Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ
статья (средняя, старшая группа) на тему

Кувакина Елена Геннадьевна

Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ. Материал можно использовать при заполнение портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

В работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:

Технология развивающего обучения. Развитие личности и её способностей. Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройств. Усвоение программы на различных планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Использование личностно-ориентированных технологий даёт мне возможность добиваться значительных результатов в развитии коммуникативных, интеллектуальных качеств детей , самостоятельности и их ответственности. Они позволяют:  изучить  личностные  особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу  с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников  (непременными участниками образовательного процесса)

Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствуют повышению речевой активности;

• развивают речевые умения и навыки;

• снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;

• активизируют познавательный интерес;

• улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

В своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

1. Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Формируем сильный , плавный и продолжительный выдох, нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе, дифференциацию ротового и носового выдоха.

2.Гимнастика для глаз.

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, улучшает восприятие. Профилактика нарушений зрения.

3. Мимическая гимнастика. 

Способствует коммуникации, эмоциональному развитию. Выполняется  перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

4. Самомассаж

лицевой и пальцевой мускулатуры (выполняет сам ребенок)для стимулирования и активизации мышечного тонуса. Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.

5.Артикуляционная гимнастика

Проводиться для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

6. Биоэнергопластика

- это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

7. Логопедический массаж

Проводится для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата , подготовки условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

8.Пальчиковая гимнастика

 Направлена на развитие мелкой моторики, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками и т.д. Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи.

 9. Кинезиологические упражнения

– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,

улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

10. Развитие общей моторики

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Направлены на развитие координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Способствует повышению  работоспособности, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

11. Релаксация.

Снимает напряжение, чувство беспокойства. Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры- являются играми с правилами. Эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Использование в логопедической работе игровых технологий с воспитанниками способствует предупреждению речевого дефекта, ребёнок развивает в игре речевые навыки. В логопедической работе я использую разные виды игр: речевые игры по коррекции звукопроизношения, дыхания, фонематического слуха, слоговой структуры, по формированию навыка звуко- буквенного анализа и синтеза. совершенствования  лексико-грамматических категорий. Кроме того использую игры по развитию связной речи и формированию коммуникативных навыков , по формированию предпосылок к  обучению грамоте, игры-драматизации, дидактические игры, словесные, настольно-печатные и пальчиковые игры.

В логопедической работе я использую и информационно- компьютерные технологии. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.

- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.

- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.

- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).

- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

- Развивать зрительно-двигательную координацию.

- Активизировать мыслительную деятельность детей.

- Способствовать положительной динамике развития.

- Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

- Развитие слуховой памяти;

- Развитие зрительного и слухового внимания;

- Закрепление названий основных и оттеночных цветов

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) используются мной  так же для повышения эффективности образовательного процесса в:

- подборе иллюстрированного материала к занятиям (сканирование, создание дидактических игр, интернет ресурсы);

- подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, разработками других педагогов;

- оформление групповой документации, папок- передвижек, информации для родителей.

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Таким образом, технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

- совершенствовать звуковую сторону речи;

- развить способность к словотворчеству;

- формировать личностные качества ребенка;

- развить коммуникативные навыки;

- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

В своей работе я реализовала следующие проекты : « Умные пальчики», « Мама- самый дорогой на свете человек!»

Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Описываются образовательные технологии в работе учителя-логопеда ДОО...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...