Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: Космос. Полет на Марс.

Цель: Создание условий для ознакомления детей с космосом.

Задачи:

 Коррекционно-образовательная: Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, уменьшительно-ласкательное значение существительных). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Коррекционно-развивающая: Развитие связной речи, мышления, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Оборудование: макет солнечной системы, предметные картинки, фишки и карточки для звукового анализа слов, космическая музыка.

Ход: 

 Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце).

- Как вы догадались? (ответы детей).

- Как ласково  называем его?  (Солнышко).

Релаксация: Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно (расслабление). Подул холодный ветер, вам холодно (напряжение). Опять засверкало солнышко, вам тепло и спокойно (расслабление).

Развитие фонематического восприятия.

- Какой первый звук услышали в слове солнышко? (С). Какой звук шестой? (Ш). Расскажите, что вы знаете  о звуках. (С) –согласный, глухой, твердый,  губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя холодная. (Ш) – согласный, глухой, всегда твердый, губы округлены, язык чашечкой, воздушная струя теплая.

- Сегодня мы совершим путешествие. Дети выбирают планеты и строят сюжетную линию. Встали в  круг, как лучики от солнца. Пройдите и прочитайте что написано?  Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

- Чьи это названия? (Это слова названия планет).

- Что вы знаете о планетах? ( Ответы детей).

- Меркурий на половину состоит из раскаленного камня и наполовину из ледяной пустыни. Самая маленькая планета.

-У Венеры женское название. Венера по размерам и строению похожа на Землю. Только на Венере жить нельзя.

- На Земле есть воздух, жидкая вода, суша, лес. На Земле есть жизнь.

- Марс называется красной планетой. Холодная каменистая планета. На ней дуют холодные ветра, которые переносят ржавую пыль красного цвета с места на место.

- Юпитер  -  планета гигант. Она твердая, состоит из газа.

- Сатурн быстро вращается вокруг своей оси. У него самое большое и красивое кольцо. Газовая планета- гигант.

-Уран –называют ледяным газовым гигантом, потому что она покрыта снегом и льдами. Нежно-голубого цвета. Уран вращается лежа на боку.

- Нептун – газовый великан, окрашен в глубокий синий цвет. Это газовая планета, он находится далеко от солнца.

 - Плутон – карликовая планета

Дети кладут свои планеты на  макет, в порядке удаления от солнца.

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики

 - По порядку все планеты назовет любой из нас

Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс,

Пять Юпитер, шесть Сатурн, семь Уран, за  ним Нептун – он восьмым идет по счету, а за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон.

- Назовите планеты, в названии которых  есть звуки С или Ш. (Марс).

- На Марсе произошла стихия ветра и воды. Дети выполняют упражнение с использованием бионергопластики (звуков Ш-С-Ш-С-Ш-С-Ш). Кисти рук движутся вниз (С)– вверх (Ш). Ладони соединены в форме чашечки.

- Как вы думаете, кто победил? Составление сложноподчиненных  предложений со словами потому что или когда. (Победил ветер, потому что на Марсе нет воды).

Проблемная ситуация.

-Что будем делать? (Рассуждения детей).

Отправляемся в путешествие на Марс.

Подвижное упражнение «Ракета» (Развитие творческого воображения).

А сейчас мы с вами, дети (маршируют по кругу)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (поднимаются на носки, тянут руки вверх)

А потом руки вниз. (опускают руки)

Раз, два, потянись. (вновь тянутся вверх)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу на носочках)

- Как вы думаете, если  вокруг нас планеты, где вы путешествуете?  (В космосе). И как вы называетесь? (Космонавты).

Согласование прилагательного с существительным.

- Каким должен быть космонавт?  (Космонавт - смелый, выносливый, здоровый, умный, любознательный, отважный, сообразительный, сильный, любопытный, находчивый, мужественный).

- Что нужно, чтобы быть умным, сильным, здоровым? (Надо много учиться, заниматься спортом, закаляться).

Развитие связной речи, мышления.

- Что возьмете с собой? (Ответы детей) (Я возьму с собой шапку и надену ее, потому что   на Марсе холодно).

Дети занимают места в космическом корабле, определяют количество слогов в   названии картинок со звуками С, Ш. (космонавт, скафандр, спутник, космос, шапка, клюшка, шишка, шахматы, игрушки (Дифференциация звуков С, Ш).

Динамическое упражнение на координацию движения.

- Внимание! Приготовьтесь к полету. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1! Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, ноги, руки. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? ( Все движения в невесомости замедленные и плавные). Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. (Звучит космическая музыка).

Совершенствование грамматического строя речи (уменьшительно-ласкательное значение существительных)

- Посмотрите в иллюминатор, как вы думаете, что происходит с предметами. Когда мы смотрим на них из космоса? (Чем дальше мы улетаем от Земли, предметы становятся меньше). Дети подбирают пары: сани-саночки, шапка-шапочка, сумка-сумочка, коляска-колясочка, шар- шарик, самолет-самолетик, машина-машиночка, скакалка-скакалочка, кошка-кошечка, кувшин-кувшинчик.

Развитие просодии.

- Чтобы успокоить маму, с борта шлем мы радиограмму.

Са-со-су (произносится вопросительно);

Сва-сво-сву ( произносится утвердительно);

Шу-ша-шо (произносится удивленно);

Шву-шва-шво (произносится радостно);

- Мы до Марса добрались! Корабль наш опустись!

-Посмотрите вокруг. Мы на планете (читают) МАРШ. Потому что победил ветер. Ветер шумит во всех словах. Что надо сделать? Как помочь планете? (Ответы детей). ( Заменить звук Ш на С).

кашка-каска, крыша-крыса, уши-усы, шкала-скала, плюш-плюс, машка-маска, кашка-каска, мишка-миска.

Совершенствование навыка звукового анализа слова

- Необходимо подобрать к слову МАРС схему и объяснить,  почему именно она подходит? (Дети выбирают из четырех предложенных схем, обосновывают, работают в парах).

В слове Марс четыре звука.

Из них один гласный и три согласных.

Характеристика звуков в слове Марс:

М – согласный, твердый, звонкий;

А – гласный;

Р – согласный, твердый, звонкий;

С – согласный, твердый, глухой;

Дети выкладывают слово Марс из фишек. Сколько слогов в слове Марс? (Один слог).

- Молодцы! Вы помогли планете. Возвращаемся домой.

 Создание эмоционального фона восприятия Земли из космоса.

Стихотворение « Есть одна планета-сад...» По мнемотаблице:

Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким.

Дыхательные упражнения.

-Вот мы вернулись на Землю! Почувствуйте, какой свежий воздух на  нашей планете!

Итог.

-Наше путешествие закончилось. Что особенно было интересно? Что запомнилось? (Ответы детей).

-Наша планета Земля.

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем  беречь планету

Другой такой на свете нету.

Будем беречь птиц, насекомых, зверей

От этого мы станем только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужнее нам с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"...