Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР: "Путешествие на лесную полянку"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье). Продолжать решать задачу обогащения лексики детей. Способствовать использованию в речи простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивать у детей образное восприятие, умение с помощью картинок, графической аналогии, геометрических форм, а также с помощью предметов - заместителей понимать особенности времени года и составлять короткие рассказы. Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным предметам и выражать их словами. Развивать у детей память (зрительную, слуховую, тактильную), воображение и внимание. Продолжать знакомить с буквами. Развивать мелкую моторику; закреплять умение расслабляться. Учить детей радоваться весеннему пробуждению природы, ценить и беречь красоту. Развивать эстетическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие на лесную полянку».
Программное содержание:
Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье).
Продолжать решать задачу обогащения лексики детей. Способствовать использованию в речи простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Развивать у детей образное восприятие, умение с помощью картинок, графической аналогии, геометрических форм, а также с помощью предметов - заместителей понимать особенности времени года и составлять короткие рассказы.
Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным предметам и выражать их словами. Развивать у детей память (зрительную, слуховую, тактильную), воображение и внимание.
Продолжать знакомить с буквами.
Развивать мелкую моторику; закреплять умение расслабляться.
Учить детей радоваться весеннему пробуждению природы, ценить и беречь красоту.
Развивать эстетическое восприятие.
Оборудование:
«Весенняя полянка» - искусственное дерево, цветы, трава. Кукла - Незнайка. Тактильные дощечки. Картинки и др. материалы для колажа. Аудиозапись: «Весенние голоса, песня В.Шаинского «Облака», музыкальные пьесы со звуками весны, игрушечные санки.
Предварительная работаЗанятие:
«Весна - нежное время года», «Перелетные птицы», «Жизнь диких животных весной», «Первоцветы».
Проведение опытов:
«Снеговик - ручеек», «Где быстрее распустятся почки?», «Где теплее?» (1-я трава)
Наблюдения:
за солнцем и увеличением дня; за небом и облаками; за 1-ой грозой, за почками на деревьях; за образованием луж и ручейков; за сокодвижением у деревьев и «плачем» березки; за появлением насекомых и их поведением, за птицами и их поведением (воробьями, синицами, скворцами); за улитками в живом уголке.
Чтение художественной литературы:
А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»,
Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна»,
А.Н.Плещеев «Весна», «Травка зеленеет»,
Г.Ладонщиков «Помощники весны»,
И.Токмакова «Весна»,
К.Ушинский «Ласточка», «Ёж и заяц»,
Е.Чарушин «Лиса», «Белка»,
Ю.Дмитриев «Медвежата».
Ход занятия
I. Сообщаю, что на занятие я пришла с гостем. (Показывает Незнайку).
Рассказ Незнайки: (пришел с саночками)
Ребята, я поссорился со Знайкой. Представляете в нашем Цветочном городе идет подготовка к празднику. Коротышки готовятся встречать весну. Ребята, но ведь праздник, это когда весело? Правда? (Дети: «Да!») Вот я и принес санки. Ведь на них так весело кататься с горок! А Знайка сказал, что я снова всё перепутал. И все смеялись надо мной. Говорят, что весной санки не нужны. Помогите мне, расскажите о весне.
Речевая игра «Скажи правильно».
Незнайка: Весной прилетают птицы или насекомые?
Дети: Из теплых стран весной прилетают птицы. А насекомые прятались от зимних холодов в укрытия и не улетали.
Незнайка: А что набухает весной: цветы или почки?
Дети: Весной набухают почки деревьев; скоро из них появятся первые листочки, а из цветочных почек цветы.
Незнайка: Реки весной выходят из берегов или замерзают?
Дети: Весной тает снег, лед на речках. Воды становится много. Реки выходят из берегов, начинается разлив.
Незнайка: Весной появляются подснежники или подберезовики?
Дети: Весной, когда растает снег, сразу расцветают первые цветы - подснежники. А грибы подберезовики появляются летом.
Незнайка: Как же много весной нового, интересного! Вот бы все это увидеть!
Воспитатель: А давайте отправимся в путешествие на весеннюю лесную полянку? И Незнайку возьмем с собой.
Как вы думаете, на чем лучше всего путешествовать весной?
Дети делают предположения: на поезде (может не быть рельсов до леса), на машине (может застрять или забуксовать в грязи), на облаке.
Звучит аудиозапись «Облака» (тихо)
Дети вместе с воспитателем и Незнайкой тихо садятся на «Облако».
Речевое упражнение «Подбери признак»
Воспитатель: Ой, у меня даже нога опустилась во что-то мягкое! - Ребята, а как можно сказать, какое наше облако?
Дети: Весеннее, большое, пушистое, легкое, воздушное, летающее, быстрое, белое, красивое…
Садятся на «облако».
Воспитатель: Смотрите, мы пролетаем над нашим городом. Сколько разноцветных зонтиков! Как вы думаете, почему?
Дети: Пошел весенний дождь!
Воспитатель: Давайте и мы поможем дождику, покажем, как капают дождики.
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Кап, кап, кап - звенит капель. (Ритмично на каждый слог стучат
подушечками пальцев, начиная с
За окном уже апрель большого).
Воспитатель: «Вот и закончился дождик. Все вокруг стало чистым, красивым. Посмотрите, что за указатель виден внизу? Давайте прочитаем.»
Дети: (читают) «Лес».
Воспитатель: «Весенний ласковый ветерок принес наше облако на лесную полянку. Давайте осторожно сойдем с него. Лес не любит шума. Все его обитатели спрятались от нежданных гостей. Давайте немного отдохнем на полянке, полежим с закрытыми глазами и послушаем голоса весеннего леса.
Релаксация
Воспитатель: Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Аромат весны вдыхаем.
(Звучит аудиозапись звуков весны; воспитатель раскладывает тактильные дощечки; капает водой на руку ребенка, дает понюхать зеленый листик; машет листиком бумаги у щеки ребенка)
Воспитатель: Потрогайте рукой, не открывая глаз, что рядом с вами на полянке. Запомните это ощущение.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Вспомните, что вы представляли, когда лежали на полянке и расскажите о своих впечатлениях.
Дети: - Я слышал шум ручья. Мне кажется, ко мне подбегал бельчонок.
Я погладил его по мягкой спинке.
- А мимо меня пробежал ёжик. Я потрогал его колючие иголки.
- Я почувствовал запах зеленых распустившихся листьев и
погладил кору растущего рядом дерева.
- Мне на руку капнул березовый сок и я слышал пение птиц.
- Я почувствовал дуновение весеннего ветерка и слышал, как
квакали лягушки.
- Я потрогал пушистые шарики вербы. Они мягкие и теплые.
- А я потрогал перышки птицы.
- А я почувствовал запах цветов.
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательнее на полянку. Такой её вы себе представляли? Что еще вы увидели на полянке? (Бабочку, зеленую травку…)
Логоритмика «Веснянка»
Давайте поиграем на полянке. А Незнайка посмотрит и научит нашей игре своих друзей.
Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Пробежал в саду ручей (Бегут по кругу)
Прилетели сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Как приятно играть на весенней полянке. Здесь так красиво! Так и хочется её нарисовать!
Составление коллажа.
Давайте представим, что мы стали художниками. Как бы вы нарисовали весну? Давайте все вместе составим коллаж на тему «Весна».
Дети составляют ассоциативные цепочки при наложении отдельных частей коллажа.
- Весной ярко светит солнце. Солнце похоже на оранжевый круг (выставляем
оранжевый круг)
- Весной звенят ручьи. Можно пускать кораблики. (выставляет картинку)
- Весной прилетают перелетные птицы. (выставляет картинку)
- Птицам нужны скворечники. Скворечник состоит из прямоугольника,
треугольника и круга. (выставляет скворечник)
- Весной многое бывает первым: трава, цветы, листья. Я ставлю цифру 1.
- Весной просыпаются насекомые. (выставляет бабочку)
- Животные весной линяют и у них появляются детеныши. (выставляет
белочку)
- Праздник мам и бабушек бывает 8 Марта, весной. (выставляет цифру 8)
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился. Давайте попробуем, глядя на коллаж составить небольшие рассказы о весне.
Составление небольших рассказов детьми с опорой на коллаж.
Воспитатель: Мне и Незнайке понравились рассказы. Давайте составим название коллажа, по которому вы составляли рассказы. Попробуйте найти на полянке буквы и выложить из них название.
Дети находят буквы А, В, З, И, Е, М, С, Н, А.
Составляют слово «Весна».
Воспитатель: А теперь давайте вернемся в детский сад. Незнайка хочет успеть на праздник в городе коротышек. Садимся на наше облако. Вот мы и прилетели в детский сад.
(Незнайка прощается с детьми, спешит домой, чтобы к празднику сделать скворечник.)
Воспитатель сообщает, что занятие закончено, дети идут одеваться на прогулку, чтоб рассказать о своем путешествии малышам.
Примерные тексты описательного характера,
составленные детьми с опорой на коллаж.
1. Весной солнце сильно пригревает. Оно растопило снег. Побежали звонкие ручьи. Можно пускать кораблики. Зазеленела молодая трава. Лед на реке тоже растаял. Река вышла из берегов. Началось половодье.
2. Как только растаял нег, в лесу появились подснежники. На деревьях набухли почки. Скоро из них появятся молодые листочки. На иве и ольхе появились пушистые сережки.
3. Весной прилетают скворцы и другие перелетные птицы. Скворцы поселяются в скворечниках и выводят птенцов. Они любят петь и подражать голосам других животных.
4. Весной медведи, ежи и барсуки просыпаются от зимней спячки. Все звери весной линяют, а у зайца и белки изменяется окраска. У лесных зверей весной появляются детеныши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с заиканием
Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексическим темам «Одежда. Обувь. Головные уборы»(этап отраженной речи)...
Подборка конспектов логопедических занятий с детьми дошкольного возраста
Постановка звука "л" у детей старшего дошкольного возрастаКонспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста «Путешествие снежинки».Конспект ...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по лесной полянке"
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по лесной полянке».Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. ...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста на тему: «Путешествие в страну звуков» с использованием ИКТ
Задачи: Коррекционно - образовательные:Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования;дать понятие «буква»,формировать фонематическое воспр...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»
Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....
Конспект открытого занятия по окружающему миру вторая младшая группа "Путешествие на лесную полянку"
Цель: обогащать представление детей об окружающем мире.Задачи:Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших.Развивать внимательность, любознательность.Воспитыват...