Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: "Дифференциация предлогов "НА" - "ПОД"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов "НА" , "ПОД" и правильного их употребления в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_-_pod.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ, В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Тема: «Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД».

Цель: Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД».

Задачи:

1. Учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи;

2. Учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме  предлога;

3. Развивать слуховое внимание;

4. Развивать графические навыки;

5. Учиться координировать речь с движением;

6. Выкладывать схему предложения;

7.Развитие связной речи. Учить детей отвечать полным предложением на вопросы, составлять предложения по сюжетной картине;

8. Воспитывать аккуратность и самоконтроль.

Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетная картина «Комната Маши»; предметные картинки (аист-дом, береза – гриб, собака-стул, мяч – кровать, кошка – кровать, ель- белка). Игрушечная мебель; наборы для выкладывания схемы предложения по количеству детей. Простые карандаши, листы с заданием по количеству детей; магнитофон; коробочки с сюрпризом по количеству детей; кукла, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия:

1. (Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж лица).

Логопед

Ручки растираем

Дети потирают ладони

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят от середины лба к вискам.

Ушки растираем,

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками

Трогаем мы щечки.

Кулачками массируют щеки по часовой стрелке.

В ходе занятия логопед голосом акцентирует предлоги, содержащиеся в вопросах.

2. Логопед. Ребята, ночью прилетала Фея и положила для вас коробочки с подарками. Найдите в группе коробочки и встаньте около них, но коробочки не открывайте.

Дети отыскивают коробочки с подарками, заранее положенные логопедом. С каждым ребенком отрабатывается местонахождение его коробочки.

Логопед: Юля, под, чем находится твоя коробочка? На чем лежит твоя коробочка, Андрей? (используется игрушечная мебель и предметы в группе). Возьмите свои коробочки и положите их на поднос. После занятия мы посмотрим, что подарила нам Фея.

3. Логопед. Какие маленькие слова вы услышали во всех ваших ответах? Что означает маленькое слово «НА»? Если предмет находится на верху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». (Логопед демонстрирует карточку со  схемой предлога «НА».) Когда предмет находится внизу другого предмета, под ним, мы используем маленькое слово «ПОД». (Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «ПОД»). Маленькие слова по - другому называются - предлоги.

4. Логопед. Игра «Кто самый внимательный?». Послушайте предложение, определите, какое маленькое слово, есть в этом предложении и поднимите нужную схему.

Кот залез под шкаф.

Пуховая подушка лежит на кровати.

Наташа намазала на хлеб сливочное масло.

Водитель лежит под машиной и ремонтирует ее.

Хлебные крошки упали на пол.

Чистое полотенце висит на вешалке.

Мышка спряталась от дождя под грибок.

Спелое яблоко упало на землю.

Под тумбочку закатилось мамино кольцо.

5. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, которые оставила для них Фея и составить по ним предложения. Кол-во слов в предложении не ограничено.

Кот           схема предлога «НА»         кровать

Кот лежит на кровати.

Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой.

Кот               схема предлога «ПОД»         кровать

Кот лежит под кроватью.

Далее пары картинок меняются на другие (белка – ель, мяч - стол, береза – гриб, кровать-кошка, аист – крыша дома, собака – стул).

ВЫВОД: если заменить один предлог на другой смысл предложения изменяется.

6. Динамическая пауза.

На занятии появляется кукла Маша. Дети произносят стихотворение вместе с логопедом и показывают движения.

а). Ищет вещи Маша,

Руки на поясе, повороты головой  в разные стороны.

Маша – растеряша

Поворот корпусом в одну сторону, в другую, руки на поясе.

И на стуле нет,

Руки вперед, развести в стороны

И под стулом нет,

Присесть, встать, развести руки в стороны.

НА кровати нет,

Руки согнуть перед собой в локтях, посмотреть на них.

ПОД кроватью нет,

Руки в том же положении, заглянуть под руки.

Вот какая Маша,

Руки на пояс повороты корпусом

Маша – растеряша.

Взялись руками за голову и качаем головой.

Логопед. Ребята, куда надо складывать одежду? Вечером одежду надо аккуратно складывать на стуле или повесить в шкаф.

б). Дети стоят в кругу, произносят стихотворение и сопровождают его движениями.

На горе растут дубы,

Руками над головой изображаем «горку», качаем руками.

 Под горой растут грибы,

Присесть и показать шляпки грибов.

 Мы в корзинки их собрали

Движения рук, имитирующие складывание грибов в корзину.

 Быстро к дому побежали.

Бег на месте.

7. Дети садятся на свои места.

Логопед возьмите на своих столах карандаш и карточку с нарисованным столом. Нарисуйте ПОД столом круг, НА столе квадрат. Где нарисован круг? Где нарисован квадрат?

8. Логопед вывешивает на доску сюжетную картину «Комната Маши». Дети выстраиваются вокруг доски и составляют предложения по сюжетной картине, с предлогами «НА», «ПОД».

9. Логопед. Возьми на своих столах наборы, для выкладывания схемы предложений. Черные полоски обозначают слова, одна полоска - одно слово, красный треугольник – это маленькое слово предлог. Красный кружок обозначает точку в конце предложения. (Закрепление пройденного материала).

Пальто висит на вешалке.

Машинка под шкафом.

На тарелке лежит торт.

Петушок сел на забор.

Шторы висят на окне.

Вопросы к заданию: сколько слов в этом предложении, какое маленькое слово спряталось в этом предложении, какое по счету маленькое слово в предложении?

10. Подведение итогов занятия. 

Логопед. Какие маленькие слова мы учились сегодня выделять? Кто запомнил, как по-другому называют эти маленькие слова? Ребята, возьмите свои коробочки и посмотрите, какие подарки оставила для вас Фея. Но сначала мы скажем до свидания нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Способствует активизации и актуализации словаря по теме, совершенствованию грамматического строя речи, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, профилактике нарушений письмен...

План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»

План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»Цель: учить детей различать звуки [с], [ш]; расширить и с...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» с использованием мнемотехники»

Цель: формирование навыка заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его;про...