Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения составлять описательные рассказы о диких животных, развитию внимания, памяти и логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №8

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО

ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

                                   ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР  ( 1 год обучения )

                                                  ПОДГОТОВИЛА :      УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

                                                                                           ТРУБИЦЫНА Н.С.

                                                             

                                                           2015 год

ЦЕЛИ:

  1. Закрепление и активизация словарного запаса  детей по теме: «Дикие животные».

Существительные: волк, лиса, медведь, заяц, рысь, лось, еж, белка, шерсть, мех, мордочка, уши, хвост, когти, берлога, логово, нора, дупло, клубок, кисточки.

Прилагательные: бурый, мохнатый, неуклюжий, косолапый, хитрая, рыжая, проворная, хищные, травоядные, стройный, быстрый, ветвистые, серый, зубастый, заботливые, белый, серо-коричневый.

Наречия: ловко, быстро.

Глаголы: живет, питается, охотится, рыщет, кормит, крадет, заметает (следы), лакомится, запасает.

  1. Активизация слов-антонимов (крошечный - огромный; ловкая -неуклюжий; сильный - слабый; длинный - короткий; хищный - травоядный; смелый - трусливый)
  2. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных (лисий, волчий…), словообразования (зайчиха, зайчонок)
  3. Повторение загадок о диких животных.
  4. Закрепление умения составлять описательные рассказы о диких животных, пересказывать рассказ Ушинского К.Д. «Лиса Патрикеевна» с помощью мнемотаблиц.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
  6. Развитие слухового контроля при составлении предложений с союзом «а».
  7. Развитие интонационной выразительности.

Оборудование: картина «Царство диких животных», дидактические игры: «У кого кто?», «Чей хвост, чья голова?», мнемотаблицы, картины диких животных, энциклопедия, игрушка лисы.

                                                     Ход:

  1. Организационный момент.

Мы отправляемся в царство диких животных. В зимнем лесу случилась беда! Злой волшебник заколдовал всех взрослых животных. Малыши плачут без своих мам. Чтобы их расколдовать, вы должны назвать взрослых животных и их детенышей.

  1. Дид/игра «У кого кто?»

У медведицы-медвежата, у лисы-лисята, у волчицы-волчата, у ежихи-ежата, у зайчихи-зайчата.

  1. Заснеженный лес остался заколдованным. Спасти может тот, кто умеет сравнивать животных.

Кто сильный, а кто слабый?

- Белочка слабая, а волк сильный

- У белки длинный хвост, а у ежа короткий.

Кто живет в норе, а кто в логове?

Скажите предложение о лисе по-разному.

- Лиса живет в норе.

- Лиса живет в норе.

Кто хищный зверь, а кто травоядный?

- Волк хищный зверь, а лось травоядное животное.

-Белочка ловкая, а медведь неуклюжий.

-Медвежонок крошечный, а медведица огромная.

4. И осталось последнее задание и мы окончательно расколдуем лес. Нужно правильно ответить на вопросы.

1.Почему заяц спит с открытыми глазами?

- Заяц спит с открытыми глазами, п.ч. у него много врагов.

2. Когда заяц белый, как снег, а когда серо-коричневый?

Для чего он меняет цвет шерсти?

- Для маскировки, чтобы его не было видно.

3. Почему у лисы кончик хвоста белый? Это для красоты?

- У лисы кончик хвоста белый, чтобы лисята видели его в темноте и не заблудились.

4. Чем любят лакомиться медведи?

- Медведи любят лакомиться малиной и медом.

5. Волк слабый и безопасный зверь?

- Волк сильный и опасный зверь.

Какие родители волк и волчица?

- Волк и волчица – нежные и заботливые родители.

Чем кормит волчица своих волчат?

- Волчица кормит своих волчат молоком..

6. Что запасает белочка на зиму?

- Белка запасает на зиму орехи, грибы, ягоды.

7. Зачем лосю большие рога?

- У лося большие рога, чтобы защищаться от медведя и волка.

5.Физкультминутка.

«Зимние картинки» Ладонщикова.

Солнце землю греет слабо             Руки сверху вниз через стороны.

По ночам трещит мороз                  (Топают ногами)

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (Руки на поясе, приседают с поворотом туловища, и показывают нос)

Под березой на пригорке               (Руки вверх, кисти рук опущены вниз)

Старый еж устроил норку              (Приседают, руки над головой в замке)

А под листьями лежат двое маленьких ежат  (Кисти рук округлены, изображают ежат)

Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме. (Переваливаются с ноги на ногу)

Осторожная лисица подошла к ручью напиться (Имитируют лису)

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. ( На слово «тверда» сжимают  кулачки)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода – кора.  ( Кисти рук над головой показывают уши, бег на месте)

6. На столах у каждого картинки.

Дид/игра «Чей хвост красивее, чья шуба теплее, чьи уши лучше слышат?»

- Заячьи уши лучше слышат, заячья шубка теплее.

- Лисьи уши чуткие, лисья шерсть  пушистая и рыжая. И т.д.

Дети загадывают загадки.

Длинные уши, короткий хвост

Прыгает ловко, любит морковку.   (Заяц)

Рыжая плутовка

Хитрая, ловкая

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

                                   Хвост пушистою дугой

                                   Вам знаком зверек такой

                                   Острозубый, темноглазый

                                   По деревьям может лазать

                                   Строит он свой дом в дупле

                                   Чтоб зимою жить в тепле.           (Белка)

Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

Эту киску берегись, п.ч. это – ррысь.                           (Рысь)

                      В клубок свернется

                      Взять не дается.               (Еж)

Серый, зубастый

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет.                                (Волк)

                     

                                           Стройный, быстрый,

                                           Рога ветвистые

                                           Носится весь день

                                           Кто это?                (Олень)

Кто в берлоге спит зимой

Под высокою сосной?          (Медведь)

               

                             Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,

                             А потом через пенек промелькнул, как огонек?    (Белка)

7. Давайте составим рассказы о животных и отправим письмо в зимний лес.

                                              ВОЛК

Волк - сильный и опасный зверь. Острые зубы, серая шерсть. Он охотится за зайцами. Даже может утащить теленка в деревне. Волк живет в логове с волчицей и волчатами.

                                             Заяц.

Заяц зимой белый, как снег, а летом серо-коричневый. Так он маскируется. У зайца длинные уши, короткий хвост. Быстро бегает и скачет. Зимой питается корой осинок.

                                             Рысь.

Рысь похожа на кошку. Шерсть у нее густая, пятнистая. На ушах кисточки, хвост короткий, как будто обрубленный.. Рысь - хищное животное.

                                             Лиса.

Лиса - всему лесу краса! У нее рыжий мех, длинная и тонкая мордочка, пушистый хвост, чуткие уши! Зимой на лапах длинный мех, как-будто лиса в валенках. Лиса охотится на зайцев и мышей. Когда в лесу нет еды, лиса забирается в курятник и крадет кур, петухов и цыплят.

                                         Медведь.

Медведь - дикое животное, п.ч. живет в лесу. У него бурая шерсть. Его называют косолапым, но он умеет ловко лазать по деревьям и ловить рыбу. Лакомится лесной  малиной и медом. Всю зиму спит в берлоге.

Ребенок держит в руках игрушку лисы и пересказывает рассказ К.Ушинского «Лиса Патрикеевна»

У кумушки - лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете. Шубка тепленькая. Шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, на шее белый галстучек.

8. Итог занятия .Рефлексия. Что вам заполнилось, что больше всего понравилось? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...