Образовательные ситуации в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_situatsii.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуации в работе учителя-логопеда.
1. Образовательная ситуация «Нарисуем песенку».
В коррекционной работе по развитию фонематических процессов и различных видов языкового анализа, которая необходима, в конечном итоге, для предупреждения стойких нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии), логопеды используют разные схемы, где условно обозначают место звука в слове, последовательность звуков, количество и т.д. Большинство детей довольно быстро запоминают направление, в котором выкладывают схемы – слева направо, т.е. так, как мы пишем и читаем. А другие дети, в основном с леворукостью, скрытой леворукостью, амбидекстры, долгое время не запоминают расположения начала и конца условных обозначений слога, слова, предложения. При работе с детьми с общим недоразвитием речи, имеющими предпосылки к дисграфии, необходимо с самого начала знакомства со звуками речи в различных формах закреплять расположение элементов: начало – слева, последующее – справа от предыдущего.
Цель. Развитие навыков звукового анализа.
Задачи. Закреплять понятия «звук», «гласный звук», о месте нахождения звука в слове.
Выделять звук из состава слогов, слов. Развивать зрительное восприятие, моторный праксис.
Логопед. – Ребята, сегодня к нам пришли ваши знакомые. Узнаёте их?..
Дети называют «песенку У» и «песенку А» с помощью символов артикуляции – звуки-«девочки» с широко открытым ртом (большой красный кружочек) и с вытянутыми трубочкой губами (маленький красный кружочек).
Л. – «Песенки» поиграют с вами. Если услышите «а» - разведём руки в стороны, «у» - вытянем руки вперёд, другой звук – опустим руки вниз. … А теперь «поймайте ушками» и покажите первую «песенку»: «ам», «ум», «уп», «ап», «ун», «ан», «уа», «ау».
- Хотите спеть эти песенки? – поочерёдно детям предъявляются символы звуков [у], [а], дети протяжно их произносят.
Л. – Ребята, а как можно назвать такие звуки, которые можно пропеть , протянуть?
Дети называют их гласными или «певучими», как запомнили или поняли?
Далее дети выделяют первый ударный звук [а] или [у] в слове и «пропевают» его.
Л. – А почему мы можем их протянуть , пропеть?
Д. – Потому что губы, зубы, язык не мешают воздуху выходить изо рта. – Логопед помогает формулировать ответ в зависимости от возможностей детей.
Л. – Давайте попробуем подружить, соединить эти песенки. А поможет нам Весёлая Гусеничка. – Прикрепляет к ковролину головку гусеницы, у которой рожки, взгляд направлены влево, что подразумевает дальнейшее элементов справа. – Что показала нам Гусеница? … Чтобы она «подросла», мы добавим хвостик из наших звуков. «Ау» - сколько звуков вы услышали? Какой звук я произнесла первым? Покажите мне песенку «а».
Дети находят символ «а» и прикрепляют его за головой гусеницы.
Л. – «Ау» - пропойте вторую песенку (назовите второй звук).
Прикрепляют справа символ «у».
Далее – аналогично проводится анализ звукосочетания «уа». Несколько раз дети с каждой «гусеницей» называют эти звукосочетания. Логопед сначала ведет палочкой слева направо, затем просто указывает на составленные схемы. В дальнейшем используются при определении места звука в слове (начало, середина, конец), порядка и количества слогов в слове, слов в предложении сборные фигурки поезда (паровоз едет влево), рыбки, змейки (голова направлена влево). Также используются различные последовательности – расставить матрёшек, мячики по размеру, изображения людей по возрасту и т. д., при этом соблюдается направление, добавляются игры на развитие зрительно-пространственного гнозиса (пальчиковая гимнастика левой, затем правой рукой, «покажи правой рукой левое ухо и т.д.», «Где паучок?» - ищем его в правом верхнем углу, левом нижнем…»
2. Образовательная ситуация «Я хороший».
В речевой группе мальчик Лёша. Имеет сложные речевые нарушения, рекомендованы занятия с дефектологом, сложности в поведении. При индивидуальном общении с педагогом, пока удерживает интерес и не проявляет утомления – ведёт себя спокойно, сразу вступает в контакт, эмоциональные реакции адекватные. Если же в различных образовательных ситуациях участвует несколько детей, Лёша проявляет негативизм в общении, кривляется, кричит. Чем больше слышит замечаний, призывов не обижать других детей, послушать другого, тем сильнее Лёша старается сделать всё наоборот. Всё внимание взрослого Лёша старается переключить на себя. Эффективность педагогических мероприятий снижается. Родители забирают Лёшу одним из последних. Мама говорила о том, что дома им трудно справиться с его поведением, приходится часто наказывать. В семье есть ещё младший брат.
Когда Лёша остаётся один в группе, больше всего ему нравится беседовать с воспитателем «по душам», чтоб его слушали – что ему нравится рисовать, во что играть, его фантазии. Но о реальных событиях – что делал в выходной, куда ходил с родителями – никогда. Часто жаловался на то , что его никто не любит, всё время ругают, особенно дома. И всегда радуется малейшей похвале, старается, чтоб похвалу повторили. Обычно детей хвалят за успехи, их маленькие достижения. А Лёша может спросить с грустью: «Мария Ивановна, а я красивый?» Никаких дефектов во внешности нет, вполне можно назвать красивым, симпатичным… Заметно, что ребёнок испытывает недостаток любви со стороны родителей.
При индивидуальной коррекционной работе логопед сначала всегда поинтересуется его делами, что он нарисовал, как растёт его братик, затем плавно переключает внимание на «тренировку» язычка, игру со звуками или на постройку букв из палочек. Всегда отмечает, что у «нас» получилось, а если что-то сегодня не получилось, вспоминаем, что вчера «мы» с этим справились. Лёша всё больше старается быть «хорошим», предлагает помощь взрослым – что-нибудь собрать, подать и др. Реже помогает в чём-то детям. Но когда предлагаешь помочь Лене понести лопатку, подать кому-то куртку, откликается. Сначала детям помогал не очень охотно, потом понял, как приятно помочь другу. При организованной деятельности с другими детьми Лёшу также необходимо похвалить, отметив его личные успехи (как и у других детей, не сравнивая их). Сложности в поведении Лёши иногда проявляются, но значительно реже. С родителями педагоги постоянно общаются, рекомендуют сначала отметить, какой он хороший, а любить его нужно любого. Если же они расстроены его поведением, сообщить, что они именно расстроены, а не то, что он «плохой». Рекомендовано обратиться за консультацией к психологу, к неврологу. Мама поняла, что ребёнок часто не может справиться со своими эмоциями, многое из манеры поведения вошло в привычку. Лёша всё чаще с уверенностью спрашивает: «А я ведь хороший?»
Образовательная ситуация «Девочка Улыбка».
При работе по коррекции звукопроизношения большое место отводится артикуляционной гимнастике. На начальном этапе – знакомство с органами артикуляции. У детей с нарушениями речи часто нарушена моторика речевого аппарата, им трудно удерживать определённую артикуляционную позу. Речевая гимнастика всегда проходит как игра, и в этой игре с самого начала участвует персонаж – девочка Улыбка. Соответствующая картинка тщательно подобрана – ну как не улыбнуться ей в ответ! Чуть позже в игры включается ещё один персонаж – Мальчик Язычок. Улыбка и Язычок участвуют в гимнастике перед зеркалом, знакомят с новой игрой, рассказывают им сказки, в которые объединены разные упражнения для губ и языка.
Цель. Развитие артикуляционной моторики.
Задачи. Удерживать заданную артикуляционную позу 3-5 с, переключать движения губ и языка, развивать зрительное и слуховое внимание.
Логопед. – Здравствуйте, ребята! ...Улыбка рада, что сегодня такой чудесный день. Она улыбнулась всем и хочет улыбнуться каждому. Здравствуй, Катя!
Каждый ребёнок отвечает Улыбке – здоровается, улыбается, по своим речевым возможностям, настроению.
Л. – Какое настроение у Улыбки? А у вас какое? Давайте подарим друг другу улыбки, а чтоб стало ещё веселее, похлопаем.
Перед зеркалом дети улыбаются, выстраивая базовую позу «заборчик», необходимую при «правильной» улыбке. При улыбке хлопают 3, 4, 5 раз.
Л. – Хотите с Улыбкой отправиться в зоопарк? … Кто живёт в зоопарке? Кого вы там видели?
Далее дети называют животных по картинкам и вместе с ними выполняют движения: широко открывают рот, как бегемот, удерживают открытым под счёт до 5, повторяют 3-4 раза; широко улыбнулись, как лягушки с сомкнутыми зубами под счёт до 5-10 – расслабились, 3-4 раза; вытянули губы вперёд – хобот, как у слона;. Теперь покажем то слона , то лягушку; змея – выбрасывает вперёд язык, потом прячет; щёлкаем язычком, как будто скачет лошадка. Возвращаемся из зоопарка, вспоминаем, кого видели, кого хотим показать.
Улыбка и Язычок могут пригласить на прогулку, предложить уборку в домике. Упражнения используются также перед постановкой определённой группой звуков как общие и специальные.
В соответствии с ФГОС ДО реализация образовательной программы должна строиться на принципах индивидуализации дошкольного образования, содействия и сотрудничества детей и взрослых, поддержки инициативы детей, возрастной адекватности. В приведённых образовательных ситуациях мы старались организовать педагогический процесс диалогично, в сотрудничестве с воспитанником, а не «сверху вниз», развивать способность к рефлексии, оценке самими воспитанниками своего прогресса(2), дидактическая цель ставилась в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчинялась правилам игры, развивающий материал использовался в качестве её средства (1, 3).
Учитель-логопед ГБДОУ №17
Калининского района г. С.-Пб
Филиппова В.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда
Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....
Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя-логопеда ДОУ
Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя-логопеда ДОУ...
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...
Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ
Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ. Материал можно использовать при заполнение портфолио....
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
«Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя- логопеда»
laquo;Предупреждение конфликтных ситуацийв работе учителя- логопеда»...