Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_attestacii_11.03.13-posled.docx | 802.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
занятия в форме специально организованного обучения
элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей
с задержкой психического развития
Путешествие в страну «Азбука»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Блинова Светлана
Вениаминовна
Чебоксары 2013
Конспект занятия в форме специально организованного обучения
элементам грамоты в подготовительной к школе группе
для детей с задержкой психического развития
Путешествие в страну «Азбука»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка».
Цель занятия: формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные задачи:
- Образовательная область «Коммуникация»
- упражнять в умении составлять новые слова по первым звукам и слогам;
- упражнять в умении образовывать прилагательное от существительного, и наоборот;
- упражнять в различении гласных, твердых - мягких согласных в начале слова;
- закреплять умение читать открытые и закрытые слоги;
- закреплять умение выполнять звуковой анализ слов со стечением согласных;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закрепить названия некоторых домашних животных (баран, корова, коза, собака).
- Образовательная область «Художественная литература»
- упражнять детей в отгадывании загадки, описывающей характерные признаки объекта.
- Образовательная область «Физическая культура» и «Музыка»
- совершенствовать качество выполнения движений (ходьба топающим шагом) под музыку.
- Коррекционно-развивающие задачи:
- Образовательная область «Познание»
- развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
- Образовательная область «Коммуникация»
- развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на вопросы.
- Образовательная область «Физическая культура»
- развивать общую моторику.
- Образовательная область «Безопасность»
- закреплять правила безопасного поведения езды на поезде.
- Коррекционно-воспитательные задачи:
- Образовательная область «Социализация»
- создать позитивного настроя детей к совместной деятельности;
- Образовательная область «Коммуникация»
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
Словарная работа: твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки, слоги, слова, звуковая, слоговая, книжная, словарная.
Индивидуальная работа:
- упражнять Даниила в умении читать открытые и закрытые слоги, выделять в словах первый слог и составлять новые слова из первых слогов названий картинок.
- закреплять с Ваней и Даниилом умение соотносить звук с цветовым обозначением.
Материалы и оборудования: четыре стойки с надписями: «Звуковая», «Слоговая», «Книжная», «Словарная», игровой персонаж Книжка Словарик, карточка с картинками, «звуковые ковры», цветы - ромашки с буквами, карточки - ребусы, карточки с девятью клеточками, пуговицы синего и зеленого цветов, магнитофон, ноутбук.
Предшествующая работа: разучивание с детьми игры: «Прочитай по первым звукам», «Волшебный коврик», «Составь по первым слогам».
Методические приемы:
- Наглядные:
- книжка Словарик;
- карточка с картинками;
- названия станций;
- таблицы с девятью клеточками;
- пуговицы синего и зеленого цветов;
- слоговые цветы – ромашки;
- карточки – ребусы;
- Словесные:
- загадки про книжку, поезд;
- Практические:
- имитация езды на поезде;
- игра «Прочитай по первым звукам»;
- игра «Волшебный коврик»;
- игра: «Слоговые ромашки»;
- игра: «Составь слово по первым слогам»;
- Презентация: игра «Обучение звуковому анализу детей с задержкой психического развития»;
- Игровые: сюрпризный момент - Путешествие в страну «Азбука».
Ход занятия
в форме специально организованного обучения элементам грамоты.
- Вводная часть
Организационный момент. Дефектолог загадывает загадку.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
Словарик. Здравствуйте, ребята. Я книга, а зовут меня Словарик. Я живу в удивительной стране, которая называется – «Азбука».
Кто хоть раз там побывает,
О звуках и буквах все узнает.
Так же слоги и слова
Будут дружить с ним всегда!
- Основная часть
Словарик. Я приглашаю вас отправиться в путешествие в мою необычную страну. На чем можно путешествовать?
Дефектолог. На чем ты, Рафаэль, путешествовал? А ты Артем?
Дети. На самолете, на машине, на поезде…
Дефектолог. А на чем же нам Словарик предлагает отправиться в путешествие?
Отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Дети. Поезд.
Словарик. Правильно, поедем мы на поезде. Поезд - это какой вид транспорта?
Дети. Железнодорожный, наземный, пассажирский.
Дефектолог. Как нужно вести себя в поезде?
Дети. Нельзя кричать, баловаться, нельзя подлезать под вагоны и выходить из вагона до полной остановки поезда.
Дефектолог. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Наш поезд будет следовать с остановками. Поехали. (Дети «едут» под музыку стука колес)
Словарик. Вот и первая станция. Кто же здесь живет? Узнать об этом нам поможет карточка. Послушайте, внимательно. Составьте слово по первым звукам и узнаете, кто живет на этой станции. (Дети читают по первым звукам)
Игра «Прочитай по первым звукам»
Дефектолог. Какое слово получилось?
Дети. ЗВУКИ
Дефектолог. Так кто же жители этой станции?
Дети. Звуки.
Словарик. Если, здесь живут звуки, то, как называется эта станция?
Дети. «Звуковая».
Дефектолог. Проверим? Прочитайте, пожалуйста, название станции. (Дети читают название станции)
Дефектолог. Замечательно. Вот мы и узнали название первой станции. Посмотрите, на этой станции много необычных ковров, вышитых пуговицами разных цветов.
Если на этой станции живут звуки, как вы думаете, кто вышивал эти ковры?
Дети. Звуки
Словарик. Скажите, какие звуки украсили первый коврик?
Дети. Гласные и твердые согласные звуки.
Дефектолог. Почему вы так думаете?
Дети. Потому что, коврик вышивали красным и синим цветами. Красным цветом мы обозначаем гласные звуки, а синим цветом – твердые согласные звуки.
Словарик. А какие звуки вышивали второй коврик?
Дети. Гласные и мягкие согласные звуки.
Дефектолог. Артем, почему ты так считаешь?
Дети. Потому что, коврик вышивали красным и зеленым цветами. Красным цветом мы обозначаем гласные звуки, а вот зеленым цветом – мягкие согласные звуки.
Дефектолог. Ребята, Словарик просит вас составить такой узор, какой он спрятал от нас на перевернутом коврике. (Ковер висит изнаночной стороной). А потом мы сравним, одинаковы ли коврики у вас!
Игра "Волшебный коврик"
Дефектолог. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Если слово начинается на твердый согласный звук, наложите на коврик синие пуговицы, а если на мягкий согласный звук, то зеленые пуговицы.
Послушайте первое слово: К-к-к-от. Какой первый звук в этом слове?
Дети. К
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный
Дефектолог. Какого цвета пуговицу надо положить?
Дети. Синего
Дефектолог. Послушайте следующее слово. Нитка. Какой первый
звук в этом слове?
Дети. НЬ
Дефектолог. Он какой?
Дети. Мягкий согласный звук.
Дефектолог. Берем…
Дети. Зеленую пуговицу
Дефектолог. Ток, Вишня, Лук, Миска, Бусы, Щука, Сумка
Посмотрите, какие красивые коврики получились.
Скажите, а какие звуки помогли вам украсить коврик?
Дети. Твердые и мягкие согласные звуки.
Дефектолог. Ребята, проверьте, пожалуйста, ваши узоры получились такие же, как у Словарика? (Снимает коврик, переворачивает лицевой стороной и подходит к детям, а затем сравнивают.)
Потрудились мы на славу,
нам пора и отдохнуть ,
Дружно встали на разминку
Подарили всем улыбку
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло –
Это домик буквы О (дети делают круговые движения )
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У (садятся на корточки)
В гости к нам из далека
Прибежала буква А (бегут на месте )
Буквы стали веселиться:
И смеяться и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут.
То опять плясать пойдут.
Словарик. Путешествие продолжается. Занимайте свои места в поезде, поехали. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.)
Посмотрите, ребята, вот и следующая станция. Прочитайте, как называется Станция?
Дети читают. Слоговая.
Дефектолог. Если станция слоговая, то кто живет на этой станции?
Дети. Слоги
Дефектолог. Ребята, посмотрите как много здесь цветов. Кто скажет, как называются эти цветы?
Дети. Ромашки
Дефектолог. Правильно, это ромашки. Но посмотрите, ромашки-то не простые, а слоговые. Возьмите, пожалуйста, по цветочку, и прочтите слоги от середины к лепесточкам. Артем, начни, ты. Ребята, внимательно слушайте друг друга.
Игра «Слоговые Ромашки»
Дети.
СА-СО-СУ-СЫ-СИ
АН-ОН-УН-ЫН-ИН
ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПИ
АТ-ОТ-УТ-ЫТ-ИТ
Словарик. Замечательно! Вы такие умники.
Наш поезд отправляться дальше. …. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.)
Посмотрите вот и следующая станция.
Прочитайте, пожалуйста, название станции.
Дети. «Книжная».
Словарик. Ребята, я вам приготовил сюрприз. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, перед волшебным экраном.
Словарик предлагает выполнить звуковой анализ слова «книга». (Работа за компьютером)
Презентация: звуковой анализ слова «книга»
Словарик. Ваня, какой первый звук в слове «книга». (К)
Он какой? (Твердый согласный звук)
Какая фишка? (синяя) (Появляется фишка синего цвета)
Артем, назови следующий звук. (НЬ)
Он какой? (Мягкий согласный звук)
Какого цвета фишка? (Зеленого) (Появляется фишка зеленого цвета)
Даниил, назови следующий звук. (И)
Он какой? (Гласный звук) (Появляется фишка красного цвета)
Рафаэль, назови четвертый звук. (Г)
Он….(твердый согласный звук, синего цвета) (Появляется фишка синего цвета)
Ваня, следующий звук….(А - он гласный, красного цвета) (Появляется фишка красного цвета)
Сколько звуков в слове «книга»? (Пять звуков)
Сколько гласных? (2)
Сколько твердых согласных? (2)
Сколько мягких согласных? (1)
Здорово! Отлично поработали!
Гимнастика для глаз в стихах.
Мы устали, засиделись, глазкам нужно отдохнуть.
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернём, (глаза смотрят вправо, влево)
В поезде места займем.
Словарик. Наше путешествие продолжается. Занимайте свои места в поезде, поехали. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.) Вот и следующая станция. Прочитайте, пожалуйста, как она называется.
Дети. Словарная.
Словарик. Если станция называется «Словарная», то кто жители этой станции.
Дети. Слова.
Словарик. Возьмите, пожалуйста, по карточке и присаживайтесь на стульчики.
Д/игра “Прочитай по первым слогам” (баран, корова, коза, кошка, собака)
Словарик. Ребята, будьте внимательны. Составьте слова по первым слогам названий картинок». Отгаданные слова найдите среди картинок и закрепите на доске.
Дефектолог. Артем, какое слово у тебя получилось?
Дефектолог. Проверим, правильно ли прочитал Артем?
Дети. Слово кобра – первый слог КО, второе слово - замок, первый слог –ЗА, КО и ЗА, получается КОЗА. (ко-ро-ва, ба-ра-н, ко-ш-ка, ко-за). (Дети отгадывают ребусы и ставят картинки отгаданных слов на доску)
Словарик. Спасибо вам, ребята. Вы справились с таким сложным заданием.
Скажите, пожалуйста, как можно назвать одним словом всех этих животных?
Дети. Домашние животные.
Словарик. Замечательно, вы такие молодцы!
- Итог.
Дефектолог. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? Артем, что понравилось тебе? А тебе Рафаэль? А на какой станции было интересно тебе Ваня?
Словарик. Мне так понравилось как вы со мной путешествовали, что я решил вернуться с вами в детский сад! Вы познакомите меня со своими друзьями? Для вас и ваших друзей я приготовил сюрприз, книжки-малышки.
Дефектолог. Занимайте, пожалуйста, свои места в поезде, поехали в детский сад. (Дети под музыку стука колес возвращаются в группу).
Используемые ресурсы:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
2. Алтухова Н. Р. Научитесь слушать звуки. Изд. «Лань», 1999
3. Бабаева Т. Н. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. – М.: Баласс, 2005
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. Санкт – Петербург, Изд:литера, 2009
6. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2001
7. Гризик Т.И.,Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет.– М.: просвещение, 2005
8. Лопухина Н. С. 550 упражнений для развития речи. С П б.: Дельта, 2000
9. Колесникова Е. В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. – М.: Издательство «АКАЛИС»,1996
10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис – пресс, 2007
11. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007
12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
13.Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991
14. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2003.
15. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем звуки получаем. – С Пб « Лань», 2001
16. www.pedlib.ru
19.http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_knigu.html
20.http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"
Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...