Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Румянцева Елена Николаевна

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_2019_st.gr_.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  

Тема

Вид деят-ти

задачи

цели

примечание        прим

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Фронтальные занятия - 2 раза в неделю.

1

Овощи. Огород.

НОД

*Образование существительных с суффиксами

(-чик-чок- :лучок, помидорчик)

уменьшительно-ласкатель-ного значения

*  Существительные именительного падежа ед. и мн. числа. (окончания: ы,и - огурцы, кабачки), согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

*Учить строить схем рассказа (пофразно - параллельное высказывание взрослого и ребенка). «Огурец - помидор»

 *Учить пересказывать текст совместно  небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием с педагогом с опорой на предметно-графическую схему, составленную логопедом. Формировать представления о том, что называние отдельных слов не является рассказом (сравнение рассказа и набора слов из него). Т.Ю.  Бардышева №2 «Как огородники ухаживали за огородом». 

2

Фрукты. Ягоды. Сад.

НОД

*Образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения-чик-  бананчик

* Образование глаголов с приставками на-, по, вы- : нарезать, порезать, вырезать.

*Существительные именительного падежа

ед. и мн. числа. (окончания: ы,и - огурцы,

кабачки)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразное параллельное высказывание ребенка и ребенка). «Яблоко - груша»

*Продолжать учить пересказывать текст с опорой на предметно - графическую схему (коллективное составление схемы) Продолжать формировать представления о том, что называние отдельных слов не является рассказом (сравнение рассказа и набора слов из него) Т.Ю. Бардышева №2 «Наш сад».

3

Деревья. Грибы.

НОД

Образование относительных прилагательных (лист берёзы берёзовый)

Согласование числительных с существительными (одна лисичка, две лисички, пять лисичек)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразно - параллельное высказывание взрослого и ребенка). «Яблоня - береза».

*Учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему (самостоятельное составление схемы детьми) и предметные картинки. Формировать представления о том, что бессвязный набор предложений не является правильно построенным рассказом (сравнение рассказа и бессвязного набора предложений). Т.Ю. Бардышева №2. «Как садоводы ухаживали за садом».

4

Осень.

НОД

 Образование прилагательных от наречий (солнечно-солнечный, ясно-ясный, холодно-холодный, пасмурно-пасмурный).

Согласование числительных с существительными.

 Усвоение значения и  употребление предлога «на» (винительный падеж). Листья падают на землю.

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом).

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметные картинки.

*Продолжать формировать представления о том, что бессвязный набор предложений не является правильно построенным рассказом (сравнение рассказа и бессвязного набора предложений). Н. Сладков «Осень на пороге».

5

Части тела.

НОД

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( –чк-, к- рука-ручка, нога – ножка).

* Согласование местоимений «мой-моя» с существительными мужского и женского рода. Моя рука. Мой живот.

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразное параллельное высказывание ребенка и ребенка). «Кукла Таня – кукла Катя»

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему (самостоятельное составление схемы детьми) и серию сюжетных картин. Формировать представления о том, что отдельные коммуникативно-слабые предложения из рассказа не являются целостным  рассказом (сравнение рассказа и отдельного предложения из него). Т.А. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу» (конспект №9)

6

Семья.

НОД

Образование притяжательных прилагательных (мамин, папин, бабушкин, дедушкин и т.д.)

 Употребление существительных в

 творительном падеже ед.и мн. числа.

Братик играет корабликом (ами). 

 Употребление существительных

 в винительном  падеже с предлогами «в», «на» ( Сестра идёт в комнату.

Мама сидит на диване.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Портрет»

*Продолжать учить пересказывать текст с опорой на предметные картинки. Формировать представления о том, что отдельные коммуникативно-сильные предложения из рассказа не являются целостным рассказом (сравнение рассказа и отдельного предложения из него). Т.А. Ткаченко  «Вечер» или «Два брата».

7

Одежда.

НОД

Образование относительных прилагательных (меховая, шерстяная и т.д.)

* Согласование местоимений – мой-моя- с существительными мужского и женского рода.

Мой сарафан. Моя юбка.

* Изменение существительных по числам  (мн.- ед. число, юбки-юбка).

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Сарафан»

*Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему, составленную логопедом, используя межфразовые средства связи (наречия  «сначала», «потом»). Учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта). Т.Ю.Бардышева №2. «Как бабушка подарила Кате сарафан»

8

Обувь.

Головные уборы.

НОД

* Образование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами  –чк-, -к-.

(Ботинки-ботиночки, сандалии-сандалики.)

Образование относительных прилагательных.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Это красная шляпа. Это белый колпак. Это красивые туфли.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа ( договаривание предложения, начатого логопедом). «Кепка»

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта). Т.А.  Ткаченко Т.А. «Как Алеша хотел белку испугать».

9

Домашние птицы.

НОД

Образование существительных с суффиксами –ёнок,

-онок -, -ат-, -ят- (гусёнок, гусята, индюшонок, индюшата.)

* Употребление существительных в

творительном падеже с предлогом  «над»

(Над котом гусь.)

*Употребление существительных множественного числа родительного падежа (много уток, гусей и т.д.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Домашние птицы»

*Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картину. Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его не полного варианта). К.Д.Ушинский  «Петушок с семьей».  ( Конспект №10).

10

Домашние животные.

НОД

* Образование глаголов с приставками  при –, вы –, по -.

-Употребление существительных в

творительном  падеже с предлогом  «под».

-Образование существительных с суффиксами –ёнок,

-онок -, -ат-, -ят- (котенок, теленок,  щенята )

* Употребление существительных множественного числа (много телят)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом): «Домашние животные»

*Учить составлять рассказ с опорой на предметные картинкам, используя межфразовые средства связи

 («однажды», «как-то раз», «один раз»). Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта).

 (конспект №11).

11

Дикие животные.

-Образование существительных с суффиксами -онок, -ат-, -ят- (зайчонок, зайчата, лисёнок, лисята).

-Употребление существительных множественного числа (много лисят) .

-Употребление сущ-х с предлогами на,под, в,из.

Употребление существительных в дательном падеже без предлога

(Кому дашь морковку?...зайцу)

 Согласование глаголов прошедшего времени с существительными ед. и мн. числа.

(Спал медведь - спали медведи)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом): «Дикие животные»

*Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин , используя межфразовые средства связи (« однажды», «как-то раз», «один раз»). Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его не полного варианта). Н.Э Радлов «Как ёжик яблоки таскал».

                                                                     

                                                           II период обучения (декабрь, январь, февраль) Фронтальные занятия 3 раза в неделю

(2 занятия интегрированы с занятиями по подготовке и овладению элементарными навыками письма и чтения)

12

Посуда

НОД

 Образование относительных  прилагательных  со значением соотнесённости  с  посудой.

Чашка для кофе – кофейная чашка.

 Употребление существительных в косвенных падежах, с предлогами «в», «на», «с(со)».  Ложка лежит в стакане.

Стакан стоит на столе. Я взял стакан со стола.

 Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе.

 Стеклянный стакан, стеклянные стаканы, глубокая миска.

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Посуда»

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на серию сюжетных картин. Учить  включать в текст элементы описания. Учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. Г.А Каше «Собака Пушок»

*Формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему: Т.Ю.Бардышева  №2. «Как Маша встречала гостей» 

13

Продукты питания

НОД

 Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости с продуктами  питания.

Хлеб - хлебный, молоко – молочный.

Употребление существительных в косвенных падежах (винительный падеж), с предлогами «в», «на» ( в супе, в пироге, на хлеб, на булку)

* Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Молочный (ая) суп (каша)

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему, включая элементы описания. Познакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена существительного местоимением). Т.Ю. Бардышева . №1 «Соня и собака»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин  с использованием межфразовых средств связи (союза «и»).Учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: О.С Гомзяк  «Семейный ужин»

14

Зима

НОД

 Образование глаголов с приставками

 вы-, на- (Выехал, наехал.)

 Образование относительных прилагательных  от существительных (снег, зима, вьюга, метель: снежный, зимний, …).

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами «на», «с (со)».

На снегу стоят санки.

Мальчик упал с горки

*Продолжать учит пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметные картинки. Продолжать учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. «Зима» Н.С. Жукова и др.

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин с использованием  межфразовых средств связи (союза «и»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: Т.А. Ткаченко «Про девочку Машу и снеговика»

15

Новый год.

НОД

Образование прилагательных от существительных (праздник - праздничный, волшебство – волшебный, чудеса – чудесный)

* Изменение формы глагола

 III л. -  I л. ед. и мн. числа (поёт-поют-пою).

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему. *Продолжать знакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена существительного синонимом). Т.Ю.Бардышева  №2. «Как в детском саду встречали Новый год» 

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин  с использованием  межфразовых средств связи (союза «а»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: О.С Гомзяк «Новый год на пороге» 

16

Зимние забавы.

НОД

 -Образование глаголов с приставками

 с-, по-, у-, за-  (поехать, уехать, заехать).

-Употребление существительных в

родительном падеже мн. числа (лопат, лыж).

* Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц с опорой на сюжетную картину. Учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (рассказ, стихотворение). О.С Гомзяк. «Общая горка»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с использованием  межфразовых средств связи (союза «а»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: «Зимние забавы».

17

Мебель. Комната.

НОД

Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости  с различными материалами.

(Деревянный, кожаный)

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе.

(Мягкий диван, мягкое кресло)

 Употребление существительных в косвенных падежах (родительный падеж), и с предлогом «из» (окончание –а-

шкаф –шкафа – из шкафа).

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Мебель»

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. Н.Э. Теремкова «Солнышко на столе»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему, с использованием  межфразовых средств связи (союзов «и», «а»): Т.Ю.Бардышева №2. «Как папа и мама покупали мебель»

 

18

Зимующие птицы.

НОД

  Образование сложных прилагательных

(длиннохвостый, остроклювый и т.п.)

Образование приставочных глаголов от глагола лететь. (за-, у-, при-, от-, вы-)

Употребление предлогов «на» в предложном падеже,

( На ветке.);

 «под» в творительном падеже с окончанием

-ом, -ой.  (Под деревом, под веткой)

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Зимующие птицы».

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему. *Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания. (конспект №12).

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему. Закреплять умение придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. Продолжать знакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена глагола синонимом). Т.Ю.Бардышева  №1 «Кормушка»                           

19

Домашние и дикие животные.

НОД

 Образование глаголов, обозначающих голоса животных. (хрюкать, рычать).

Образование притяжательных прилагательных с  суффиксом –ий  (лисий хвост, медвежий нос.)

 Согласование существительных с прилагательными в роде, числе (пушистый кот, пушистая кошка, пушистые котята)

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы.

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии сюжетных картин, включая в повествование элементы описания. Н.Э.Радлов «Как кошка сама себя наказала» (конспект № 13)

*Формировать навык составления сказки по предметным картинкам. Закреплять умение придумывать название сказки в соответствии с содержанием. Продолжать учить  понимать особенности разных жанров литературных произведений (сказка, рассказ). ( Конспект №14)

20

Транспорт.

НОД

  Образование глаголов с приставками

под-, пере-, у-, с-

Подъехал, переехал, уехал, съехал.

Образование относительных прилагательных (железный, пластмассовый, металлический).

Изменение глаголов по временам (настоящее-прошедшее; едет - ехал).

 Согласование глаголов настоящего,

прошедшего времени с существительными

в ед. числе (машина едет – машина ехала).

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Транспорт».

*Продолжать учить  пересказывать рассказ связно, последовательно, включая в повествование элементы описания. Н.С Жукова.  «Как Саша первый раз увидел самолет».

*Формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами усложнения   (дополнение эпизода): Г.А. Каше «Доигрались».

21

День Защитника Отечества.

Транспорт.

НОД

Образование существительных с помощью суффиксов –-ист (танкист, артиллерист, парашютист, связист); - чик (лётчик, ракетчик. зенитчик, миномётчик).

Согласование существительных с числительными.

* Изменение формы глаголов III л. – I л. ед.

 и мн. числа

 (иду, стреляю, плыву, шагаю; идёт-идут-иду).

*Продолжать учить составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы: «Мой папа» (дедушка)

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по серии картин  с использованием межфразовых средств связи (союзов «и», «а»). Продолжать учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (рассказ, стихотворение).О.С. Гомзяк «Граница Родины на замке».

22

Профессии. Орудия труда.

НОД

Образование существительных с помощью суффиксов

-щик (Носит багаж  - носильщик, сваривает трубы – сварщик, кладёт камни - каменщик и т.д.)

*Употребление существительных в косвенных падежах (дательный падеж).

(Автомобиль нужен (кому?) водителю)

*Употребление существительных в косвенных падежах (творительный падеж) в значении орудийности.

(Гвоздь забивают (чем?) молотком)

* Употребление существительных в

творительном падеже с предлогом « под» -

под столом;

 в дательном падеже с предлогом  «к» -

к столу.

Продолжать формировать навык составления описательного рассказа по схеме с использованием межфразовых средств связи (союзов «и», «а»). (конспект №15).

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц, с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (сказка, рассказ). Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок»

III период обучения (март, апрель, май) Фронтальные занятия 3 раза в неделю

                                         (2 занятия интегрированы с занятиями по подготовке и овладению элементарными навыками письма и чтения)

23

Мамин праздник.

Профессии.

НОД

Образование существительных женского рода от существительных мужского рода с помощью суффиксов

-ниц, -их, -к (портной-портниха, пианист-пианистка, учитель-учительница)

*Употребление приставочных глаголов в значении законченности действия  

(учил – научил; варил – сварил).

* Согласование глаголов с существительными в роде, числе.

Испёк, испекла, испекли – пирог

*Продолжать учить составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы: «Моя мама»

*Продолжать учить пересказывать текст. Учить включать в повествование диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность событий и добавлять последующие события с опорой на предметно-графическую схему. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе (замена глагола синонимом). Т.Ю.Бардышева №2. «Как Вика поздравила маму с праздником»

*Учить составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)  с использованием межфразовых средств связи (подчинительного союза « потому что»): О.С. Гомзяк «Один дома».

                     

24

Улица. Дом.

НОД

*Образование относительных прилагательных с суффиксами –ен-, -ян-: деревянный, каменный.

* Образование сложных  слов (одноэтажный, многоэтажный).

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже) (Красивая улица, красивых улиц)

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами   усложнения (изменение начала): Н.Э. Теремкова «Щенок»

*Продолжать учить составлять сказку с опорой на серию сюжетных картин  с использованием межфразовых средств связи (союз «а»). Продолжать формировать навык последовательно излагать события с элементами усложнения (изменение конца сказки) «Три поросенка»  конспект №16).

25

Наш город

НОД

* Образование существительных при

 помощи суффиксов –ок-, -ищ- в значении

увеличения.

*Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

*  Употребление глаголов настоящего

 времени

(Что ты сделаешь, чтобы город стал лучше).

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами   усложнения (дополнение эпизода): В.К.Воробьева «Случай в деревне»

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на наглядно-графические схемы с использованием межфразовых средств связи (подчинительный союз «чтобы»). Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. «Город, который я люблю»

26

Весна.

НОД

* Образование относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -ев-

* Употребление слов -антонимов.

(шумный - тихий)

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Голубое небо, голубой ручей, голубая сосулька.

Согласование существительных с числительными.

*Закреплять умение составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы. Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. «Весна»

*Продолжать учить составлять рассказ и сказку по предметным картинкам с использованием межфразовых средств связи («однажды», «как-то раз», «один раз», «и закончилось все») Продолжать учить понимать особенности разных жанров (стихотворение, сказка, рассказ). (конспект №17)

27

Перелетные птицы.

НОД

* Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом –еньк-

(серый – серенький).

* Образование приставочных глаголов

 от глагола лететь  (при-, у-, под- и т.д.)

 Употребление существительных в

родительном падеже ед. и мн. числа

 (крыло - крыла, крыльев)

Закреплять умение составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы. Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. (конспект №18)

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Продолжать учить включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий с опорой на предметные картинки.  В.Зотов «Сказка про щегла».

28

06.04

Деревья.

НОД

Образование относительных прилагательных с суффиксами –ов-ин-

Березовый, тополиный.

* Употребление существительных в

дательном падеже с предлогом – к-;

(к осине)

в родительном падеже с предлогом –от- (от осины)

*Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

(Берёзовый сок, берёзовая роща, от берёзовой рощи.)

*Продолжать учить пересказывать текст. Продолжать учить  включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий и добавлять предшествующие и последующие события с опорой на серию картин. Г.А. Каше «Вороны»

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами  усложнения (дополнение эпизода). Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить  к составлению рассказа-рассуждения. Т.А.Ткаченко «Случай в лесу»

29

Труд людей весной.

НОД

* Образование приставочных глаголов от глагола «сажать», «копать».

*Употребление существительных мн. числа родительного падежа

(Я почистил  много картофеля, моркови).

* Согласование глагола настоящего времени

I л. и III л. с существительным

ед. и мн. числа.

 Сажаю – сажают морковь.

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность с опорой на серию сюжетных картин

р.н.с. « Колосок»

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами усложнения (дополнение эпизода) Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить детей к составлению рассказа-рассуждения. О.С. Гомзяк « Богатый урожай». 

30

Насекомые.

НОД

*Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом – еньк- (чёрненький).

* Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин- (пчелиный, муравьиный, комариный).

*Согласование прилагательного, имеющего ласкательное значение с существительным в

роде, числе, падеже.

 (чёрненький жучок; черненькие жучки)

* Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами.

В саду, к саду, от сада, о саде…

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность событий с опорой на серию сюжетных картин. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе. Н.Э. Теремкова «Как грач спас росток» 

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи (подчинительных союзов «потому что», «чтобы»). Т.Ю. Бардышева №1  «Жук»

 .

31

Цветы.

Нод

* Образование приставочных глаголов от глагола цветёт (расцветёт, зацветёт, отцветёт).

Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом – еньк- (беленький, жёлтенький.)

Употребление существительных ед. и мн.

 числа в дательном падеже с предлогами и без предлога.

(Подарю ромашку (кому?) ветерану.

Подойду (к кому?) к ветерану.)

Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания. М.И.Пришвин «Золотой луг». 

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи (подчинительных союзов «потому что», «чтобы») Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе. Т.Ю. Бардышева №1  «Коза и роза» 

32

Рыбы.

НОД

*Образование относительных прилагательных (речная, морская, аквариумная).

* Упражнение в употреблении глаголов с разными приставками: от-, под-, в-, пере-  от глагола «плыла».

* Упражнение в согласовании имён сущ-х с числительными (1 рыбка, 2 рыбки и т.д.)

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (рыбный суп, рыбная котлета, рыбное суфле)

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе: Т.Ю.Бардышева  №1«Рыбный суп»

33

Лето

НОД

* Упражнять в умении подбирать слова -признаки к  словам - предметам (роза –какая? лето – какое? стебель – какой?)

*Употребление существительных ед. и мн.

числа с предлогом «с(со)»

(Ромашки рядом с одуванчиками)

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

(жёлтых одуванчиков, о цветущем ландыше)

* Согласование существительных,

прилагательных, глаголов в роде, числе,

падеже.

(Распустились душистые васильки)

*Продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине и из личного опыта с использованием межфразовых средств связи: подчинительных союзов «потому что», «чтобы». 

*Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис - доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. О.С. Гомзяк «Лето красное пришло»

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                            Учитель - логопед: Румянцева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...