Подборка конспектов логопедических занятий с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии по теме
Постановка звука "л" у детей старшего дошкольного возраста
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста «Путешествие снежинки».
Конспект логопедического занятия в адаптационной группе «Пирамидка» для детей 2-3 лет
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»
Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФН
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2konspekty_zanyatiy.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.
Тема: «Звук [л]»
(Старшая группа)
Цель: учить чётко произносить звук [л] изолированно, в слогах, словах развивать фонематический слух, речевое внимание, формировать навыки звукового анализа и синтеза (выделение звука из начала и конца слова),
развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: игрушка самолёт, демонстрационные картинки, схемы звуков, загадки, индивидуальные зеркала.
1 Орг. момент. Выполнить инструкцию логопеда:
средним пальцем правой руки дотронуться до лба;
мизинцем левой руки дотронуться до правого уха.
2. Новая тема.
1) Постановка цели. Логопед: «Познакомимся с новым звуком».
Логопед показывает самолёт, когда он летит, мотор гудит: л-л-л.
2) Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [л].
3) Объяснение и показ артикуляционного уклада:
губы слегка в улыбке, зубы сближены, широкий передний край языка поднимается за верхние зубы к бугоркам , горлышко « гудит », воздушная струя встречает преграду.
4) Характеристика звука [л] — согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратиком.
3. Развитие фонематического слуха, игра «Хлопни на звук [л]»:
л-м-в-л-л-ль-л
ла-ля-мо-ал-им-оль-лу-ву-ло
лапа-мама-лук-Вова-мел-вода-лёд-лодка.
4. Развитие слухового внимания. Игра «Повтори за мной»:
ла-ла-ла *ла – ло - ло *ал-ал-ал
ло-ло-ло *лу-ла-ла *ол-ол-ол
лы-лы-лы *ло-ло-лы *ул-ул-ул
5. Лексика: лук, луна, лодка, лопата, лото, лампа, угол, мел, пол, пенал, дятел.
Назвать картинку, определить, где находится звук [л].
Разделить слово на слоги.
Выбрать слова с 1-м (2,3) слогами.
6. Физкультминутка «Самолёты».
Руки — в стороны, в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло — вперёд, левое крыло— вперёд,
Вот летит наш самолёт.
7. Звуковой анализ слогов: ла, ло, лу, лы, ал,ол, ул, ил.
Сколько всего звуков? * Какой 1-й (2) звук?
8. Развитие зрительной памяти и внимания.
Игра «Чего нет?», «Назови 1-ю, последнюю картинку», (использовать 6 картинок).
9. Загадки. Чётко произнеси отгадку.
В небе круглая лепёшка, от неё струится свет.
Света вроде и немножко, а на весь хватает свет. (Луна).
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).
Землю копала, копала, потом на землю легла, видно очень устала. (Лопата).
Не корабль и не плот, что по речке плывёт? (Лодка).
В красной шапке паренёк, сел обедать на пенёк.
Пообедал паренёк, с дыркой стал пенёк. (Дятел).
Ручки и карандаши в нём хранят ученики. (Пенал).
На ветке не птичка, зверёк — невеличка. Мех тёплый, как грелка, кто же это? (Белка).
10. Итоги. Поощрения.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Назови слово со звуком [л].
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]»
Цели:
- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
- формировать направленную воздушную струю;
- учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
- учиться выделять звук в слове из потока других звуков;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,
- закрепит умение подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
- развивать мелкую моторику, внимание и память;
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: зеркало; форма листика для дыхательного упражнения; картинка Незнайки; картинки - Лампа, лак, лапа, локоть, пол, стул, стол, кол;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам сегодня на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.
Но сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнение «Вкусное варенье», «Лопата», упражнение «Индюк», «Бочки».
дыхательная гимнастика:
- давай подуем на листочек?
2. А теперь посмотрите, кто к нам пришел?
- Незнайка!
- Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.
- Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.
- Лапа, лопата, лук, лыжи.
- Правильно на звук [Л]
3. Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?
- я называю звуки, а ты, если услышишь звук Л, подними этот цветок: Н, Л, П, Л, Р, К, Л, Л,Н. ма, му, лу, ны, ла. Ласка, кошка, пила, стол, башня, полка.
4. Физкультминутка
Руки вверх мы все подняли,
А потом их опустили.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем все опять.
5. Игра «Четвертый лишний»
Лопата, лук, пол, лоб
Стул, стол, пилот, пол;
6. А теперь давай назовем слова ласково: стул – стульчик; стол – столик; лопата – лопаточка;
7. Попробуй повторить за мной слова:
Ландыш, лук, лапа, локоть
Пол, стул, стол, кол;
8. Итог занятия:
Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?
Какой звук ты сегодня учились говорить?
Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?
9. Домашнее задание:
Артикуляционная гимнастика.
Припоминание слов со звуком [Л]
Конспект логопедического занятия в адаптационной группе «Пирамидка» для детей 2-3 лет
Цели:
- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
- создание положительного эмоционального фона;
- развитие двигательной сферы;
- воспитание умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда.
Задачи:
Коррекционные:
- формирование фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений;
- формирование правильного артикуляционного уклада
Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик, колючие мячики разного цвета, карандаши, коврики по количеству детей
1. Оргмомент
Логопед: - Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (гости- это родители. Дети входят под весёлую детскую песню)
Дети: - Рады, рады мы гостям, приходите в гости к нам!!!
Логопед: Ребята, повернулись все ко мне:
- наши ушки внимательно слушают (помассировать ушки),
- наши глазки внимательно смотрят (прикрыть глазки и сделать поглаживающие движения век подушечками пальцев),
- наши пальчики двигаются (сжать пальчики в кулачок и разжать ),
- наш непослушный язычок трудится (приоткрыть ротик и пошевелить язычком вправо-влево). Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем!
2. Д/игра «Угадай, что звучит?»
Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик.
Логопед показывает игрушечный бубен, погремушку, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребёнок запомнит названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играем на бубне, звеним колокольчиком, погремушкой, стучим молоточком по столу; при этом еще раз называем игрушки. Потом прячем руки за спину и воспроизводим звучание указанных предметов.
Логопед: «Что звучит?»
Дети отвечают, отчетливо проговаривая название звучащего предмета.
Настя: Молоточек!
Петя: Бубен!
3. «Поиграем с пальчиками». Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
Разогреем наши ручки, возьмём мячики в ручки и раскатаем, вот так! Стараемся! ( у каждого ребёнка в руках колючие мячики-ёжики, которые они катают по ладошкам- самомассаж пальчиков). А теперь положили свои ладошки на щёчки… Разогрелись ладошки? Тёплые? Молодцы!
Считалочка:
Логопед, дети:
Этот пальчик большой, он весёлый и смешной (трём по очереди каждый пальчик, дети вслед за логопедом повторяют стихотворные строки движения пальчиков);
этот пальчик указательный, он очень внимательный;
этот пальчик средний, не первый, не последний
этот пальчик безымянный, он не любит кашки манной;
этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик
Пальчиковая гимнастика
Гусь
Гусь гогочет, гусь гогочет,
Укусить кого-то хочет.
Замок
На двери висит замок (соединить пальцы обеих рук в замок); пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).
Кто его открыть бы смог? (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Постучали, покрутили, повертели и …(сцепленные руки в запястьях; пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны, покрутить)
Открыли!!! (расцепить пальцы).
Карандаши
Вот в руках у малышей
Пять цветных карандашей,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе рисовать!
Д/и «Волшебная крупа»
Логопед: Ребята, давайте с вами пальчиками порисуем, но не красками, а на манной крупе, как на песочке.
Дети рисуют на манной крупе: солнышко, листочки, кружочки, проговаривая свой рисунок: «Я рисую солнышко, а ты?»
4. Физкультминутка.
Головой мы покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим ТСССС!
Ручками похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножками потопаем,
Топ, топ, топ!
5. Артикуляционная гимнастика для язычка
Логопед: А теперь , дорогие гости, вам покажем как ребята умеют делать гимнастику для язычка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
Дети, сидя на стульчиках перед зеркалом, делают гимнастику для язычка.
1. "ЧАСИКИ" — вправо-влево.
2. "БОЛТУШКА" — движения языком вперед-назад.
3. "КАЧЕЛИ" — вверх-вниз.
4. "КРУЖОЧКИ" - круговые движения языком.
5. "ЛОШАДКА" — цоканье (щелканье) языком.
6. "ЛОПАТКА" — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. "ИГОЛОЧКА" — узкий, напряженный язык высунут вперед.
8. "ГРИБОК" — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
9. "НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК" — покусывание кончика широкого языка ("ЛОПАТКА"), губы при этом в улыбке.
Логопед: Закончили, вытерли губки салфетками, зеркала положили на стол. Молодцы ребята, вы очень старались!
6. Дыхательная гимнастика
Логопед: А сейчас мы отдохнём. Для этого мы ляжем на коврики, на животики положим листочки, которые подарила нам осень. Покажем всем, как мы умеем правильно дышать (звучит спокойная, релакс-музыка).
Дышим, дышим мы легко,
Вот так, вот так!
1. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе- опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) гласные звуки:
а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…
б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОИА..
2. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе - опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) слоговые цепочки:
а) ФА-ФА, ХА-ХА…
б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.
7. Итог занятия. Все дети получают поощрительные сладкие призы.
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста «Путешествие снежинки».
Цель: Автоматизация в речи звука “ж”
Задачи:
1) Закрепить четкое произношение звука «ж»: изолированно, в слогах, в словах.
2) Развивать общую и речевую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление.
3) Воспитывать чувство партнерства и сотрудничества, взаимодействие друг с другом.
Оборудование: предметные картинки: «круг», «утюг», сапог, «флаг», «снежинка», «жук», «жираф», «морж», «шапка», «штаны», «шарф», «мишка», «мышка», игрушка «ежик», «заяц»;
реквизиты: елка, корзина, магнитофон; игрушка: «еж», «заяц».
Методические приемы: игровые, демонстрационные, словесные, использование ТСО, метод наглядного моделирования.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Речь с движением “Ежик”.
4. Игра “Измени слово”.
5. Физкультминутка “Снежинки летят”.
6. Речь с движением “Елочка”.
7. Игра “Найди звук”.
8. Чистоговорки.
9. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Вы хотите попасть в сказку?
Дети: Да
Логопед: Для этого нужно отгадать загадку:
«Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся,
На деревья и кусты шапками ложатся».
Дети: «Снежинка».
Логопед: Правильно (показывает картинку). А где в слове «снежинка» мы слышим звук «ж»
Дети: В середине слова.
Логопед: Правильно. Сегодня мы отправимся с нашей гостьей снежинкой в зимний лес, где мы будем искать звук «ж».
Но прежде чем отправится в лес, нам нужно размять наш язычок, чтобы красиво и правильно отвечать.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Жил был язычок. Решил он погулять на балкончике.
Дети выполняют упражнение «Язычок гуляет» (удерживаем на нижней губе.)
Логопед: Но тут подул холодный ветер и наш язычок замерз.
Дети делают упражнение «Язычок замерз» (удерживают узкий язык.)
Логопед: Тогда язычок взял саночки и покатился с горки.
Дети выполняют упражнение «Горка».
Логопед: Тут язычок встретил своих друзей и сильно обрадовался.
Дети выполняют упражнение «Улыбка»
Логопед: И вместе они стали играть и веселиться.
3. Речь с движением «Ежик»
Логопед: А теперь мы идем в лес. Интересно снежинке узнать что в зимнем лесу происходит. Смотрите, под деревом в норке спит ежик. (игрушка «еж») давайте его поприветствуем, разбудим.
Дети выполняют упражнение «Ежик» под музыку.
«По сухой лесной дорожке топ-топ топочут ножки,
Ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик (идут, делая мелкие, частые шажки)
У него иголки, прямо как на елке, (показывают пальцами)
А придет зима опять, будет ежик крепко спать. (приседают, сворачиваются в клубочек)
Рассаживаются.
Логопед: Наш ежик проснулся. Он спрашивает у нас и у снежинки, какой звук жужжит в слове «ежик»
Дети: Звук «ж»
Логопед: Правильно, давайте повторим «ж-ж-ж»
Дети повторяют.
Логопед: Молодцы. Ежик вас благодарит, а мы отправляемся дальше.
4. Игра «Измени слово»
Логопед: Отправляемся дальше. Наша снежинка нашла норку, в ней
зимует мышка. Показ.
Логопед: Мышка спрашивает снежинку есть ли в слове «мышка»
жужжащий звук? А снежинка спрашивает вас дети.
Дети: Нет, там шипящий звук “ш”.
Логопед: Правильно. Мышка предлагает нам поиграть в игру «Изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук «ж».
Работа по картинкам : утюг-утюжок ; круг-кружок ; флаг-флажок ;
сапог-сапожок.
Логопед: Молодцы. Мышка вас хвалит и прощается.
5. Физкультминутка “Снежинки летят”.
Звучит шум ветра.
Логопед: Ой это друг нашей снежинки-ветерок, хочет с нами поиграть, давайте немного отдохнем, встанем и потанцуем с ветерком.
Дети встают, выполняют упражнения на слова логопеда, под музыку.
Логопед: «Снежинки кружитесь, кружитесь, кружитесь (дети кружатся по залу)
На землю тихонько снежинки ложитесь (приседают)
Снежинки кружитесь, кружитесь, кружитесь (дети кружатся по залу)
А ну-ка в пары вы становитесь. (встают в пары, кружатся)
Логопед: Молодцы, поиграла наша снежинка с ветерком, потанцевала, ветер улетает, а мы путешествуем дальше.
Дети садятся.
6. Речь с движением “Елочка”.
Логопед: Дети, смотрите, елочка грустит, давайте ее развеселим, поем песенку.
Речь с движением под музыку «Елочка»:
«Были бы у елочки ножки, (качают головой вправо-влево)
Побежала бы она по дорожке, (бег на месте)
Заплясала бы она вместе с нами, (переступают с ноги на ногу, руки на поясе)
Застучала бы каблучками. (стучат ножками).
Дети садятся.
7. Игра “Найди звук”.
Логопед: Молодцы. А кто под елкой?
Дети: Заяц.
Логопед: Да, и снежинка говорит что он грустит. Есть у него
корзинка с картинками со звуком «ш» и «ж» и он не может
выбрать картинки в названии которых звук «ж», давайте ему
поможем.
Дети выполняют, называют слова.
8. Чистоговорки.
Логопед: А теперь зайчик просит вас вспомнить чистоговорки со звуком «ж».
Дети ( по очереди):
- жа-жа-жа- покажите мне ежа
- жи-жи-жи- под кустом сидят ежи
- жу-жу-жу- молоко дадим ежу
- жи-жи-жи- мне ежаток покажи
- жу-жу-жу- я на ежика гляжу
Логопед: Молодцы. Зайчик вас хвалит и прощается.
9. Итог занятия.
Логопед: Ну вот и закончилось наше путешествие со снежинкой по зимнему лесу. Какой звук мы искали?
Дети: Звук «ж»
Логопед: Правильно, снежинка дает вам домашнее задание, вспомнить как можно больше слов со звуком«ж».Давайте попрощаемся с ней.
Дети: До свидания Снежинка.
Логопед: А за ваши правильные ответы Снежинка оставил вам сладкий приз. Давайте скажем всем до свидания и пойдем в группу.
Дети прощаются и уходят.
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»
Коррекционно-образовательные задачи.
Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет?»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова. (Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена).
2. Работа на магнитной доске. Назовите предметные картинки? (таблица) Какой одинаковый звук в этих словах? (В этих словах одинаковый звук «Р»)
Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания? (Да, со звуком «Р»)
Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.
3.Стук в дверь.
Логопед. Дети, кто к нам пришел?
Петрушка. Это я, это я!В гости к вам пришел, друзья.Я знакомый вам, Петрушка,В яркой шапке на макушке.Бубенцы держу в руке,Бубенцы на колпачке.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Петрушка!)
Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук « Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.Присаживайся, Петрушка.
4.Правило чистой речи.
Логопед. А сейчас повторим наше правило.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях , в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)
«лошадка», «качели», «маляр», «грибок», «гармошка».
2. Фонетическая зарядка.
Логопед. Дети, вспомните:
- как рычит собака? (р-р-р-р…)
- как кричит ворона? (карр-карр! )
3. Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).
4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.
5. Проговаривание чистоговорок .
Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?
Ры - ры - ры - у нас в руках шары.
Ру - ру - ру - коза грызет кору.
Ры - ры - ры – мешают комары..
Ра - ра - ра – Кате спать пора.
Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?
Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.
6. Задание на развитие фонематического слуха.
Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.
7.Составление слов. ( По первому слогу назвать слова). Логопед. А сейчас прошу со слогом ра мне помочь назвать слова.
Ко - ра Иг - ра Жа - ра Ю - ра | Но - ра Го - ра Ды - ра Шу - ра |
Сколько слогов в этих словах?Определите позицию звука Р.В каком слоге находится звук Р?
8. Составление предложений по предметным картинкам.
Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.
9. Игра «Кто в домике живет?»
Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?
10. Отгадывание загадок.Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение.
Мой веселый колпачок
Сдвинут лихо на бочок,
Я веселая игрушка,
А зовут меня …(Петрушка)
Это что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили. (Картофель)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечером,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
11.. Динамическая пауза.
(Движения с проговариванием под музыку).
Дети становятся в круг, Петрушка в центре.
Выполняют следующие упражнения:
Петрушка потянулся,
Руки в стороны развел
Раз - нагнулся,
Погремушку не нашел.
Два - нагнулся,
Чтобы погремушку нам достать
Три - нагнулся.
Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой).
12. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).
Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения.
(Дети читают наизусть стихотворения)
Рыбки. В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, Плавать, хвостиком вилять, Крошки хлеба подбирать.
| Телевизор. Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил, Я люблю,- сказал он строго, Чтоб полосок было много.
|
Мухомор. Возле леса на опушке. Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка Ядовитый мухомор. | Грузовик. Нет, напрасно мы хотели Прокатить кота в машине, Кот кататься не привык Опрокинул грузовик. |
Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось!
13. Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»
Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ
- Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)
- Где растут помидоры, огурцы?
- Чем мы пишем?
- Чем мы раскрашиваем картинки?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Груша это фрукт или овощ?
- Кто очень любит морковку?
14. Задание от Петрушки.
Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
- Я возьму от сыра кошку.
Угощу я нашу корку.
- Закрывает мышка ночку.
Будет сладко спать всю норку.
15. Заучивание скороговорок.
- Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
- Сорок сорок воровали горох.
- Проворонила ворона вороненка.
III. Итог занятия.
1. Домашнее задание.
Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.
2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?
Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.
(Все дети получают подарки). Всего вам хорошего, Ребята!
Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.
Тема: «Мое имя»
Цели:
1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
образование полных имен, отчества.
3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.
Ход занятия:
Организационный момент.
При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.
Основная часть. Имя.
На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
(Имя).
- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).
Беседа «Твое имя»
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?
Все имена что-то означают, например, Марина – морская.
- Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?
Саша (Александр) – мужественный, защитник.
Леша (Алексей) – помощник, защитник.
Максим – величайший.
Дарья – побеждающая.
Екатерина – чистая.
Мария – высокая, превознесенная.
Ольга – святая.
Кристина - христианка, посвященная Христу.
Катя – чистая, непорочная.
Света – светлая, чистая.
Маша-святая, высокая.
Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.
Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.
Семен – услышавший, надежный.
Игра «Назови ласково».
- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…
Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».
(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)
Беседа «Полные имена, имя и отчество».
Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
- Саша, как зовут твоего папу? (Толя).
Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.
- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).
- На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.
Людей с одинаковыми именами называют «тезками».
Физминутка.
Раз, 2,3,4,5,
Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.
По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.
И на корточки присели. Присесть на корточки.
Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки
вверх.
И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.
А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.
И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.
Это Лиза, это Даша.
«Поляна имен» (коллективная работа).
Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).
С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.
Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.
Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.
Итог.
Рассматриваются результаты коллективной работы.
- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.
- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.
- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.
Тема: «Звук [л]»
(Подготовительная группа)
Цель: учить чётко произносить звук [л] изолированно, в слогах, словах развивать фонематический слух, речевое внимание, формировать навыки звукового анализа и синтеза (выделение звука из начала и конца слова),
развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: игрушка самолёт, демонстрационные картинки, схемы звуков, загадки, индивидуальные зеркала.
1 Орг. момент. Выполнить инструкцию логопеда:
средним пальцем правой руки дотронуться до лба;
мизинцем левой руки дотронуться до правого уха.
2. Новая тема.
1) Постановка цели. Логопед: «Познакомимся с новым звуком».
Логопед показывает самолёт, когда он летит, мотор гудит: л-л-л.
2) Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [л].
3) Объяснение и показ артикуляционного уклада:
губы слегка в улыбке, зубы сближены, широкий передний край языка поднимается за верхние зубы к бугоркам , горлышко « гудит », воздушная струя встречает преграду.
4) Характеристика звука [л] — согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратиком.
3. Развитие фонематического слуха, игра «Хлопни на звук [л]»:
л-м-в-л-л-ль-л
ла-ля-мо-ал-им-оль-лу-ву-ло
лапа-мама-лук-Вова-мел-вода-лёд-лодка.
4. Развитие слухового внимания. Игра «Повтори за мной»:
ла-ла-ла *ла – ло - ло *ал-ал-ал
ло-ло-ло *лу-ла-ла *ол-ол-ол
лы-лы-лы *ло-ло-лы *ул-ул-ул
5. Лексика: лук, луна, лодка, лопата, лото, лампа, угол, мел, пол, пенал, дятел.
Назвать картинку, определить, где находится звук [л].
Разделить слово на слоги.
Выбрать слова с 1-м (2,3) слогами.
6. Физкультминутка «Самолёты».
Руки — в стороны, в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло — вперёд, левое крыло— вперёд,
Вот летит наш самолёт.
7. Звуковой анализ слогов: ла, ло, лу, лы, ал,ол, ул, ил.
Сколько всего звуков? * Какой 1-й (2) звук?
8. Развитие зрительной памяти и внимания.
Игра «Чего нет?», «Назови 1-ю, последнюю картинку», (использовать 6 картинок).
9. Загадки. Чётко произнеси отгадку.
В небе круглая лепёшка, от неё струится свет.
Света вроде и немножко, а на весь хватает свет. (Луна).
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).
Землю копала, копала, потом на землю легла, видно очень устала. (Лопата).
Не корабль и не плот, что по речке плывёт? (Лодка).
В красной шапке паренёк, сел обедать на пенёк.
Пообедал паренёк, с дыркой стал пенёк. (Дятел).
Ручки и карандаши в нём хранят ученики. (Пенал).
На ветке не птичка, зверёк — невеличка. Мех тёплый, как грелка, кто же это? (Белка).
10. Итоги. Поощрения.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Назови слово со звуком [л].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с заиканием
Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексическим темам «Одежда. Обувь. Головные уборы»(этап отраженной речи)...
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР: "Путешествие на лесную полянку"
Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье). П...
Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома.
Уважаемые родители! Для того чтобы самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, подготовьте все, что может вам пон...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....