.
- Ребята, ну как вы готовы помочь?
- А чтобы нам было ясно, где искать детали ключа, Незнайка нарисовал нам карту своего путешествия.
- Рассмотрим ее, и узнаем куда он отправился сначала:
1. Это море. Вот только Снежная Королева заморозила море. Она забрала из него «волшебные» слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь. Давайте вспомним, какие же вежливые и добрые слова мы знаем, от которых становится теплее и радостнее.
Возьмите из красивой вазы по одной капле и называя «вежливое слово», добавьте его в наше море Добрых слов –и таким образом мы его разморозим и получим деталь от ключа. (Дети по очереди называют «волшебные слова» и опускают в море каплю.)
Логопед: Молодцы, ребята. Ваши «волшебные» слова помогли оживить море Добрых слов. И вот первая деталь от ключика у нас.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно». Я буду называть ситуацию, а вы хлопать в ладоши, если это верное утверждение и топать ногами, если не верное. Итак:
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть вежливым.
- Не слушать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка. (Деталь вторая)
Воспитатель: Молодцы! Нам следует отправляться дальше.
2. Буратино отправился в горы на экскурсию, а там тропу завалило камнями, нужно убрать камни (фасоль ложками) с неприятными словами, превращая их в хорошие, добрые.
Дидактическая игра «Назови хорошее, доброе слово» (с фасолью).
Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?
Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый – сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой – хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный – весёлый, несчастный – счастливый.
Логопед: Вот третья деталь получена.
Теперь немного отдохнем и дальше пойдем. Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - поворотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
Логопед: предлагаю с играть в игру
Словесная игра «Доскажи словечко»
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… (Извините).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день).
- Друг другу на прощание мы скажем… (До свидания)
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(Извинить).
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
- До чего ж оно красиво слово доброе…(Спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (Простите, пожалуйста)
Смотрим, куда дальше поехал Буратино.
(Четвертая деталь в наших руках)
Логопед: Ребята, посмотрите, куда нам идти дальше? (Пустыня)
Нужно рассмотреть картинки и порассуждать.
Логопед: что тут изображено? Как вы думаете, что говорит мама своей семье?
(Угощайтесь, пожалуйста; ешьте на здоровье… и т.д.)
Логопед: А как отвечают папа и дети маме?
(Спасибо; благодарим; большое спасибо; нам очень приятно, что ты позаботилась о нас…).
Логопед обращает внимание детей на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.
Логопед: -как друзья приветствуют друг друга?
(Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)
Логопед: как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?
(Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!).
На этой картинке как вы думаете, (что делает) девочка - плачет, мальчик говорит девочке, возьми пожалуйста куклу, не плачь.)
(Девочка: спасибо тебе большое мальчик).
(И за это задание вы получаете последнюю деталь)
Теперь можно собрать ключик для Незнайки. Вот мы и помогли найти и собрать ключик от ворот в волшебную страну речевого этикета.
Продуктивная деятельность. Рисование. «Какое у нас выражение лица, когда мы слышим вежливые слова».
-У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко-вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и говорит вежливые волшебные слова.
-На столах у вас лежат солнышки, нарисуйте, пожалуйста, на них то выражение лица, которое появляется у вас, когда вы слышите волшебные слова.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение песни «Мир такой цветной».
Ребята, какие замечательные и радостные лица у ваших солнышек.
Давайте ваши солнышки развесим, чтобы лучи добра и вежливости согревали всех вокруг.
III. Итог занятия.
Ребята, про что мы сегодня говорили на занятии?
Какое задание вам понравилось?
Какие правила речевого этикета вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».
Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития
В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Моторина А.С., воспитатель, д/с №73. Г. Тюмень. Тема: Дифференциация звуков Ч-Щ.
Цель: учить детей различать звуки Ч-Щ, изолированно, в словах, предложениях....
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В предлагаемом материале освещен план работы на учебный год в группе детей с ТНР...