ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samoylovoy.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:
- Технология логопедического обследования.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
2. Технологии развития артикуляционной моторики:
- артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
3. Технологии развития мелкой моторики:
- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк необходимы для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения.
- пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон. Используются массажные мячики, массажные шарики Су-джок, игры с прищепками, игры со счетными палочками, пальчиковые дорожки, игры с камушками и галькой.
4. Технология развития фонематического слуха.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер, поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.
5. Технология коррекции звукопроизношения.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики.
6. Технологии развития речевого дыхания и голоса
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
7. Технология развития интонационной стороны речи.
Усвоение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения проводится последовательно — сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи. Работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно.
8. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи.
В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо- ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.
9. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
- традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
- инсценирование, на лексико-грамматических занятиях этот метод хорошо себя зарекомендовал.
- метод ассоциативных связей или «Образ слов».
- типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
- методы дивергентного речевого развития. Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.
- методы креативного речевого развития, креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка.
10. Технологии развития связной речи:
- традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко). Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.
- сказкотерапия, сказки помогают воспитанию глубинных чувств и эмоциональной отзывчивости у детей. В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление диалога и освоение произвольного построения монолога.
11. Технологии моделирования: наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.
12. Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.
13. Здоровьесберегающие технологии в логопедии:
- логопедическая ритмика.
- зрительная гимнастика благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.
- физкультурные минутки.
14. Компьютерные технологии в коррекции речи:
- использование мультимедийных средств коррекции и развития;
Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них.
Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного образования, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.
Литература
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера, 2004.
- Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Учитель, 2008;
- Никишина И.В. Мастер-класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: Планета,2013;
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2010;
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ- Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...
Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»
Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи де...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал при работе с детьми могут исполь...
Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО.
Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО....