Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ТНР
учебно-методический материал (старшая группа)
Как известно, у большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции ребенка в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_zhiznennyh_kompetentsiy_u_detey_s_tnr.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ТНР
Интенсивные социально-экономические, политические и культурные преобразования во всем мире определяют необходимость пересмотра существующих подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, эффективная профилактика и коррекция дефицитов в развитии детей возможна при определенной организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В этом случае речь идет не только об уходе за детьми и заботе о них, но и о воспитании, обучении, формировании важных жизненных навыков, способностей, организации безбарьерной среды их жизнедеятельности. Для ребенка с ОВЗ развить данные навыки особенно трудно.
В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие. Бытовые компетенции и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Как известно, у большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции ребенка в социуме.
Коммуникативные трудности дошкольников с ТНР:
Снижение потребности в общении:
-эмоциональная неуравновешенность.
- трудности в организации речевого поведения.
-неумение пользоваться средствами общения
Психологические трудности:
-стеснительность,
-застенчивость,
-робость, замкнутость,
-ограниченная контактность,
-замедленная включаемость в ситуацию общения,
-неумение поддерживать беседу.
Это неизбежно приводит к снижению коммуникативной активности, и
ограничению процесса свободного общения и затрудняет развитие
речемыслительной и познавательной деятельности детей.
Формирование социально- коммуникативных компетенций у детей с ТНР это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений.
Детям с первичным нарушением речи требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Детей с ТНР характеризует недостаточная сформированность жизненных компетенций, и прежде всего из-за выраженных ограничений коммуникативной функции речи. У большинства детей есть полноценные предпосылки интеллектуального развития, которые ввиду наличия коммуникативных барьеров, не могут быть полностью реализованы.
Развитие коммуникативной компетентности детей с нарушением речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений у детей. В связи с этим возникают сложности:
- в организации свободного общения,
- затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
- в осуществлении процесса социализации детей.
Рассмотрим основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненных компетенций для всех категорий детей с ТНР. Итак, существует 5 направлений:
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации
5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
При нормальном развитии детей, протекающем в нормальной социальной ситуации, указанные умения, представления и навыки складываются естественным образом в процессе семейного воспитания. Для ребенка с ТНР, даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная психолого-педагогическая помощь для формирования жизненных компетенций.
Итак, 1-е направление:
Развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми, представлений о собственных нуждах.
Какие же компетенции мы должны развивать в этом направлении?
• Умение адекватно оценивать свои силы: в еде, в физической нагрузке
• Умение адекватно описать возникшую проблему и обратиться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо.
2-е направление в сфере развития жизненных компетенций:
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Это формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы; стремления к самостоятельности и независимости в быту.
В данном направлении формируются следующие компетенции:
• Овладение навыками самообслуживания
• Умение принимать посильное участие в повседневных домашних делах (помощь родителям)
3-е направление в сфере развития жизненных компетенций:
Овладение навыками коммуникации
Здесь нужно обратить внимание на такие компетенции, как:
• Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели – это умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания и т.д.
• Умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
• Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее.
4-е направление в сфере развития жизненных компетенций – Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
Это обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватных представлений об опасности и безопасности, формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве; формирование интереса к окружающей среде; развитие способности взаимодействовать с другими людьми.
В этом направлении необходимо работать над развитием следующих компетенций:
• Умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и для окружающих
• Умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями.
5-е направление развития жизненных компетенций – Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Это формирование знаний о правилах поведения; обогащении опыта социального взаимодействия.
На данном этапе требуется работать над такими умениями как:
• Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, воспитатели в детском саду, незнакомые люди в транспорте, и т.д.)
• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным)
Считаю, что на данном этапе в современном мире, задача формирования жизненных компетенций является актуальной не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей.
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации детей к новым социальным условиям. Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть:
- грамотой;
- устной и письменной коммуникацией;
- осмысленным чтением и письмом;
- способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.
Целью формирования коммуникативной компетенции детей является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и вербальной коммуникации в зависимости от структуры дефекта Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда у детей:
- снижение познавательного интереса,
- нежелание посещать дополнительные занятия,
- повышение утомляемости.
Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии
ФГОС определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.
С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:
- умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,
- умений сдерживать свои эмоциональные порывы,
- планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,
- умение работать в парах.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.
Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.
Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по формированию жизненных компетенций
Представлены основные направления логопедической работы по формированию жизненных компетенций...
Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"
Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...
МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».
Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....
Статья: Формирование жизненных компетенций у детей с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталостью в процессе абилитационной работы
В статье представлен опыт коррекционной работы...
МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».
Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...
МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».
Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию началь...
Просветительский час с родителями "Формирование жизненных навыков у детей"
Умеет ли ваш ребенок слушать других, доводить начатое дело до конца? Какие базовые умения нужны ребенку чтобы жить среди людей....