Применение технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Гордиенко Нина Павловна

Презентация. В презентации освещены особенности использования технологии наглядного моделирования в работе педагогов ДОУ по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР Учитель-логопед Гордиенко Н.П.

Слайд 2

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства . Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли , сообщать, убеждать, доказывать. Развитию речи в системе дошкольного образования всегда придавалось огромное значение. Сегодня, в соответствии с ФГОС, речевое развитие является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Способность говорить – удивительный дар природы

Слайд 3

Речевое развитие в условиях реализации образовательного стандарта направлено на воспитание личности ребенка, который свободно и творчески применяет речь в различных ситуациях жизнедеятельности. Согласно целевым ориентирам образовательного стандарта, у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие речевые умения : умение связно высказывать свои мысли у мение строить диалог умение составлять небольшой рассказ на заданную тему ФГОС ДО

Слайд 4

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – сложная форма речевой деятельности ДИАЛОГ - служит потребностям живого общения. Состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций. Осуществляется в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, в виде разговора (беседы) двух или более участников общения МОНОЛОГ - с вязная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется. Основные виды монолога – описание, повествование, рассуждение

Слайд 5

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ Рассказ Беседа (предварительная, итоговая, обобщающая) Чтение Наблюдение Рассматривание картин Показ образца задания Наглядное моделирование Упражнения Игры Моделирование

Слайд 6

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету К.Д. Ушинский Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Слайд 7

ЭТАПЫ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ у детей с ОНР Подготовительный Основной Заключительный Цель – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Работа на этом этапе включает развитие лексико-грамматического базиса связной речи. Цель – обучение детей рассказыванию (составлению различных видов и типов рассказов: описаний, рассказов по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин, пересказов художественных текстов, сказок и т.д.) Цель – закрепление навыков составления разных видов рассказов и формирование умений творческого рассказывания (составление рассказов из личного опыта , придумывание окончания и начала рассказов и т.д.)

Слайд 8

Применение наглядного моделирования на подготовительном этапе развития связной речи Работа на подготовительном этапе включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Слайд 9

Детей обучают составлению предложений: по предметным картинкам по сюжетным картинкам по демонстрируемым действиям по опорным словам Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, картинки, предметные игрушки Работа над предложением

Слайд 10

Моделирование предложений

Слайд 11

Применение наглядного моделирования на основном этапе развития связной речи Цель – обучение детей рассказыванию (развитие умения составлять различные виды рассказов)

Слайд 12

Обучение пересказу методом наглядного моделирования осуществляется с применением: опорных картинок о порных планов с хем и грушек На начальном этапе детям предлагают готовые планы и схемы, а затем дошкольники сами составляют модель своих пересказов Пересказ

Слайд 14

Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Для обучения составлению описаний в качестве моделей применяются: п редметы и игрушки опорные картинки г отовые схемы описаний На начальном этапе дети описывают один предмет, после – учатся составлять сравнительные описания нескольких предметов Описательный рассказ предметов и объектов

Слайд 15

Описание времен года

Слайд 16

Описание овощей

Слайд 17

Обучение составлению различных видов описаний картин: Пейзаж Портрет Натюрморт Сюжетные многофигурные картины Описательный рассказ по картинам

Слайд 19

С помощью серии сюжетных картин возможно составление: Пересказа художественного текста Составление повествовательных рассказов Рассказывание по серии сюжетных картин

Слайд 21

Применение наглядного моделирования на заключительном этапе развития связной речи детей Цель – обучение детей творческому рассказыванию (развитие умения составлять различные виды творческих рассказов)

Слайд 22

Рассказы из личного опыта детей Придумывание предшествующих событий Придумывание последующих событий Составление фантастических историй, сказок и рассказов Составление творческих рассказов

Слайд 23

Стихотворений Песен Тоже можно осуществлять с применением технологии наглядного моделирования. В процессе заучивания дети совместно с педагогом обсуждают элементы модели заучиваемого текста и зарисовывают его. Это облегчает запоминание и воспроизведение длинных текстов для заучивания Заучивание

Слайд 24

Ускоряет процесс овладения детьми связной речью Облегчает детям процесс рассказывания, так как модель фактически является его планом Способствует лучшему усвоению содержания развернутого высказывания Делает речь детей более содержательной Помогает обобщить и систематизировать все полученные детьми ранее знания Использование технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Применение технологии наглядного моделирования в работе логопеда

У дошкольников мыслительные задачи   решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. В организованной деятельности в детском саду в основном...

Презентация "Наглядное моделирование сказок как средство развития связной речи"

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно пре...