Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"
статья
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развития фонематического восприятия
в формировании речи детей дошкольного возраста
Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, и, наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми.
Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но, если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для успешного овладения чтением и письмом?
Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Оно формируется в период от одного до 4,5 - 5 лет.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза) и само собой написание этих слов.
Для развития фонематического восприятия у ребенка можно заниматься по следующим направлениям: • пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; • дифференциация неречевых звуков; • различение высоты, силы, тембра голоса • умение определять направление и источник звука; • различение слов, близких по своему звуковому составу; • дифференциация слогов; • дифференциация фонем; • развитие навыков элементарного звукового анализа.
Что могут сделать родители для развития фонематического восприятия своего ребенка в раннем детстве?
- Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: шум холодильника, пылесоса, стиральной машины, скрип двери и т. д. Предложите воспроизвести их. - Предлагайте прислушиваться, как идёт дождь, шумит ветер, гремит гром, едет машина, летит самолёт и т. п. - Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, бубен, колокольчик. Продемонстрируйте, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете. - Обсудите, какие звуки издают разные животные. - Учите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки». - Используйте наглядный материал, чтобы показать важность различия в один звук. Например, используя карточки с изображением предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «бочка» и «почка». Так ребенок формирует умение различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой. - Играйте в рифмы - просите ребенка закончить стихотворение в рифму. - Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше надо начинать читать детям. Своевременное выявление недостатков фонематического восприятия у ребенка и планомерное их устранение, существенно поможет ему овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
Роль фонематического восприятия в формировании речи детей.
Почему одни дети достаточно рано и без особых трудностей усваивают фонемы родного языка, а у других – звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно? В чем причина этих проблем? Разобраться в...
Роль фонематического восприятия в формировании речи детей
консультация для воспитателей...
Роль фонематического восприятия в формировании речи детей
Консультация для воспитателей...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием...