Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
статья на тему
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
Тема развития психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности не раз подлежала раскрытию в психолого-педагогической литературе. Вместе с тем, в нашем динамично развивающемся мире появляются новые подходы к данному направлению, которые необходимо сочетать с классическими. В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя (не без помощи взрослого человека) мир взаимоотношений, разных видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.
Хочется напомнить, что согласно классической схемы психические процессы можно подразделить на:
Познавательные, в том числе:
- Внимание
- Воображение
Эмоциональные, в том числе:
Волевые, в том числе:
Развите всех данных составляющих в старшем дошкольном возрасте наиболее доступно и ненавязчиво осуществлять посредством игровой деятельности. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей. Она удовлетворяет социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка.
Посредством игры дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Получают установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Развивают свое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности. Учатся различать условную и реальную ситуации. Улучшают владение устной речью. Развивается крупная и мелкая моторика, подвижность, выносливость. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляют склонность наблюдению и экспериментам.
Основным личностным образованием старших дошкольников является развитие самосознания. Оно заключается в оценке своих умений, физических возможностей, нравственных качеств, осознание себя во времени. Ребенок постепенно начинает осознавать свои переживания, эмоциональное состояние.
Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
- от начала к концу;
- от первой игры к последующим играм той же группы детей;
- наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.
Необходимыми условиями организации развивающей игры на современном этапе в обязательном порядке являются:
- выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек);
- правильность организации игрового пространства (с соблюдением требований техники безопасности);
- достаточность материальной базы (игрушки, книги, материалы для поделок и конструирования, спортивный инвентарь);
- организация центров сюжетной игры и их соответствие педагогическим задачам;
- соблюдение и поддержание педагогической ценности и актуальности макета в организации предметно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения.
Стоит отметить, что в наше время стандартные подходы к организации игровой деятельности дополнились современными инновационными подходами, активным использованием интерактивных досок (позволяющих демонстрировать широкий спектр специальных развивающих программ, упражнений и презентаций) и различными online-программами и web-сайтами. Вместе с тем, отбор материалов из сети Internet должен проходить тщательный анализ и цензуру перед внедрением в систему обучения.
Невозможно динамично развивать психические процессы детей без развития самой предметно-игровой среды. Предметно-игровая среда должна быть высоко организованной, соблюдать такие основные принципы, как универсальность, системность, функциональный комфорт, эмоциональность. Среда должна быть мобильна и подвижна, быть способной к изменениям и трансформации в соответствии с содержанием замыслов педагогов и общим эмоциональным детей. Предметно-игровая среда помогает ребенку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь, способствует развитию ребенка.
Основными рекомендациями для психолого-педагогического состава можно определить:
- посещения по обмену опытом по организации сюжетно-ролевых игр других дошкольных образовательных учреждений, постоянный мониторинг специализированных публикаций по данному направлению.
- постоянное совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания и развития психологических процессов;
- изучение теоретической базы по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГТ;
- активное вовлечение родителей в организацию игрового процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
В завершение хочется сделать вывод, что игровая деятельность оказывает влияние:
- на формирование произвольности психических процессов;
- на развитие умственной деятельности ребенка;
- на чувства и волевую регуляцию поведения;
- на элементы учебной деятельности;
- на развитие речи;
- на развитие рефлексивного мышления.
Подходы к организации игровой деятельности не должны стоять на месте, для достижения высоких результатов их необходимо постоянно совершенствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"
Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности
Данная консультация поможет воспитателям ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности(из опыта работы)«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развит...
Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...