Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии по теме

Галиченко Наталья Николаевна
Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

Слайд №2

 «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас.» Далай - лама

Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения , в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей. СЛАЙД №3

В Статье 44 Закона об образовании, вступившего в силу с 1 сентября 2013г говорится о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Новый закон ориентирует на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.   Такое  положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.  . СЛАЙД №4

Всё выше сказанное   актуально и в работе учителя логопеда, одним из важнейших направлений коррекционной - воспитательной деятельности которого является работа с родителями - как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей   участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки непосредственным общением. СЛАЙД №5

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась  Другим стало и отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону.   Даже необходимость посещения ребенком логопедической группы родителями дошкольников воспринимается по-разному:

  • Одна группа родителей имеют ребёнка с тяжелыми нарушениями речи и осознают необходимость логопедической и психологической работы. Семья заинтересована в коррекции речевой патологии, регулярно контактирует с логопедом, выполняет домашние задания в процессе обучения ребенка.
  • Родители имеют ребенка с незначительными нарушениями речи, которые возможно исправить в процессе индивидуальной логопедической работы, без посещения соответствующей группы ДОУ. Семья не согласна с решением МППК и   старается обеспечить ребенку место в логопедической группе, считая, что только в работе с логопедом ребенок получит хорошую подготовку к школе.
  • Родители имеют ребенка с тяжелыми нарушениями речи, но

отказываются от посещения соответствующей группы. Данная категория родителей часто отрицает наличие самого нарушения речи или безучастна к проблеме ребенка. В последствии, даже при определении ребенка в логопедическую группу, родители не контактируют со специалистами, не выполняют домашних заданий и не проявляют инициативы в разрешении возникающих проблем. Зачастую простое озвучивание родителям необходимости решения возникшей у ребёнка проблемы приводит к конфликту.  СЛАЙД №6                                                                                     

Предвидя такую ситуацию, можно предпринять   ряд антиконфликтных действий, проводимых  по следующему алгоритму:

  1. Знакомство с законами о правах ребёнка и ознакомление с уставом ДОУ на общем родительском собрании, проводимом в начале учебного года.
  2. Подписание договора ДОУ с родителями, что даёт   право проводить диагностические обследования детей. По истечении диагностического обследования и составления банка данных  детей, нуждающихся в исправлении речи,  логопедом   проводится групповая консультация,  исключительно для родителей детей диагностируемых групп. На данной консультации до сведения последних  доводятся результаты обследования, а так же происходит знакомство с особенностями режима работы детей, посещающих логопедические занятия.
  3. Просветительская работа по популяризации логопедических знаний через собрания, консультации, проводимые в общеразвивающих группах, а так же, различные публикации, в том числе и на сайте детского сада.

Комплекс этих мероприятий позволяет   в большинстве случаев безболезненно получить согласие родителей на введение их детей в состав группы компенсирующей направленности. В случае отказа  родителям предлагается оформить заявление соответствующего содержания.

С этого момента начинается   довольно тесное взаимодействие с родителями в процессе подготовки материалов к заседанию ПМПК. Тут основной принцип работы логопеда   конфиденциальность, сохранение полученной информации, неразглашение данных, связанных с личной жизнью и состоянием здоровья родителей и детей. Через наши руки проходят   свидетельства рождения детей, данные об отклонениях здоровья, выписки из истории раннего развития детей,   а впоследствии  и поставленный комиссией диагноз.

Много работы уже проделано, согласие родителей  получено, заседание комиссии пройдено, начинается непосредственный коррекционно-образовательный процесс. Учебный год начинается с информационно-ознакомительного родительского собрания, целью которого является ознакомление с задачами работы группы в целом, со специалистами.   Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности. В целом в процессе общения складывается достаточно цельное представление о каждой семье. Эти знания о семье воспитанника играют важную роль в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. Это позволяет   во избежание конфликтов варьировать разными методами в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

  Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. Во избежании конфликтных ситуаций,  с самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни   родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки.

 Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей  логопеду, как организатору  процесса коррекции,   важно создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для этого необходимо  выявить проблемы, мешающие достижению поставленных целей, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей.

 

остановимся на несколькихБарьерах непонимания, возникающих в процессе взаимодействия между педагогами и родителями

  СЛАЙД№7

                                         

  • Фонематический барьер (сюда относится): невнятная,  быстрая речь,   с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.        

Подходы преодоления непонимания Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией. СЛАЙД №8

  • Семантический барьер(к нему относится): использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей.

Подходы преодоления непонимания: Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.

Использование  терминов в работе логопеда должно быть уместным. Главным критерием уместности термина является подготовленность собеседника к правильному восприятию информации. Многие родители имеют общее представление о медицинской и логопедической терминологии, слушают популярные передачи на медицинские или педагогические темы и стараются показать свою осведомлённость в этих вопросах при общении со специалистами. Специалисты не в коем случае не должны допускать двух ошибок: 1) принимать собеседника за полноценного подготовленного профессионала и 2) болезненно реагировать на его дилетанское суждение. В тех случаях, когда логопед считает, что точное терминологическое обозначение дефекта речи либо метода его исправления оправдано, можно порекомендовать короткий объяснительный комментарий к термину. В тех случаях, когда логопед хочет подчеркнуть  профессиональную дистанцию между собой и родителем ребёнка, необходимо умеренное использование терминов в речи.    СЛАЙД №9        

 

  • Стилистический (синтаксический) барьер: Это несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.        

Подходы преодоления непонимания: умение  правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты. СЛАЙД №10

  • Логический барьер: возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.        

Подходы преодоления непонимания: Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации  (от частного к общему) и наоборот.

СЛАЙД № 11

Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать  психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.  Такими принципами являются:

  • индивидуальный подход к каждой семье;
  • гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;
  • преемственность согласованных действий;
  • открытость отношений;
  • поэтапность  реализации задач сотрудничества;
  • эффективность выбранных форм сотрудничества;
  • обратная связь. СЛАЙД №12

Сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия между людьми. Оно предполагает возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области.  Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными. Это могут быть консультации, беседы, открытые и практические занятия, праздники, круглые столы, проектная деятельность, наглядная информация в родительских уголках и т.д. Все эти формы: коллективная, индивидуальная, наглядная – повышают уровень открытости процесса, взаимодействия с семьёй и служат хорошей, бесконфликтной основой для содружества детского сада и семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Образовательные ситуации в работе учителя-логопеда.

Здесь приведены три образовательные ситуации, которые могут встретиться в работе логопеда в дошкольном учреждении. Предлагаю варианты их решения....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

«Предупреждение конфликтных ситуаций в работе учителя- логопеда»

laquo;Предупреждение конфликтных ситуацийв работе учителя- логопеда»...