Коррекция психических процессов у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольного учреждения.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника. В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция психических процессов у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольного учреждения.
В детском саду дети способны адаптироваться в коллективе, если в нем созданы необходимые условия для ребенка.
Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника. В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
Нарушение памяти и внимания мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работа по развитию психических процессов имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у детей с ОВЗ снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем постоянно.
В своей логопедической группе мы стараемся создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.
Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому уделяется большое значение развитию фонематического слуха. В этой работе выделяются следующие этапы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
- различение слов, близких по своему звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового анализа.
Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).
Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.
Задачи:
- Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
- Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
- Развивать логическую и образную память.
- Развивать произвольность внимания.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
- Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.
Стартовая диагностика показала следующие результаты:
Низкий уровень развития психических процессов - 70%
Средний уровень развития психических процессов – 3%
Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;
- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),
- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Восприятие детей с ОНР характеризуется следующими чертами:
-малый объем;
-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Педагогическая технология опыта.
С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
- Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
- Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
- «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
- «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
- Д/и «Посмотри, запомни и назови»
- Д/и «Чего (кого) не стало?
- Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Развитие слуховой памяти:
- Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
- Повтори слова в обратном порядке.
- Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
- «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
- Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).
Развитие логической памяти и мышления:
- Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
- Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
- Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
- Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
- Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
- Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
- Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
- Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
- Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
- Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
- Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
- Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
- «Куда пойдёшь - что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
- «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
- Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.
Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка. Работа строится в нескольких направлениях:
- последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);
- последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);
- последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);
- перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);
- последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).
На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.
Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.
У детей встречаются как избирательные (только зрительного, или только слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания.В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов. Это:
- Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;
- Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;
- Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;
- Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.
Результаты и выводы.
Опыт отслеживался с сентября 2013 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.
По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.
Низкий уровень развития психических процессов - 20%
Средний уровень развития психических процессов – 80%.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
План индивидуальных занятий для развития и коррекции психических процессов у дошкольников с ЗПР
Обучение по АООП с учётом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся....
Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по развитию психических процессов у старших дошкольников. Игра «Как? Зачем? Почему?»
Игра "Как? Зачем? Почему?"...
Консультация для педагогов Игровые физкультурные занятия в коррекции психических процессов старших дошкольников
Физическая культура как часть культуры общечеловеческой лежит в основе формирования здорового образа жизни ребенка. В результате занятий физкультурой созревают и совершенствуются физиологи...
Рекомендации педагогам по развитию психических процессов у старших дошкольников
Рекомендации педагогампо развитию психических процессов у старших дошкольников Рекомендациипедагогам по развитию внимания Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.Часто ...
«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»
Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...