Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Азбуки»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Смелянская Наталия Юрьевна

 

Задачи:

- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;

- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех

  предметных картинок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovoy_i_slogovoy_analiz_i_sintez_slov_0.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«В гостях у Азбуки»

Задачи:

- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;

- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех

  предметных картинок.

Ход занятия:

  1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра

     «Не разорви бусы»

- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: - АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Со слогом ТА.) Каждое слово – это бусинка из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг.) Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.

Например: АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-…     и т.д.

  1. Звуковой анализ слов «КИТ» и «ГУСЬ», выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус в огромном рту,

Растянулся на версту.   (Кит)

- Какое это слово? (Кит)

- Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

- Следующее слово – это …

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь!

Кто же это? … (Гусь)

- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.

- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ:

а) звук [г] – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова;

б) звук [у] – гласный, ударный;

в) звук [с’] – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.

  1. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин».

Карандаш: - Ребята, я думаю, вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1, 2, 3, 4.) Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.

  1. Определение позиции мягкого согласного звука в слове.

- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ.

- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук: в начале, в конце или в середине слова.

  1. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»

     Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.

  1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Возьмите из каждого слова только первый звук и составьте новые слова.

  1. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»

     Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.

НА-ШИ-МА – МАШИНА         ТИ-НА-КАР – КАРТИНА            ГА-КНИ – КНИГА

ТА-ПАР – ПАРТА                      РА-ИГ – ИГРА                               ЛА-КУК – КУКЛА

ЧИК-МЯ – МЯЧИК                    БИ-КУ-КИ – КУБИКИ                  

  1. Составление предложений по трем предметным картинкам.

- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три и составит с этими словами предложение.

- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.

- Есть ли в вашем предложении слова со звуком [р]? Назовите их.

- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.

  1. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение

     «Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

  1.  Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте "По страничкам Азбуки"

итоговое занятие для подготовительной группы, было показано для учителей начальных классов...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект занятия по обучению грамоте "В гостях у сказки. Звуки Н, Нь и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте для старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость  - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе                         ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект занятия по обучению грамоте "В гости к Незнайке"

Подготовить детей к школе вместе с любимыми литературными героями...