Конспект НОД " В гостях у Мухи-Цокотухи ".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«В гостях у Мухи-Цокотухи»
в старшей речевой группе
Учитель-логопед Филиппова В.Г.
Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения на основе развивающих игр, личностно-ориентированннные, квалифицированной коррекции речевых нарушений.
Цели занятия:
– коррекционно-образовательные – закрепление навыков звукового ана- лиза слов из трёх и четырёх звуков;
– коррекционно-развивающие – закреплять умение образовывать отно- сительные прилагательные, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– коррекционно-воспитательные – закреплять составление предложений по картинкам с использованием предлогов;
– составлять описательные рассказы (загадки-описания);
– развивать общую и мелкую моторику;
– воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.
Материалы и оборудование:
Предметные и сюжетные картинки, карточки-схемы звукового анализа, листы бумаги с обозначенными контурами, карандаши, плоские фигурки, игрушки-фигурки насекомых.
Ход занятия.
- Оргмомент. Дети рассаживаются полукругом возле стенда с ковролином.
Логопед.
– Ребята, вы любите сказки?.. Скажите, героиня какой сказки по полю пошла, денежку нашла, пошла на базар и купила самовар?
Дети отвечают.
Логопед прикрепляет к ковролину картинку с изображением мухи.
- Отгадывание загадок по теме «Насекомые».
Логопед.
– Кого же Цокотуха собрала за столом? Отгадайте.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт.
Кто за печкою поёт,
Ночью спать мне не даёт?
(Г. Османова)
А кто в сказке прибегал и «все стаканы выпивал»? Кто приносил сапожки? Кто зажигал огоньки? Кто бежал по дорожке и звал музыкантов? Кто топал сапогами?
Дети называют бабочку, комара, сверчка и других персонажей сказки. Логопед прикрепляет их изображения.
- Пальчиковая гимнастика со звукоподражанием.
Логопед:
– Как назвать гостей Мухи-Цокотухи одним словом?...Присели гости и каждый спел свою песенку.
Бабочка сложила крылья и слегка ими шевелит. (Ладони сложены, запястья соединены, слегка их разводят с произнесением: ш-ш-ш).
Комар полетел, зазвенел. (Пальцы сложены, указательные пальцы вы- тянуты вперёд, водят рукой: з-з-з-з).
Кузнечик скачет. (Пальцы сложены, вытянуты вперёд указательный и мизинец. Кисть на столе, приподнимается и опускается: ц-ц-ц).
Паук ползёт, шуршит. (Рука на столе, «ползёт» всем пальцами по столу: щ-щ-щ.)
- Образование относительных прилагательных.
Логопед:
– Цокотуха угощает своих гостей пирогами, – раздаёт «пирожки» (фигурки из картона) со вставленными картинками-изображениями ягод, фруктов и овощей. – С какой начинкой достался вам пирог?
Дети достают картинку и по очереди называют:
– У меня вишня. Это пирог с вишнёвой начинкой.
Далее аналогично – яблоко, груша, малина, лимон, морковь, капуста, черника. (Персик, клубника, апельсин, банан, смородина, земляника, абрикос).
- Звуковой анализ слов из трёх и четырёх звуков.
Логопед:
– Решила именинница поиграть с гостями в прятки. Сколько листьев вы видите? За одним из них прячутся осы, за другим паук, за третьим жук, за четвёртым – муха. – На «листьях» звуковые схемы слов. – Скажите, сколько звуков в слове «осы»? Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом его обозначают? Второй звук? Каким цветом его обозначаем? Почему? Звук после «с»? Где же спрятались осы.
– В каком слове тоже три звука? – Находят соответствующий листик. – Кто же здесь спрятался, муха, жук или паук? – Находят, называя все звуки в слове по порядку. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?
– Сколько звуков в слове «муха»? У нас осталось два листочка. Сколько кружков на каждом? Назовите первый звук в слове «муха». Каким цветом его обозначим? Назовите последний звук. Каким цветом его обозначим? Почему? Назовите звук после «м». Назовите звук после «м» (перед «а»).
– Вспомните, кто опасен для мух, кто на них охотится?...Чем ещё отличается паук от других гостей? (Паук – не насекомое.) Назовите все звуки по порядку. Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Назовите согласные звуки. Какой по счёту звук «п»? Звук «к»?
6. Составление предложений с предлогами.
– Остальные насекомые успели заметить паука и спрятались хорошенько. Продолжим игру в прятки. Скажите, кто куда спрятался? Насекомые маленькие, и предметы мебели тоже маленькие. Поэтому назовём их «ласково».
Дети составляют предложения по картинке.
– Таракан спрятался под креслице. Муравей спрятался за диванчик. Пчела – у шкафчика. Бабочка – над столиком. Клоп на стульчике. Комар перед комодиком.
- Физминутка «Бабочка».
Входит воспитатель с другой подгруппой детей
– К нам пришли гости, и они хотят с вами поиграть. Давайте встанем в круг и превратимся в бабочек.
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
8. Пересказ рассказов-описаний в виде загадок.
– А теперь гости загадают вам загадки, и, если вы их правильно отгадаете, то увидите, кто нарисован на картинке.
Дети по очереди рассказывают о каком-либо животном (насекомом).
– Я зеленый, живу в травке. Уши у меня находятся на передних ногах. Если я пою поздно вечером, то утро будет солнечным. (Кузнечик)
– Я появляюсь в мае. Я летаю низко над землей и жужжу. У меня широкое туловище, две пары крыльев, шесть лапок, мохнатые усики. (Майский жук)
– Я полезное насекомое, меня называют санитаром леса. У меня есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Я живу в очень интересном доме: часть его находится под землей, а часть над землей. С друзьями мы общаемся при помощи усиков. А перед дождем мы закрываем все входы в наш дом. (Муравей).
– У меня черная голова, круглое туловище, две пары крыльев. Верхние крылья красные и в черных пятнышках. Я питаюсь тлей и этим приношу пользу растениям. (Божья коровка)
– У меня длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове большие выпуклые глаза. Я могу ими смотреть сразу во все стороны. Я питаюсь комарами, мушками, мухами. И в полете могу надолго замереть на одном месте. (Стрекоза)
– Я очень полезное насекомое. Я собираю с цветов нектар и перерабатываю его в мед. У меня мохнатое полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки. И еще у меня есть жало. (Пчела)
– У меня на брюшке есть маленькие бугорки. Из них выделяется жидкость, которая застывает в воздухе и превращается в паутину. Паутиной я ловлю добычу. У меня сильные челюсти. Я питаюсь насекомыми. (Паук)
– Молодцы, вы отгадали все загадки и увидели все картинки. А теперь давайте вспомним, что принесла мухе на день рождения бабушка пчела? (Мед).
- Развитие зрительного восприятия и ручной моторики.
– Муха забыла, куда поставила свой подарок. Помогите ей долететь до горшочка с медом.
Дети садятся за стол и по точкам рисуют путь мухи до горшочка с медом.
– Молодцы, помогли Мухе-Цокотухе. На этом наше путешествие в сказку закончилось.
10. Итоги занятия.
Логопед:
– Понравилось вам в гостях у Мухи-Цокотухи? Чем занимались мы сегодня? Когда можно увидеть насекомых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия "В гостях у Мухи-Цокотухи"
"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе...
Учебно-методическая разработка конспект занятия "В гостях у Мухи - Цокотухи".
данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений и логопедам....
Конспект НОД: "В гости к Мухе-Цокотухе""
Конспект занятия по развитию речив старшей группе «В гости к Мухе – цокотухе». Программное содержание: 1.Познакомить детей с интересными историями из биографииК. И. Чуковского. 2.Р...
Конспект занятия "В гостях у Мухи Цокотухи
Цель: 1. Обучающая: совершенствовать счетные навыки, закрепление порядкового счета в пределах 5.Умение соотносить цифру с количеством предметов.Закрепить знание геометрических фигур.Умение п...
Конспект занятия "В гости к Мухе-Цокотухе"
Интегрированное занятие по математике с элементами математики и аппликации...
Конспект НОД «В гости к Мухе-Цокотухе».
Конспект НОД «В гости к Мухе-Цокотухе». Цель: развитие речи детей в различных видах музыкально-речевой деятельности....
Конспект занятия "В гостях у Мухи-цокотухи" по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ в старшей группе.
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию с использованием ИКТ в старшей группе....