Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Опыт работы с использованием приёма "кластер".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_klasteru.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».
Слово «кластер» в переводе обозначает «пучок», «созвездие».
Это графический приём систематизации материала.
Последовательность действий по составлению кластера проста:
1. Посередине чистого листа, доски прикрепляется или рисуется картинка с главным героем произведения или с изображением ключевого понятия, события. Рядом размещаются картинки «второго уровня», связанные с основной картинкой линиями или стрелками. Все картинки могут быть готовыми, а могут состоять из элементов, которые наклеивают, рисуют, обозначают символами сами дети. Тут для детей есть возможность проявить своё творческое начало отображая всё содержание книги, произведения, ассоциации, связанные с какими-либо словами, фразами произведения
Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Дети с удовольствием используют кластеры.
Сложение текста из частей
Цель работы по технологии «Арт-кластер»: формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать содержание текста произведения.
Цель достигается в результате решения задач:
1. Проводить работу от простого к сложному.
2. Поощрять свободу творчества.
3. Развивать все компоненты устной речи детей.
1 этап
Ключевая картинка – «сердце» произведения
2 этап
Вокруг ключевой картинки всё то, что вспомнилось по поводу данного текста, произведения зарисовывается, наклеивается, «шифруется» при помощи условных обозначений, символов. Всё это выражает содержание, фразы, слова и способствует лёгкости запоминания и пересказа.
3 этап
Осуществляется систематизация в виде пересказа произведения.
Преимуществом использования данного приёма считаю:
- наглядность
- яркость
- необычность подачи материала
- возможность самим детям участвовать в процессе создания кластера
- возможность охватить большие по объему детские произведения, которые в течение длительного времени прочитывались с детьми по частям, главам.
- универсальность (в совместной деятельности с детьми можно составлять кластеры на любое произведение)
- возможность активизировать детей
Основное правило работы с кластерами:
1. Не бояться зарисовывать, дополнять деталями кластер.
ЭТО ПРИЁМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ («КЛАСТЕР»)
В данном приёме в отличие от приёма мнемотехника допускается рассказывание с наиболее важного для рассказчика кусочка из книги. Тем самым данный приём даёт больше возможностей для речевого творчества (к примеру если рассказывает собственные сказки или книги естественно-научной направленности «космос» и т. д.).
Таким образом, использование данного приёма:
- развивает способность к мышлению;
- развивает восприятие, память, творческие способности, воображение, умение образовывать ассоциативные связи;
- обогащает словарный запас детей;
- структурирует устную речь;
- способствует активному вступлению детей в диалогсо сверстниками и взрослым;
- нацеливают детей расширять знания об окружающем, совершать самостоятельный поиск информации;
- помогает ребёнку от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве перейти к умению анализировать, делать классификации предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....
Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...
Доклад из опыта работы «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пособия В.Воскобович Коврограф Ларчик»
В докладе представлены логико-математические игры авторские и адаптированные для развития логического и самостоятельного мышления дошкольников....
Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий
Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: «Становление и развитие личности ребенка».Современный педагог...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской
Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...