Подборка конспектов логопедических занятий с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии по теме

Постановка звука "л" у детей старшего дошкольного возраста

Конспект логопедического занятия с детьми        дошкольного возраста «Путешествие снежинки».

Конспект логопедического занятия в адаптационной группе «Пирамидка» для детей 2-3 лет

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

 

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФН

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.

 

                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2konspekty_zanyatiy.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.

Тема: «Звук [л]»

                                        (Старшая группа)

Цель: учить чётко произносить звук [л] изолированно, в слогах, словах развивать фонематический слух, речевое внимание, формировать навыки звукового анализа и синтеза (выделение звука из начала и конца слова), 
развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: игрушка самолёт, демонстрационные картинки, схемы звуков, загадки, индивидуальные зеркала.

1 Орг. момент. Выполнить инструкцию логопеда:

средним пальцем правой руки дотронуться до лба;

мизинцем левой руки дотронуться до правого уха.

2. Новая тема.

1) Постановка цели. Логопед: «Познакомимся с новым звуком».

Логопед показывает самолёт, когда он летит, мотор гудит: л-л-л.

2) Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [л].

3) Объяснение и показ артикуляционного уклада:

губы слегка в улыбке, зубы сближены, широкий передний край языка поднимается за верхние зубы к бугоркам , горлышко « гудит », воздушная струя встречает преграду.

4) Характеристика звука [л] — согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратиком.

3. Развитие фонематического слуха, игра «Хлопни на звук [л]»: 

л-м-в-л-л-ль-л

ла-ля-мо-ал-им-оль-лу-ву-ло

лапа-мама-лук-Вова-мел-вода-лёд-лодка.

4. Развитие слухового внимания. Игра «Повтори за мной»: 

ла-ла-ла *ла – ло - ло *ал-ал-ал

ло-ло-ло *лу-ла-ла *ол-ол-ол

лы-лы-лы *ло-ло-лы *ул-ул-ул

5. Лексика: лук, луна, лодка, лопата, лото, лампа, угол, мел, пол, пенал, дятел.

Назвать картинку, определить, где находится звук [л].

Разделить слово на слоги.

Выбрать слова с 1-м (2,3) слогами.

6. Физкультминутка «Самолёты». 

Руки — в стороны, в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло — вперёд, левое крыло— вперёд,

Вот летит наш самолёт.

7. Звуковой анализ слогов: ла, ло, лу, лы, ал,ол, ул, ил.

Сколько всего звуков? * Какой 1-й (2) звук?

8. Развитие зрительной памяти и внимания. 

Игра «Чего нет?», «Назови 1-ю, последнюю картинку», (использовать 6 картинок).

9. Загадки. Чётко произнеси отгадку. 

В небе круглая лепёшка, от неё струится свет.

Света вроде и немножко, а на весь хватает свет. (Луна).

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

Землю копала, копала, потом на землю легла, видно очень устала. (Лопата).

Не корабль и не плот, что по речке плывёт? (Лодка).

В красной шапке паренёк, сел обедать на пенёк.

Пообедал паренёк, с дыркой стал пенёк. (Дятел).

Ручки и карандаши в нём хранят ученики. (Пенал).

На ветке не птичка, зверёк — невеличка. Мех тёплый, как грелка, кто же это? (Белка).

10. Итоги. Поощрения. 

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Назови слово со звуком [л].

 

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]»

Цели:

- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;

- формировать направленную воздушную струю;

- учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;

- учиться выделять звук в слове из потока других звуков;

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,

- закрепит умение подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;

- развивать мелкую моторику, внимание и память;

- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.

Оборудование: зеркало; форма листика для дыхательного упражнения; картинка Незнайки; картинки - Лампа, лак, лапа, локоть, пол, стул, стол, кол;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: К нам сегодня на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.

Но сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнение «Вкусное варенье», «Лопата», упражнение «Индюк», «Бочки».

дыхательная гимнастика:

- давай подуем на листочек?

2.  А теперь посмотрите, кто к нам пришел?

- Незнайка!

- Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.

- Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.

- Лапа, лопата, лук, лыжи.

- Правильно на звук [Л]

3. Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?

- я называю звуки, а ты, если услышишь звук Л, подними этот цветок: Н, Л, П, Л, Р, К, Л, Л,Н. ма, му, лу, ны, ла. Ласка, кошка, пила, стол, башня, полка.

4. Физкультминутка

Руки вверх мы все подняли,

А потом их опустили.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем все опять.

5. Игра «Четвертый лишний»

Лопата, лук, пол, лоб

Стул, стол, пилот, пол;

6. А теперь давай назовем слова ласково: стул – стульчик; стол – столик; лопата – лопаточка;

7. Попробуй повторить за мной слова:

Ландыш, лук, лапа, локоть

Пол, стул, стол, кол;

8. Итог занятия:

Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?

Какой звук ты сегодня учились говорить?

Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?

9. Домашнее задание:

Артикуляционная гимнастика.

Припоминание слов со звуком [Л]

         

Конспект логопедического занятия в адаптационной группе «Пирамидка» для детей 2-3 лет

Цели:

- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.

- создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

- создание положительного эмоционального фона;

- развитие двигательной сферы;

- воспитание умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда.

Задачи:

Коррекционные:

- формирование фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений;

- формирование правильного артикуляционного уклада

Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик, колючие мячики разного цвета, карандаши, коврики по количеству детей

1. Оргмомент

Логопед: - Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (гости- это родители. Дети входят под весёлую детскую песню)

Дети: - Рады, рады мы гостям, приходите в гости к нам!!!

Логопед: Ребята, повернулись все ко мне:

- наши ушки внимательно слушают (помассировать ушки),

- наши глазки внимательно смотрят (прикрыть глазки и сделать поглаживающие движения век подушечками пальцев),

- наши пальчики двигаются (сжать пальчики в кулачок и разжать ),

- наш непослушный язычок трудится (приоткрыть ротик и пошевелить язычком вправо-влево). Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем!

2. Д/игра «Угадай, что звучит?»

Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик.
Логопед показывает  игрушечный бубен, погремушку, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребёнок запомнит названия предметов,  предлагаем послушать, как они звучат: играем на бубне, звеним колокольчиком, погремушкой, стучим молоточком по столу; при этом еще раз называем игрушки. Потом  прячем руки за спину и воспроизводим звучание указанных предметов.

Логопед: «Что звучит?»

Дети отвечают, отчетливо проговаривая название звучащего предмета.

Настя: Молоточек!

Петя: Бубен!

3. «Поиграем с пальчиками». Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

Разогреем наши ручки, возьмём мячики в ручки и раскатаем, вот так! Стараемся! ( у каждого ребёнка в руках колючие мячики-ёжики, которые они катают по ладошкам- самомассаж пальчиков). А теперь положили свои ладошки на щёчки… Разогрелись ладошки? Тёплые? Молодцы!

Считалочка:

Логопед, дети:

Этот пальчик большой, он весёлый и смешной (трём по очереди каждый пальчик, дети вслед за логопедом повторяют стихотворные строки движения пальчиков);

этот пальчик указательный, он очень внимательный;

этот пальчик средний, не первый, не последний

этот пальчик безымянный, он не любит кашки манной;

этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик

Пальчиковая гимнастика

Гусь

Гусь гогочет, гусь гогочет,

Укусить кого-то хочет.

Замок

На двери висит замок (соединить пальцы обеих рук в замок); пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).

Кто его открыть бы смог? (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Постучали, покрутили, повертели и …(сцепленные руки в запястьях; пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны, покрутить)

Открыли!!! (расцепить пальцы).

Карандаши

Вот в руках у малышей

Пять цветных карандашей,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе рисовать!

Д/и «Волшебная крупа»

Логопед: Ребята, давайте с вами пальчиками порисуем, но не красками, а на манной крупе, как на песочке.

Дети рисуют на манной крупе: солнышко, листочки, кружочки, проговаривая свой рисунок: «Я рисую солнышко, а ты?»

4. Физкультминутка.

Головой мы покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим ТСССС!

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп!

Ножками потопаем,

Топ, топ, топ!

5. Артикуляционная гимнастика для язычка

Логопед: А теперь , дорогие гости, вам покажем как ребята умеют делать гимнастику для язычка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

Дети, сидя на стульчиках перед зеркалом, делают гимнастику для язычка.

1.  "ЧАСИКИ" — вправо-влево.

2. "БОЛТУШКА" — движения языком вперед-назад.

3. "КАЧЕЛИ" — вверх-вниз.

4. "КРУЖОЧКИ" - круговые движения языком.

5. "ЛОШАДКА" — цоканье (щелканье) языком.

6. "ЛОПАТКА" — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7. "ИГОЛОЧКА" — узкий, напряженный язык высунут вперед.

8. "ГРИБОК" — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

                                                                                                                                                  9. "НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК" — покусывание кончика широкого языка ("ЛОПАТКА"), губы при этом в улыбке.

Логопед: Закончили, вытерли губки салфетками, зеркала положили на стол. Молодцы ребята, вы очень старались!

6. Дыхательная гимнастика

Логопед: А сейчас мы отдохнём. Для этого мы ляжем на коврики, на животики положим листочки, которые подарила нам осень. Покажем всем, как мы умеем правильно дышать (звучит спокойная, релакс-музыка).

Дышим, дышим мы легко,

Вот так, вот так!

1. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе- опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) гласные звуки:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОИА..

2. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе - опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) слоговые цепочки:

а) ФА-ФА, ХА-ХА…

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.

7. Итог занятия. Все дети получают поощрительные сладкие призы.

         

              Конспект логопедического занятия с детьми        дошкольного возраста «Путешествие снежинки».

Цель: Автоматизация в речи звука “ж”

Задачи:

1) Закрепить четкое произношение звука «ж»: изолированно, в слогах, в словах.

2) Развивать общую и речевую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление.

3) Воспитывать чувство партнерства и сотрудничества, взаимодействие друг с другом.

Оборудование: предметные картинки: «круг», «утюг», сапог, «флаг», «снежинка», «жук», «жираф», «морж», «шапка», «штаны», «шарф», «мишка», «мышка», игрушка «ежик», «заяц»;

реквизиты: елка, корзина, магнитофон; игрушка: «еж», «заяц».

Методические приемы: игровые, демонстрационные, словесные, использование ТСО, метод наглядного моделирования.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Речь с движением “Ежик”.

4. Игра “Измени слово”.

5. Физкультминутка “Снежинки летят”.

6. Речь с движением “Елочка”.

7. Игра “Найди звук”.

8. Чистоговорки.

9. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Вы хотите попасть в сказку?

Дети: Да

Логопед: Для этого нужно отгадать загадку:

«Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся,

На деревья и кусты шапками ложатся».

Дети: «Снежинка».

Логопед: Правильно (показывает картинку). А где в слове «снежинка» мы слышим звук «ж»

Дети: В середине слова.

Логопед: Правильно. Сегодня мы отправимся с нашей гостьей снежинкой в зимний лес, где мы будем искать звук «ж».

Но прежде чем отправится в лес, нам нужно размять наш язычок, чтобы красиво и правильно отвечать.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Жил был язычок. Решил он погулять на балкончике.

Дети выполняют упражнение «Язычок гуляет» (удерживаем на нижней губе.)

Логопед: Но тут подул холодный ветер и наш язычок замерз.

Дети делают упражнение «Язычок замерз» (удерживают узкий язык.)

Логопед: Тогда язычок взял саночки и покатился с горки.

Дети выполняют упражнение «Горка».

Логопед: Тут язычок встретил своих друзей и сильно обрадовался.

Дети выполняют упражнение «Улыбка»

Логопед: И вместе они стали играть и веселиться. 

3. Речь с движением «Ежик»

Логопед: А теперь мы идем в лес. Интересно снежинке узнать что в зимнем лесу происходит. Смотрите, под деревом в норке спит ежик. (игрушка «еж») давайте его поприветствуем, разбудим.

Дети выполняют упражнение «Ежик» под музыку.

«По сухой лесной дорожке топ-топ топочут ножки,

Ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик (идут, делая мелкие, частые шажки)

У него иголки, прямо как на елке, (показывают пальцами)

А придет зима опять, будет ежик крепко спать. (приседают, сворачиваются в клубочек)

Рассаживаются.

Логопед: Наш ежик проснулся. Он спрашивает у нас и у снежинки, какой звук жужжит в слове «ежик»

Дети: Звук «ж»

Логопед: Правильно, давайте повторим «ж-ж-ж»

Дети повторяют.

Логопед: Молодцы. Ежик вас благодарит, а мы отправляемся дальше.

4. Игра «Измени слово»

Логопед: Отправляемся дальше. Наша снежинка нашла норку, в ней

зимует мышка. Показ.

Логопед: Мышка спрашивает снежинку есть ли в слове «мышка»

жужжащий звук? А снежинка спрашивает вас дети.

Дети: Нет, там шипящий звук “ш”.

Логопед: Правильно. Мышка предлагает нам поиграть в игру «Изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук «ж».

Работа по картинкам : утюг-утюжок ; круг-кружок ; флаг-флажок ;

сапог-сапожок.

Логопед: Молодцы. Мышка вас хвалит и прощается.

5. Физкультминутка “Снежинки летят”.

Звучит шум ветра.

Логопед: Ой это друг нашей снежинки-ветерок, хочет с нами поиграть, давайте немного отдохнем, встанем и потанцуем с ветерком.

Дети встают, выполняют упражнения на слова логопеда, под музыку.

Логопед: «Снежинки кружитесь, кружитесь, кружитесь (дети кружатся по залу)

На землю тихонько снежинки ложитесь (приседают)

Снежинки кружитесь, кружитесь, кружитесь (дети кружатся по залу)

А ну-ка в пары вы становитесь. (встают в пары, кружатся)

Логопед: Молодцы, поиграла наша снежинка с ветерком, потанцевала, ветер улетает, а мы путешествуем дальше.

Дети садятся.

6. Речь с движением “Елочка”.

Логопед: Дети, смотрите, елочка грустит, давайте ее развеселим, поем песенку.

Речь с движением под музыку «Елочка»:

«Были бы у елочки ножки, (качают головой вправо-влево)

Побежала бы она по дорожке, (бег на месте)

Заплясала бы она вместе с нами, (переступают с ноги на ногу, руки на поясе)

Застучала бы каблучками. (стучат ножками).

Дети садятся.

7. Игра “Найди звук”.

Логопед: Молодцы. А кто под елкой?

Дети: Заяц.

Логопед: Да, и снежинка говорит что он грустит. Есть у него

корзинка с картинками со звуком «ш» и «ж» и он не может

выбрать картинки в названии которых звук «ж», давайте ему

поможем.

Дети выполняют, называют слова.

8. Чистоговорки.

Логопед: А теперь зайчик просит вас вспомнить чистоговорки со звуком «ж».

Дети ( по очереди):

- жа-жа-жа- покажите мне ежа

- жи-жи-жи- под кустом сидят ежи

- жу-жу-жу- молоко дадим ежу

- жи-жи-жи- мне ежаток покажи

- жу-жу-жу- я на ежика гляжу

Логопед: Молодцы. Зайчик вас хвалит и прощается.

9. Итог занятия.

Логопед: Ну вот и закончилось наше путешествие со снежинкой по зимнему лесу. Какой звук мы искали?

Дети: Звук «ж»

Логопед: Правильно, снежинка дает вам домашнее задание, вспомнить как можно больше слов со звуком«ж».Давайте попрощаемся с ней.

Дети: До свидания Снежинка.

Логопед: А за ваши правильные ответы Снежинка оставил вам сладкий приз. Давайте скажем всем до свидания и пойдем в группу.

Дети прощаются и уходят.        

 Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

Коррекционно-образовательные задачи.

 

Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа. 

 

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

 

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе. 

 

Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет?» 

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

 

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

 

1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова. (Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена).

 

2. Работа на магнитной доске. Назовите предметные картинки? (таблица)   Какой одинаковый звук в этих словах? (В этих словах одинаковый звук «Р»)

 

Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания? (Да, со звуком «Р»)

 

Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.

 

3.Стук в дверь.

 

Логопед. Дети, кто к нам пришел?

 

Петрушка. Это я, это я!В гости к вам пришел, друзья.Я знакомый вам, Петрушка,В яркой шапке на макушке.Бубенцы держу в руке,Бубенцы на колпачке.

 

Петрушка. Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Петрушка!)

 

Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук « Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.Присаживайся, Петрушка.

4.Правило чистой речи.

 

Логопед. А сейчас повторим наше правило.

 

Каждый день, всегда, везде,

 

На занятиях , в игре

 

Смело, четко говорим,

 

Никуда мы не спешим.

 

II. Основная часть.

 

1. Артикуляционная гимнастика.

 

Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)

 «лошадка», «качели», «маляр», «грибок», «гармошка».

2. Фонетическая зарядка.  

ЛогопедДети, вспомните:

 

- как рычит собака? (р-р-р-р…)   

 

- как кричит ворона? (карр-карр! )

 

3. Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).

 

4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.  

 

5. Проговаривание чистоговорок .  

 

Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?

 

Ры - ры - ры - у нас в руках шары.

 

Ру - ру - ру - коза грызет кору.

 

Ры - ры - ры – мешают комары..

 

Ра - ра - ра – Кате спать пора.  

 

Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?

 

Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.

 

6. Задание на развитие фонематического слуха.

 

Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.

 

7.Составление слов. ( По первому слогу назвать слова).                              Логопед. А сейчас прошу со слогом ра мне помочь назвать слова. 

 

Ко - ра

Иг - ра

Жа - ра

Ю - ра

Но - ра

Го - ра

Ды - ра

Шу - ра

Сколько слогов в этих словах?Определите позицию звука Р.В каком слоге находится звук Р?

8. Составление предложений по предметным картинкам.

 

Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.

 

9. Игра «Кто в домике живет?»

 

Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?

 

10. Отгадывание загадок.Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение. 

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня …(Петрушка)

Это что за очень странный 

Человечек деревянный.  

На земле и под водой   

Ищет ключик золотой,  

Всюду нос сует он длинный  

Кто же это? (Буратино) 

 

Толстяк живет на крыше  

Летает он всех выше. (Карлсон) 

 

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.     (Помидор) 

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили.  (Картофель)

 

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом.     (Карандаш)

11.. Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку).

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения: 

Петрушка потянулся, 

Руки в стороны развел

Раз - нагнулся,

Погремушку не нашел.

Два - нагнулся,

Чтобы погремушку нам достать

Три - нагнулся. 

Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой). 

12. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения. 

(Дети читают наизусть стихотворения) 

Рыбки.

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

 

Телевизор.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил,

Я люблю,- сказал он строго,

Чтоб полосок было много.

 

       Мухомор.

Возле леса на опушке.

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка

Ядовитый мухомор.

Грузовик.

Нет, напрасно мы хотели

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось! 

13. Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ

- Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)

Где растут помидоры, огурцы?

- Чем мы пишем?

- Чем мы раскрашиваем картинки?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Груша это фрукт или овощ?

- Кто очень любит морковку? 

14. Задание от Петрушки. 

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения. 

- Расцвели на клумбе козы.  

В огород забрались розы.

 - У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.       

- Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак. 

- Я возьму от сыра кошку.        

Угощу я нашу корку.     

- Закрывает мышка ночку.       

Будет сладко спать всю норку.

15. Заучивание скороговорок.

- Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

- Сорок сорок воровали горох.

- Проворонила ворона вороненка.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки). Всего вам хорошего, Ребята!

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.

Тема: «Мое имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

 Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя).

- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

- Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

 Игра «Назови ласково».

- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

- Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

- На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

 Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять.                                 Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам                          Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели                          Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели.                               Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись                         Стоя на носочках, потянуться, руки

                                                                        вверх.

И, как кошечки, прогнулись.                       Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте                           Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе.                             Хлопки в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья.         Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я.               Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша.                    Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.                    

 «Поляна имен» (коллективная работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.

Тема: «Звук [л]»

                                        (Подготовительная группа)

Цель: учить чётко произносить звук [л] изолированно, в слогах, словах развивать фонематический слух, речевое внимание, формировать навыки звукового анализа и синтеза (выделение звука из начала и конца слова), 
развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: игрушка самолёт, демонстрационные картинки, схемы звуков, загадки, индивидуальные зеркала.

1 Орг. момент. Выполнить инструкцию логопеда:

средним пальцем правой руки дотронуться до лба;

мизинцем левой руки дотронуться до правого уха.

2. Новая тема.

1) Постановка цели. Логопед: «Познакомимся с новым звуком».

Логопед показывает самолёт, когда он летит, мотор гудит: л-л-л.

2) Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [л].

3) Объяснение и показ артикуляционного уклада:

губы слегка в улыбке, зубы сближены, широкий передний край языка поднимается за верхние зубы к бугоркам , горлышко « гудит », воздушная струя встречает преграду.

4) Характеристика звука [л] — согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратиком.

3. Развитие фонематического слуха, игра «Хлопни на звук [л]»: 

л-м-в-л-л-ль-л

ла-ля-мо-ал-им-оль-лу-ву-ло

лапа-мама-лук-Вова-мел-вода-лёд-лодка.

4. Развитие слухового внимания. Игра «Повтори за мной»: 

ла-ла-ла *ла – ло - ло *ал-ал-ал

ло-ло-ло *лу-ла-ла *ол-ол-ол

лы-лы-лы *ло-ло-лы *ул-ул-ул

5. Лексика: лук, луна, лодка, лопата, лото, лампа, угол, мел, пол, пенал, дятел.

Назвать картинку, определить, где находится звук [л].

Разделить слово на слоги.

Выбрать слова с 1-м (2,3) слогами.

6. Физкультминутка «Самолёты». 

Руки — в стороны, в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло — вперёд, левое крыло— вперёд,

Вот летит наш самолёт.

7. Звуковой анализ слогов: ла, ло, лу, лы, ал,ол, ул, ил.

Сколько всего звуков? * Какой 1-й (2) звук?

8. Развитие зрительной памяти и внимания. 

Игра «Чего нет?», «Назови 1-ю, последнюю картинку», (использовать 6 картинок).

9. Загадки. Чётко произнеси отгадку. 

В небе круглая лепёшка, от неё струится свет.

Света вроде и немножко, а на весь хватает свет. (Луна).

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

Землю копала, копала, потом на землю легла, видно очень устала. (Лопата).

Не корабль и не плот, что по речке плывёт? (Лодка).

В красной шапке паренёк, сел обедать на пенёк.

Пообедал паренёк, с дыркой стал пенёк. (Дятел).

Ручки и карандаши в нём хранят ученики. (Пенал).

На ветке не птичка, зверёк — невеличка. Мех тёплый, как грелка, кто же это? (Белка).

10. Итоги. Поощрения. 

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Назови слово со звуком [л].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с заиканием

Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексическим темам «Одежда. Обувь. Головные уборы»(этап отраженной речи)...

Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР: "Путешествие на лесную полянку"

Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье). П...

Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома.

Уважаемые родители! Для того чтобы самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, подготовьте все, что может вам пон...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....