Перспективный план развития фонематического восприятия в группе для детей с ЗПР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Гарковенко Анна Геннадиевна

   Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:

•   формирование способа вычленения звука из слова (под­черкнутое произнесение звука в слове), умение называть вы­деленный звук;

•   выделение отдельных звуков из слов; правильная и от­четливая артикуляция звуков;

•   чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в поло­сти рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие го­лоса;

•   различение звуков, близких по произнесению и звуча­нию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'], [в], [в'], [к], [к], [п], [«'],[с],[с'], [и];

•   условные обозначения гласных, твердых и мягких со­гласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

•   ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;

•   последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схе^е звукового состава слова;

•   ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы;

•   формирование умения составлять предложение и выде­лять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;

•   уточнение и обогащение словарного запаса; формирова­ние умения говорить достаточно громко, не торопясь, лите­ратурно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Планирование составлено на  основе программ:

Программы воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (М., 2011)

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. Шевченко С.Г. (М., 2005)

Методических пособий:

Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы  детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А. (М., 2009)

Неделя

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

Сентябрь

1 неделя

Адаптация детей

2 неделя

Мониторинг

3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Звук и буква А

Закреплять правильное произношение звука А. Упражнять выделение голосом звука А в словах, определять его место в слове. Условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета). Знакомить с термином «слово», с условными обозначениями слова с помощью полоски разделенной на 3 части. Развитие мелкой моторики.

Игра – беседа «У врача»

Игра «Аист»

Игра «поймай звук в ладоши»

Работа с картинками

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.12

Октябрь

1 неделя

Звук и буква И

Упражнять выделение голосом звука И в словах, определять его место в слове. Развивать навыки словообразования. Закреплять умение обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Отгадывание загадок

Д.и. «назови овощи»

Игра «доскажи словечко»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.17

2 неделя

Звук и буква О

Закреплять правильное произношение звука О; Закреплять умение слышать его в словах и выделять из слова. Продолжать знакомить с термином «гласные звуки». Совершенствовать умении обозначать гласные звуки.

Игра «Кто внимательнее»

Игра «дополни предложение»

Игра «назови фрукты»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.19

3 неделя

Звук и буква О

Составлять предложения по предметным картинкам; Выделять слова в предложениях, состоящих из трех слов. Познакомить с термином «предложение». Закреплять умение условно обозначать гласные звуки; правильно произносить звук О.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра» Повтори не ошибись»

Игра « составь предложение»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.21

4 неделя

Звук и буква А,О

Закрепление знаний о буквах А, О. Развивать артикуляционный аппарат детей. Учить придумывать слова с заданным  звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «скажи наоборот»

Игра «Сигнальщики»

Игра «Вспомни имена»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.24

Ноябрь

1 неделя

Звук и буква Ы

Закреплять правильное произношение звука Ы, умение выделять его из слова. Совершенствовать умение образовывать формы мн.ч.сущ., условно обозначать гласные звуки.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Спрячь звук в ладоши»

Игра «Много - один»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.27

2 неделя

Звук и буква Ы

Закреплять правильное произношение звука Ы, умение условно обозначать гласные звуки. Совершенствовать умение составлять распространенные предложения, анализировать их, обозначить предложения с помощью условно-графической схемы.

Игра «Разложи картинки»

Игра «Спрячь звук в ладоши»

Упражнение на словообразование

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.29

3 неделя

Звук и буква  Ы, А, О.

Предлоги: ЗА, ПЕРЕД

Закреплять правильное произношение звуки Ы, А, О, умение условно обозначать гласные звуки. Составлять по картинкам предложения, состоящие из двух слов. Распространять предложения(до четырех слов); выделять из них слова; правильно использовать в речи предлоги за, перед. Упражняться в умении образовывать однокоренные слова.

Игра «помоги Незнайке»

Дифференциация звуков

Упражнение на словообразование.

Игра «Много - один»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.31

4 неделя

Звук и буква У

Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки. Учить слышать звук и голосом выделять его в словах.

Игра «Кто внимательнее»

Игра «Поймай звук в ладоши»

Игра» Дополни предложение»

Игра «Придумай словечко»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.33

5неделя

Звук и буква У

Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; составлять предложения по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики.

Игра «Узнай по описанию»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Четвертый лишний»

Составление предложений по сюжетной картине

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.35

Декабрь

1 неделя

Звук и буква О, У

Закреплять правильное произношение звука О, У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; Продолжать знакомить с родственными словами. Развитие мелкой моторики.

Игра «Сигнальщики»

Игра «Шифровальщики»

Упражнение на словообразование

Работа в тетрадях

 Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.40

2 неделя

Звук и буква А, О, У, Ы

Закреплять правильное произношение звука А, О, У, Ы; умение обозначать гласные звуки; составлять схемы слов и предложений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги за, перед, из; образовывать однокоренные слова. Развитие мелкой моторики.

Игра «Волшебный клубочек»

Игра «сигнальщики»

Упражнение на словообразование

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.41

3 неделя

Звук и буква М

Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов. Сравнить артикуляцию звука М с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. Познакомить с термином «согласный звук». Условно обозначать согласные звуки (твердые фишкой синего цвета, мягки фишкой зеленого цвета).

Игра «кто как голос подает»

Игра «Волшебный клубочек»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.43

4 неделя

Звук и буква М.

Предлоги: НА, НАД, ПОД

Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов, обозначать согласные звуки. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги НА, ПОД, НАД; образовывать родственные слова.

Игра «Улитка»

Составление схем предложений

Игра «Куда спрятался котенок»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.46

Январь

1 неделя

Рождественские каникулы

2 неделя

Рождественские каникулы

3 неделя

Звук и буква Н.

Закреплять правильное произношение звука Н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра « Поймай звук в ладоши»

Игра « Синий- зеленый»

Игра «Звуковая мозаика»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.51

4 неделя

Звук и буква Н. Предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ ,ПОСЛЕ.

Закреплять правильное произношение звука Н; умение условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, их условно – графические схемы; выделять слова из предложения; использовать в речи предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ ,ПОСЛЕ.

Игра « Узнай по написанию»

Игра «Поймай звук в ладоши»

Игра «Ромашка»

Игра «Закончи предложение»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр. 53

5 неделя

Звук и буква В

Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.56

Февраль

1 неделя

Звук и буква В

Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.58

2 неделя

Различение твердых и мягких согласных звуков М - МЬ, Н - НЬ, В - ВЬ

Познакомить с условно-графической схемой звукового состава слова. Развивать фонематический слух, умение выделять звуки в словах.

Звуковой анализ слова АУ

Игра «отгадай загадку»

Игра «Сигнальщики»

Звуковой анализ слова НО

Игра « Кто что подарил?»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.60

3 неделя

Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять правильное произношение звуков К, КЬ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

Игра «Отгадай загадку»

Игра «Повтори, не ошибись»

Звукобуквенный анализ.

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.64

4 неделя

Предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними; составлять схемы предложений.

Работа с предлогами

Работа с предложениями

Работа по сюжетной картине

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.67

Март

1 неделя

Звук и буква К.

Закреплять правильное произношение звука К; умение проводить звуко - буквенный анализ слов. Учить подбирать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ к существительным.

Игра «скажи ласково»

Игра «Один - много»

Игра « Мой, моя, мое»

Игра «Пальчики–мальчики

(девочки)»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.70

2 неделя

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных

Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ односложных слов без стечения согласных по готовой схеме. Развитие мелкой моторики.

Игра «прочитай слова  разного роста»

Игра» Угадай слово по первым звукам»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.72

3 неделя

Повторение изученных звуков

Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме.

Игра «Помоги Незнайке»

Игра «расшифруй слово»

Характеристики ранее изученных звуков.

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.73

4 неделя

Повторение изученных звуков

Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме.

Игра «Помоги Незнайке»

Игра «расшифруй слово»

Характеристики ранее изученных звуков.

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.73

Апрель

1 неделя

Звук и буква П.

Закреплять правильное произношение звука П; умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов; условно обозначать звуки.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Поле чудес»

Игра «Живые звуки»

Игра «Четвертый лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

2 неделя

Звук и буква П.

Закреплять правильное произношение звука П; умение производить звуковой анализ слов. Учит образовывать существительные в родительном падеже.

Игра «Угадай слово»

Игра «Ромашка»

Игра «Сложи картинки»

Звуковой анализ слова Паук

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.78

3 неделя

Звук и буква С

Закреплять правильное произношение звука С; закреплять умение проводить анализ односложных слов без стечения согласных; образование существительных в родительном падеже множественного числа.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра» Колодец»

Игра «Рыбаки»

Игра «Магазин»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

4 неделя

Повторение изученных звуков и букв.

Закреплять умение проводить самостоятельный звуко – буквенный анализ слов; условно обозначать звуки.

Игра «Какую букву я рисую?»

Игра «помоги Незнайке»

Игра «Разгадай ребус»

Работа по преобразованию слов

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

Май

1 неделя

Обобщающие занятие

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; читать проанализированные слова; составлять предложения по условно-графическим схемам.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

2 неделя

Обобщающие занятие

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; составлять предложения по условно-графическим схемам.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

3 неделя

Повторение

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки;

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «скажи наоборот»

Игра «Сигнальщики»

Игра «Вспомни имена»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

4 неделя

Мониторинг

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 126» г. Саратова

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 126»

___________Е. В. Кобзаренко

«_____»_____________ 201  г.

Перспективный план

непосредственно-образовательной области

образовательная область «Коммуникация» (Развитие речевого (фонематического) восприятия)

в группе детей с  задержкой психического развития

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 126»

___________Т. П. Эйнуллаева

«_____»_____________ 201  г.

                                                                                                                                                                                                    Учитель-логопед:

                                                                                                                                                                                         Гарковенко А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)

Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Семинар-практикум «Этапы работы по развитию фонематического восприятии» (Творческая группа)

На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО-конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам возможность развива...

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год.

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...

Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...