Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Эффективные формы, методы и приёмы работы
по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста.
(из опыта работы)
Воспитатель:
Буренко Н.А.
В своей работе над развитием связной речи детей я использую богатую палитру методов и приемов – художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, театрализованную деятельность, методы, направленные на развитие творческого воображения.
Для систематизирования знаний детей использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам. Разработала, приобрела мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т.д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов:
Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, какие слова подходят к слову «книга»? кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ. Один из вариантов рассказа: «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились. Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник знания!»
Придумывание рассказа с продолжением: Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. В друг Дима увидел чьи-то следы на снегу…» Попробуем придумать:
a) Радостный, веселый конец рассказа;
b) Поучительный;
c) Фантастический вариант.
Рассказы-рассуждения:
Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях. Например:
Если это собака…
Если это собака, то она сидит на цепи и охраняет двор.
Если это собака, то она лает и может укусить.
Если это собака, то она живет в будке.
Если это собака, то она верный друг хозяина.
Если это собака, то она не любит кошек.
Если это собака, то она любит косточки.
А теперь вспомните что вы узнали о собаке (ответы детей).
Рассказы – небылицы: Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.
Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); по множеству предложенных картинок, фигурок.
Составление загадок-описаний. Ребёнок с помощью картинки или без неё описывает предмет, а дети должны отгадать. На первых этапах работы воспитатель может дать план загадки-описания.
Пересказ текста с помощью наводящих вопросов. Такой вид пересказа используется, если текст длинный и сложный, а так же с детьми , имеющие проблемы с развитием связной речи.
Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного, глагол, два зависимых слова.
Пересказ текста «по цепочке».Т.е. текст пересказывают несколько детей, что позволяет воспитателю охватить большее количество детей на занятии. А главное - дети слушают более внимательно, т.к. им надо будет продолжить пересказ.
Пересказ текста без помощи вопросов. Воспитатель в начале занятия делает детям установку на пересказ без помощи, что позволяет развивать память и внимание у детей.
Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей.
Так же ведётся работа на закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, показывать конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Распространение предложения путем добавления слов:(например):
Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках с горы.
Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.
Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
*Придумать заголовок к рассказу;
*Закончить рассказ;
*Придумать начало.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
*определить последовательность событий на картинках;
*определить причинно-следственные связи;
*выделить главный сюжет.
Составление рассказов на основе своего личного опыта
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»). Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.
Решение задач по развитию связной речи детей я веду по принципу интеграции и не только в НОД, но и на занятиях театрализованной деятельности, в предварительной работе к сюжетно-ролевой игре, на занятиях кружка "Уроки речи", в режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация для педагогов коррекционных учреждений....
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...