Статья: Формирование жизненных компетенций у детей с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталостью в процессе абилитационной работы
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zhiznennyh_kompetentsiy_u_detey.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлова Елена Анатольевна, воспитатель,
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Калинка» г. Волжского Волгоградской области»
Формирование жизненных компетенций у детей
с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталостью
в процессе абилитационной работы
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей интеллектуальной недостаточностью возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Мы создаем особые условия для каждого ребенка в предметно-развивающей среде, через которую наиболее полно раскрывается социальный потенциал каждого воспитанника. Каждый наш воспитанник должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности после выхода из ДОУ; поэтому целью занятий по социальной реабилитации детей инвалидов с умственной отсталостью, формировать через практическую деятельность того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему в той или иной степени, быть не зависимым от помощи окружающих. (Например: развитие культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, застелить правильно кровать, одеться в чистую одежду, различая, где чистая, а какую требуется уже постирать; навыки культуры поведения за столом и приеме пищи; правила поведения в общественных местах и т. д.).
Особую сложность представляет собой подбор разнообразных форм коррекционных занятий и методики их проведения с учетом особенностей развития умственно отсталых детей. Мы часто задаемся вопросами, как можно помочь такому ребенку социализироваться в обществе, начать взаимодействовать с окружающими, реализовать себя? Для того что бы донести необходимую информацию до таких детей используют особые методы обучения с применением развивающих игрушек, кубиков, карточек, различных игр, предметов всесторонней направленности и иных наглядных материалов, позволяющих познавать мир через тактильно-визуальное восприятие. Именно поэтому коррекция детей с отклонениями в развитии должна включать способы, активно и комплексно влияющие на подсознание, призванные поднять уровень эмоционального состояния до душевной гармонии.
Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, занимает важное место в его жизни.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность.
У детей с выраженной умственной отсталостью игра развивается крайне медленно. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте преобладают бесцельные действия с игрушками (берет кубик в рот, бросает куклу), однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой, к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.
Важно отметить, что среди умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку "на вкус". Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрешку, засунуть в рот колпачок пирамиды. Несомненно, такие действия с игрушками в основном характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта их использования в соответствии с функциональным назначением.
У значительной части умственно отсталых дошкольников наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду.
Отличительной особенностью игр умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Например, действуя с маленькой машиной, ребенок ставит ее в ванну и пытается при этом двигать из стороны в сторону; играя с мелкими матрешками, он складывает их в кастрюлю и кладет в кузов машины; наполняет кузов грузовика посудой, не замечая строительного материала. Такие действия не диктуются ни логикой игры, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормально развивающихся детей. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла, шарик в качестве яблока для куклы. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне ее развития. Но как раз таких действий - с использованием предметов-заместителей - никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальное дошкольное учреждение.
В программах обучения и воспитания детей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учтены ограниченные возможности детей в овладении теми или иными знаниями и умениями. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций.
Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения. Аналогичный подход используется и при формировании цепочек игровых действий (кормление куклы, умывание куклы, укладывание спать и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми средней и тяжелой степени умственной отсталости
К сожалению, довольно редко можно встретить практический материал для работы с действительно "тяжелыми" детьми. Приходится идти практически в темноте, разыскивая и подбирая материалы для каждого ребен...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
В этом материале описываются психологические особенности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной осталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития....
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени.
Презентация для родителей....
Специальные условия образования людей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Создание специальных условий образования детей с ОВЗ...
Ситуативные игры с детьми с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталости
Рекомендации по проведению ситуативных игр...
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности (дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости)
Опыт работы по организации воспитательно-образовательного процесса...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с глубокой умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
Развитие культурно-гигиенических навыков...