Логопедическая работа по формированию жизненных компетенций
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кирдина Наталья Владимировна

Представлены основные направления логопедической работы по формированию жизненных компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию жизненных компетенций

Детям с первичным нарушением речи  требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение

                  соответствующих возрасту системы ценностей и социальных                ролей

Вся  деятельность  нашей  школы  построена  так,  чтобы  на всех  уроках  и  внеурочной деятельности  осуществлялась  работа  по  развитию  и коррекции речи детей, то есть логопедическое воздействие и процесс обучения тесно связаны по содержанию и развивающей направленности.  Наших  обучающихся  характеризует  недостаточная  сформированность жизненных  компетенций,  и  прежде  всего  из-за  выраженных  ограничений коммуникативной функции речи. У большинства детей есть полноценные предпосылки интеллектуального  развития,  которые  ввиду  наличия  коммуникативных  барьеров,  не могут быть полностью реализованы.

Развитие коммуникативной компетентности обучающегося – актуальная задача коррекционно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности обучающегося в образовательном процессе нашей  школы?

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью наших обучающихся с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений у детей. В связи с этим возникают сложности:

  • в организации свободного общения,
  • затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
  • в осуществлении процесса социализации детей.

Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации наших детей  к новым социальным условиям.   Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть:

  •  грамотой;
  •  устной и письменной коммуникацией;
  • осмысленным чтением и письмом;
  • способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.

Целью формирования  коммуникативной  компетенции  детей  является  вовлечение  их  в  речевое  и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм  и  способов  невербальной  и  вербальной  коммуникации  в  зависимости  от структуры дефекта.

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда у детей:

  • снижение познавательного интереса,
  • нежелание посещать дополнительные занятия,
  • повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии

ФГОС определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий (ст.26) в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.

С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно  повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение  компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:

  • умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,
  • умений сдерживать свои эмоциональные порывы,
  • планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,
  • умение работать в парах.

Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.

На протяжении нескольких  лет в логопедической работе я использую «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере».  Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи обучающихся.  В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия  проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития обучающегося, а не его возраста.

        Для подготовки занятий с ИКТ я использую учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:

  • подготовительный;
  • восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  • восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи;
  •  развитие индивидуальных качеств обучающихся.

Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы.

Представим вашему вниманию некоторые задания:

- умение работать в парах;

- задание на закрепление слогообразующей роли гласных при коррекции слоговой структуры слова;

-следующее задание на закрепление понятий одушевленный, неодушевленный предмет направлено на умение предвидеть результат своего решения;

-задание на закрепление обобщающих понятий;

- сцелью обогащения словарного запаса используем упражнение «Стыковка»

-при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен  мостик;

- конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами;

- с целью формирования и совершенствования навыка чтения используется упражнение «Покажи картинку». Время экспозиции постепенно уменьшается, что влечет за собой глобальное восприятие слова.

- также в практикуме представлено многообразие игр по коррекции дисграфических ошибок

Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация к тематической проверке по теме: "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников"

Здесь представлен приказ, который необходимо издать перед тематической проверкой  с приложением - планом проверки "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по разви...

Организация методической работы по формированию коммуникативных компетенций

Организация методической работы по формированию коммуникативных компетенций...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...

Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ТНР

Как известно, у большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря...