Рекомендации педагогам по развитию психических процессов у старших дошкольников
учебно-методическое пособие по психологии (старшая группа)
Рекомендации педагогам
по развитию психических процессов у старших дошкольников
Рекомендации
педагогам по развитию внимания
- Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать на занятиях элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
- Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учит сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
- Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения,
способствующие развитию внимания
- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
- Игры-головоломки.
- Загадки.
- «Найди отличия».
- «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Рекомендации педагогам по развитию памяти
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Обучать культуре запоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
- Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
- Учит повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти
- «Запомни предметы».
- «Детектив», ребенок в течение 1 минуты рассматривает 15 картинок, после чего их убирают. Ребенок должен назвать картинки, которые запомнил. Развитие произвольного запоминания.
- «Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д. Развитие кратковременной механической памяти.
- «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
- «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, а ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, а ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации педагогам по развитию восприятия
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
- Формировать сенсорные эталоны формы.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
- Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
- «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,
«Лебедь», «Рыба» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Рекомендации педагогам по развитию мышления
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
- Учить составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Побуждать делать самостоятельные выводы.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
- Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения,
способствующие развитию мышления
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку называют предметы, не имеющие определенного назначения, ребенок должен придумать, как его можно использовать.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен придумать противоположное по смыслу.
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
Рекомендации педагогам по развитию воображения
- Необходимо расширять сенсорный опыт детей, при воспитании, ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;
- Развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
- Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей. Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.
Игры и упражнения,
способствующие развитию воображения
- «Несуществующее животное» Пусть ребенок пофантазирует «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?».
- «Выдумай историю». Предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
- «Продолжи рисунок». Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
- «Клякса». Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
- «Оживление предметов». Предлагается ребенку представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
- «Так не бывает!». Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».
- «Нарисуй настроение». Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_pedagogov_razvitie_poz_sfery.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам
по развитию психических процессов у старших дошкольников
Рекомендации
педагогам по развитию внимания
- Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать на занятиях элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
- Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учит сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
- Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения,
способствующие развитию внимания
- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
- Игры-головоломки.
- Загадки.
- «Найди отличия».
- «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Рекомендации педагогам по развитию памяти
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Обучать культуре запоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
- Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
- Учит повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти
- «Запомни предметы».
- «Детектив», ребенок в течение 1 минуты рассматривает 15 картинок, после чего их убирают. Ребенок должен назвать картинки, которые запомнил. Развитие произвольного запоминания.
- «Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д. Развитие кратковременной механической памяти.
- «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
- «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, а ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, а ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации педагогам по развитию восприятия
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
- Формировать сенсорные эталоны формы.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
- Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
- «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,
«Лебедь», «Рыба» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Рекомендации педагогам по развитию мышления
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
- Учить составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Побуждать делать самостоятельные выводы.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
- Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения,
способствующие развитию мышления
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку называют предметы, не имеющие определенного назначения, ребенок должен придумать, как его можно использовать.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен придумать противоположное по смыслу.
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
Рекомендации педагогам по развитию воображения
- Необходимо расширять сенсорный опыт детей, при воспитании, ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;
- Развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
- Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей. Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.
Игры и упражнения,
способствующие развитию воображения
- «Несуществующее животное» Пусть ребенок пофантазирует «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?».
- «Выдумай историю». Предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
- «Продолжи рисунок». Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
- «Клякса». Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
- «Оживление предметов». Предлагается ребенку представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
- «Так не бывает!». Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».
- «Нарисуй настроение». Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по развитию психических процессов у старших дошкольников. Игра «Как? Зачем? Почему?»
Игра "Как? Зачем? Почему?"...
Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников
В файле представлены рекомендации по развитию разных психических процессов, а также игры, которые можно использовать для развития того или иного ппсихического процесса...
Рекомендации по развитию психических процессов
Рекомендации по развитию спихических процессов....
«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»
Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...
Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста....