Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Александра Лубенцова

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  

Целью методической разработки является представление опыта использования технологии графического моделирования при составлении детьми рассказа по сюжетной картине. Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и  в качестве дидактического пособия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc241 КБ
Файл sostavlenie_rasskaza_zimnie_zabavy._-_kopiya.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье»

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи

в подготовительной группе

 для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Подготовила:                                                                                          

                                                                                    учитель-логопед    высшей категории

МБДОУ

                        компенсирующего вида                                                                                                                                                  №30 «Лукоморье»

Лубенцова Александра Владимировна

Г. Геленджик  2023г.

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».

Задачи:

 Коррекционно - образовательные

  • Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы».
  • Совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурка), закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и причастиями, совершенствовать навыки составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины (Люди зимой носят тёплую одежду, потому что сильный мороз).
  • Совершенствование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

 Коррекционно - развивающие

  • Развитие умений и навыков связной речи.
  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления. Совершенствование умения слушать, анализировать и отгадывать загадки (по данной теме).
  • Развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса, умения согласовывать речь с движением.

 Коррекционно - воспитательные

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Лексический минимум:

Существительные: зима, снег, сугроб, снегири, снегурка, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурка, лыжи, коньки, санки, каток, снежок;

Прилагательные: искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный;

Глаголы: замерзать, выпадать, сыпать, кататься, лепить.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Зимнее путешествие»; магнитная доска, мнемотаблица для составления рассказа, разрезные картинки «Зимние забавы» (3 – 4 шт.); «снежки» из ваты (по количеству детей); картинки – раскраски (по количеству детей); маршруты «Зимнего путешествия», голубые карандаши (по количеству детей) (см. Приложение №3).

Предварительная работа:

  • Разучивание с воспитателем текста физминутки «Выпал беленький снежок»;
  • Экспериментирование с водой и льдом;
  • Художественное творчество детей по теме «Зима. Зимние забавы».

Прогнозируемые результаты:

  • Умение строить связные высказывания о зиме и зимних забавах в соответствии с лексическим минимумом по данной теме.
  • Умение анализировать материал занятия, оперировать имеющимися знаниями и умениями для поиска решения поставленной задачи.
  • Наличие положительного эмоционального отклика на материал занятия.

Ход занятия:

Содержание этапа

Обратная связь

на высказывания детей

1.Мотивационно-побудительный этап (5 мин.)

а) Организация приветствия.

Цель: Эмоциональная поддержка детей, создание атмосферы комфорта

(Под фонограмму «Зимнее утро» П.И.Чайковского дети входят в кабинет, занимают свои места за столом).

Логопед: Здравствуйте, ребята. Мне кажется, что вы пришли на занятие с хорошим настроением, а помогла вам звучавшая музыка.

(На экране мультимедиа появляется СЛАЙД 1.См. Приложение 2)

б) Создание проблемной ситуации.

Цель: Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Логопед: Как вы думаете, почему на экране появилась эта картина?

Логопед: Можете ли вы сейчас составить рассказ по этой картине? Нет? Почему?

Дети: Потому, что мы будем говорить о зиме.

Дети: Это трудно.

Логопед: Вам трудно найти красивые слова и предложения, чтобы рассказать о том, что на картине. А что же делать, когда чего-то не знаешь?

Дети: Можно попросить у кого-то помощи.

Логопед: Один сказочный герой будет помогать нам, искать красивые слова для рассказа. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.

Это что за человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

 

Дети: Снеговик.  

(СЛАЙД 2)

2.Расширение имеющихся представлений (7- 10 мин).

Цель: Актуализация имеющихся знаний. Усвоение, расширение определенного объема знаний и представлений

1) Упражнение «Логический квадрат»

Сюрпризный момент 1

Логопед: Послушайте, Снеговик хочет вам что-то сказать. (Звучит фонограмма презентации).

Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем? (СЛАЙД 3)

Логопед: Догадайтесь, какой картинки не хватает?

Логопед: Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес.

(СЛАЙД 4. Лыжник спускается с горки.)

Дети: Нет лыж. (Появляется нужная картинка).

2) Игра «Подскажи словечко» (закрепление умения подбирать однокоренные слова)

Логопед: Первая остановка нашего путешествия «Зимний лес».

(СЛАЙД 5)

 Логопед: Как здесь красиво. Какие заснеженные деревья. Вам нравится?

Логопед: Снеговик предлагает нам стать поэтами.

Вы знаете, кто такие поэты?

Логопед: Мы попробуем сочинить зимнее стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

(СЛАЙД 6.Картинки появляются поочередно).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки —

Серебристые… (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается… (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной).

Вот веселье для ребят —

Все сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик).

Рядом — снежная фигурка:

Это девочка … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил… (снег)

Дети: Да.

Дети: Это люди, которые пишут стихи.

Дети: Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегири.

Логопед: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. Давайте еще раз назовем все слова.

Логопед: А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи?

Логопед: Верно, это родственные слова.

Логопед: Теперь возьмите карты нашего путешествия. Найдите нашу остановку «Зимний лес». Отметьте, каким было для вас это задание: легким или сложным.

Дети: Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегири.

Дети: Это семья слов.

3) Составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Логопед: Продолжаем путешествие. (СЛАЙД 7.Лыжник спускается с горки)

Логопед: Остановка «Размышляй-ка». Снеговик предлагает вам решить кроссворд. (СЛАЙД 8.Слова появляются поочередно.)

Ребята, слушайте внимательно, подскажите, как закончить предложение.

1.Люди зимой носят тёплую одежду, потому что (сильный)…

Логопед: 2.Дети будут кататься с высокой горы, потому что (взяли)…

Логопед: 3.Девочки намочили рукавички, потому что (лепили)…

Логопед: 4.Дети взяли коньки, потому что (идут)...

Логопед: Прочитайте получившееся слово.  

Логопед: Теперь возьмите карты нашего путешествия. Найдите нашу остановку «Размышляй-ка». Отметьте, каким было для вас это задание: легким или сложным.

Дети: Мороз.

Дети: Санки.

Дети: Снежный ком.

Дети: На каток.

Дети: ЗИМА.

3.Динамическая пауза (1 мин).

Цель: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

(Дети вместе с логопедом становятся в круг и произносят текст, сопровождая его движениями)

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали. 
Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «
Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили, и к делам мы приступили. Проходят на свои места.

4.Практическая работа (10 мин.).

Цель: Овладение способами действий, применение знаний, навыков и умений

а) Работа с разрезной картинкой (в микрогруппах по 2 человека).

Логопед: Продолжаем наше путешествие. (СЛАЙД 9). Лыжник спускается с горки)

 Мы очутились в «Замке Снежной королевы». (СЛАЙД 10). 

Снежная королева разбила свое зеркало. Соберите картинки в ваших конвертах, и вы увидите, что отразилось в зеркале. (СЛАЙД 11.Картика «разбита» на части.)

Логопед: Проверьте, что у вас получилось.

(СЛАЙД 11. Картинка целая. Экран мультимедиа выключается).

Логопед: Теперь возьмите карты нашего путешествия. Найдите нашу остановку «Замок Снежной королевы». Отметьте, каким было для вас это задание: легким или сложным.

б) рассматривание картины, подготовка к составлению рассказа.

  Логопед: А сейчас посмотрите внимательно на свою картинку. Скажите, как можно её назвать?

Логопед: Почему вы так думаете? Вам нравится эта картина?

Логопед: Какое время года на картине?

Логопед: Чем покрыты деревья и земля?

Логопед: Как одеты дети?

Логопед: Что они делали на прогулке?

Логопед: Какое настроение у ребят?

Дети: Зима. На прогулке. Игры зимой. Зимние забавы.

Дети: Зима.

Дети: На деревьях лежит снег.

Дети: Они надели теплые куртки, шапки, варежки.

Дети: Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках.

Дети: Они рады. Им весело.

в) Составление рассказа по картине «Зимние забавы» с помощью мнемотаблицы.

Логопед: Снеговик приготовил вам картинки-подсказки. Они помогут вам составить рассказ о зимних играх. (Логопед выставляет на магнитной доске мнемотаблицу).

Дети: «Зимние забавы»

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

5.Подведение итогов. Анализ результатов (3-4мин.).

Цель: Формирование элементарных навыков самоконтроля. Активизация речевой практики.

  Логопед: Снеговику понравились ваши рассказы. Он прощается с вами и возвращается к себе домой, в Лапландию. (СЛАЙД 12. Снеговик прощается с детьми и уходит в свой домик).

Логопед: Как вы думаете, теперь вы сможете рассказать о зимних забавах? Почему? Для чего вам это пригодиться?

Посмотрите на свои карты. Что вам понравилось? Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Сюрпризный момент 2

  Логопед: Снеговик передал для вас подарки. Это картинки - раскраски и снежки. Картинки вы раскрасите и вместе с родителями придумаете по ним рассказ. А со снежками вы поиграете в группе.


Л

ЛЛ Список литературы:

  1. Нищева н.В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для  детей с ОНР. С-П.2007.
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010.
  3. Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М.2010.
  4. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа М.2012.

Приложение 1

            Схема для составления рассказа.

                       

    

«Зимние забавы»

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

Приложение 2

Картинка - раскраска.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье» Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Выполнила: учитель-логопед Лубенцова А.В.

Слайд 2

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».

Слайд 4

?

Слайд 9

моро з санк и ко м к а ток

Слайд 14

Список литературы: Нищева н.В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. С-П.2007. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010. Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М.2010. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа М.2012 . И нтернет ресурсы: www.logobyrg.com www.pedsovet.su www.logoped.ru www.logopunkt.ru festival@september.ru http :// ns.portal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (мнемотаблица)

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине. Образовательные задачи: - учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ; - закреплять навык...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Занятие направлено на развитие умения детей составлять краткий описательный рассказ о насекомом-бабочке. ...