Перспективный план развития фонематического восприятия в группе для детей с ЗПР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
• формирование способа вычленения звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение называть выделенный звук;
• выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков;
• чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;
• различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'], [в], [в'], [к], [к], [п], [«'],[с],[с'], [и];
• условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
• ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;
• последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схе^е звукового состава слова;
• ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы;
• формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;
• уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekivnyy_plan_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_zpr.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого (фонематического) восприятия.
Планирование составлено на основе программ:
Программы воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (М., 2011)
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. Шевченко С.Г. (М., 2005)
Методических пособий:
Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А. (М., 2009)
Неделя | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература | |
Сентябрь | |||||
1 неделя | Адаптация детей | ||||
2 неделя | Мониторинг | ||||
3 неделя | Мониторинг | ||||
4 неделя | Звук и буква А | Закреплять правильное произношение звука А. Упражнять выделение голосом звука А в словах, определять его место в слове. Условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета). Знакомить с термином «слово», с условными обозначениями слова с помощью полоски разделенной на 3 части. Развитие мелкой моторики. | Игра – беседа «У врача» Игра «Аист» Игра «поймай звук в ладоши» Работа с картинками Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.12 | |
Октябрь | |||||
1 неделя | Звук и буква И | Упражнять выделение голосом звука И в словах, определять его место в слове. Развивать навыки словообразования. Закреплять умение обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Отгадывание загадок Д.и. «назови овощи» Игра «доскажи словечко» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.17 | |
2 неделя | Звук и буква О | Закреплять правильное произношение звука О; Закреплять умение слышать его в словах и выделять из слова. Продолжать знакомить с термином «гласные звуки». Совершенствовать умении обозначать гласные звуки. | Игра «Кто внимательнее» Игра «дополни предложение» Игра «назови фрукты» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.19 | |
3 неделя | Звук и буква О | Составлять предложения по предметным картинкам; Выделять слова в предложениях, состоящих из трех слов. Познакомить с термином «предложение». Закреплять умение условно обозначать гласные звуки; правильно произносить звук О. | Игра «Чудесный мешочек» Игра» Повтори не ошибись» Игра « составь предложение» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.21 | |
4 неделя | Звук и буква А,О | Закрепление знаний о буквах А, О. Развивать артикуляционный аппарат детей. Учить придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра «Чудесный мешочек» Игра «скажи наоборот» Игра «Сигнальщики» Игра «Вспомни имена» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.24 | |
Ноябрь | |||||
1 неделя | Звук и буква Ы | Закреплять правильное произношение звука Ы, умение выделять его из слова. Совершенствовать умение образовывать формы мн.ч.сущ., условно обозначать гласные звуки. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Спрячь звук в ладоши» Игра «Много - один» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.27 | |
2 неделя | Звук и буква Ы | Закреплять правильное произношение звука Ы, умение условно обозначать гласные звуки. Совершенствовать умение составлять распространенные предложения, анализировать их, обозначить предложения с помощью условно-графической схемы. | Игра «Разложи картинки» Игра «Спрячь звук в ладоши» Упражнение на словообразование Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.29 | |
3 неделя | Звук и буква Ы, А, О. Предлоги: ЗА, ПЕРЕД | Закреплять правильное произношение звуки Ы, А, О, умение условно обозначать гласные звуки. Составлять по картинкам предложения, состоящие из двух слов. Распространять предложения(до четырех слов); выделять из них слова; правильно использовать в речи предлоги за, перед. Упражняться в умении образовывать однокоренные слова. | Игра «помоги Незнайке» Дифференциация звуков Упражнение на словообразование. Игра «Много - один» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.31 | |
4 неделя | Звук и буква У | Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки. Учить слышать звук и голосом выделять его в словах. | Игра «Кто внимательнее» Игра «Поймай звук в ладоши» Игра» Дополни предложение» Игра «Придумай словечко» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.33 | |
5неделя | Звук и буква У | Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; составлять предложения по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики. | Игра «Узнай по описанию» Игра «Скажи наоборот» Игра «Четвертый лишний» Составление предложений по сюжетной картине | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.35 | |
Декабрь | |||||
1 неделя | Звук и буква О, У | Закреплять правильное произношение звука О, У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; Продолжать знакомить с родственными словами. Развитие мелкой моторики. | Игра «Сигнальщики» Игра «Шифровальщики» Упражнение на словообразование Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.40 | |
2 неделя | Звук и буква А, О, У, Ы | Закреплять правильное произношение звука А, О, У, Ы; умение обозначать гласные звуки; составлять схемы слов и предложений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги за, перед, из; образовывать однокоренные слова. Развитие мелкой моторики. | Игра «Волшебный клубочек» Игра «сигнальщики» Упражнение на словообразование Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.41 | |
3 неделя | Звук и буква М | Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов. Сравнить артикуляцию звука М с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. Познакомить с термином «согласный звук». Условно обозначать согласные звуки (твердые фишкой синего цвета, мягки фишкой зеленого цвета). | Игра «кто как голос подает» Игра «Волшебный клубочек» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.43 | |
4 неделя | Звук и буква М. Предлоги: НА, НАД, ПОД | Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов, обозначать согласные звуки. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги НА, ПОД, НАД; образовывать родственные слова. | Игра «Улитка» Составление схем предложений Игра «Куда спрятался котенок» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.46 | |
Январь | |||||
1 неделя | Рождественские каникулы | ||||
2 неделя | Рождественские каникулы | ||||
3 неделя | Звук и буква Н. | Закреплять правильное произношение звука Н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра « Поймай звук в ладоши» Игра « Синий- зеленый» Игра «Звуковая мозаика» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.51 | |
4 неделя | Звук и буква Н. Предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ ,ПОСЛЕ. | Закреплять правильное произношение звука Н; умение условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, их условно – графические схемы; выделять слова из предложения; использовать в речи предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ ,ПОСЛЕ. | Игра « Узнай по написанию» Игра «Поймай звук в ладоши» Игра «Ромашка» Игра «Закончи предложение» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр. 53 | |
5 неделя | Звук и буква В | Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.56 | |
Февраль | |||||
1 неделя | Звук и буква В | Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.58 | |
2 неделя | Различение твердых и мягких согласных звуков М - МЬ, Н - НЬ, В - ВЬ | Познакомить с условно-графической схемой звукового состава слова. Развивать фонематический слух, умение выделять звуки в словах. | Звуковой анализ слова АУ Игра «отгадай загадку» Игра «Сигнальщики» Звуковой анализ слова НО Игра « Кто что подарил?» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.60 | |
3 неделя | Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки. | Закреплять правильное произношение звуков К, КЬ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме. | Игра «Отгадай загадку» Игра «Повтори, не ошибись» Звукобуквенный анализ. Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.64 | |
4 неделя | Предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД. | Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними; составлять схемы предложений. | Работа с предлогами Работа с предложениями Работа по сюжетной картине Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.67 | |
Март | |||||
1 неделя | Звук и буква К. | Закреплять правильное произношение звука К; умение проводить звуко - буквенный анализ слов. Учить подбирать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ к существительным. | Игра «скажи ласково» Игра «Один - много» Игра « Мой, моя, мое» Игра «Пальчики–мальчики (девочки)» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.70 | |
2 неделя | Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных | Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ односложных слов без стечения согласных по готовой схеме. Развитие мелкой моторики. | Игра «прочитай слова разного роста» Игра» Угадай слово по первым звукам» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.72 | |
3 неделя | Повторение изученных звуков | Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме. | Игра «Помоги Незнайке» Игра «расшифруй слово» Характеристики ранее изученных звуков. Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.73 | |
4 неделя | Повторение изученных звуков | Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме. | Игра «Помоги Незнайке» Игра «расшифруй слово» Характеристики ранее изученных звуков. Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.73 | |
Апрель | |||||
1 неделя | Звук и буква П. | Закреплять правильное произношение звука П; умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов; условно обозначать звуки. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Поле чудес» Игра «Живые звуки» Игра «Четвертый лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
2 неделя | Звук и буква П. | Закреплять правильное произношение звука П; умение производить звуковой анализ слов. Учит образовывать существительные в родительном падеже. | Игра «Угадай слово» Игра «Ромашка» Игра «Сложи картинки» Звуковой анализ слова Паук Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.78 | |
3 неделя | Звук и буква С | Закреплять правильное произношение звука С; закреплять умение проводить анализ односложных слов без стечения согласных; образование существительных в родительном падеже множественного числа. | Игра «Повтори не ошибись» Игра» Колодец» Игра «Рыбаки» Игра «Магазин» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
4 неделя | Повторение изученных звуков и букв. | Закреплять умение проводить самостоятельный звуко – буквенный анализ слов; условно обозначать звуки. | Игра «Какую букву я рисую?» Игра «помоги Незнайке» Игра «Разгадай ребус» Работа по преобразованию слов | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
Май | |||||
1 неделя | Обобщающие занятие | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; читать проанализированные слова; составлять предложения по условно-графическим схемам. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
2 неделя | Обобщающие занятие | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; составлять предложения по условно-графическим схемам. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
3 неделя | Повторение | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; | Игра «Чудесный мешочек» Игра «скажи наоборот» Игра «Сигнальщики» Игра «Вспомни имена» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 | |
4 неделя | Мониторинг | ||||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 126» г. Саратова |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 126» ___________Е. В. Кобзаренко «_____»_____________ 201 г. |
Перспективный план
непосредственно-образовательной области
образовательная область «Коммуникация» (Развитие речевого (фонематического) восприятия)
в группе детей с задержкой психического развития
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 126» ___________Т. П. Эйнуллаева «_____»_____________ 201 г. |
Учитель-логопед:
Гарковенко А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)
Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....
Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...
Семинар-практикум «Этапы работы по развитию фонематического восприятии» (Творческая группа)
На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО-конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам возможность развива...
Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год.
Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...
Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...