Взаимодействие работы учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной группе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Здесь представлен материал по лексическим темам: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»; «САД. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»; «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»; «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_osen_pd.gr_.docx | 57.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»
Словарь по теме:
Существительные: сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, заморозок, изморозь, тополь, ясень, ольха, ива.
Прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный.
Глаголы: моросить, улетать, убирать, вянуть, сохнуть, падать, лететь, шелестеть, шуршать, убирать, краснеть.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | |
1. Развитие общей моторики | ||
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето! | Идут по кругу, взявшись за руки. Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню. Поднять руки, делая взмахи кистями. Смотрят по сторонам в «бинокль». | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой, Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. | Плавные движения ладонями. Показать обе ладони. Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца. Резко разжать пальцы обеих рук. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнение для челюсти «Бегемотик» Упражнение для губ «Осенний ветерок» Упражнение для языка «Лужа» | Рот широко открыть, удержать под счёт до 10. Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У]. Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…». | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Как хорошо, когда ты улыбаешься. Как хорошо, когда ты удивляешься. Но как же нам невесело. Когда ты сердишься и огорчаешься. | Выполнение действий по тексту | |
5. Развитие фонетико-фонематического восприятия | ||
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном: «Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья) «Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль) «Кто разговаривает?» (люди) и т.д. Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада: в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д. | ||
6. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…) Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер? 2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень» Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые) Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля? 3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень». птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ... дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ... 4. Назовите ласково маленькое деревце: « Дуб – дубочек, клён - …, осина - …, берёза - …, рябина - …, ёлка - …». 5. Сосчитаем до 5: «Один клён, два клёна … пять клёнов. Одна берёза, две … пять…» | ||
7. Развитие связной речи | ||
1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы. 2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина об осени. 3. Чтение художественной литературы: Н. Осенев «Осень». К. Ушинский «Спор деревьев». С. Воронин «Моя береза. Осенью». Л.Н. Толстого «Дуб и орешник». |
Дополнительный материал:
1. Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
2. Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
3. Загадки
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Его весной и летом –
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
Лексическая тема: «САД. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Словарь:
Существительные: урожай, баклажан, кабачок, чеснок, редька, хрен, патиссон, парник, теплица, персик, абрикос, виноград, айва, авокадо, хурма, киви, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Прилагательные: зрелый, душистый, аппетитный, овощной, хрустящий, толстокожий, пупырчатый, пузатая, огуречный, морковный, томатный, капустный, тыквенный, гороховый, картофельный, баклажановая, абрикосовый, яблочный, лимонный, персиковый, виноградный, грушевый, банановый, мандариновый, ананасовый, фруктовый, зрелый, душистый.
Глаголы: спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, опахивать.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Как румян осенний сад! Всюду яблоки висят Краснобоки, краснощёки. На ветвях своих высоких Словно солнышки горят! | Лёгкие хлопки ладонями по щекам. Руки поднять вверх. Руки на поясе, повороты направо – налево. Руки поднять вверх. Соединить руки в круг над головой. |
2. Развитие мелкой моторики | |
У Лариски – две редиски, У Алёшки – две картошки, У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца! А у Вовки – две морковки, Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки! | Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для мягкого нёба «Кашель» Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье» Упражнение для языка «Чистим зубки» | Покашливают , 7 – 10 сек. Языком в форме «чашечки» слизывать варенье с верхней губы. Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы. |
4. Упражнения для мимических мышц | |
«Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! А какие сочные груши! И как их много!!! Откусили кусочек яблочка, а там червяк...» | Удивление Восхищение Радость Огорчение |
5. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1) Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А. 2) Назвать первый звук в словах по теме. 3.Определи позицию звука по схеме. 4.Выложи дорожку, если услышишь слово, обозначающее живой предмет, кладем зеленый кружок, если слово обозначает неживой предмет, кладем синий кружок. | |
6. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
1) Игра «Один – много». У меня огурец, а у вас огурцы. У меня помидор, а у вас ... У меня кабачок, а у вас ... У меня баклажан, а у вас ... 2) Игра «Великан и Гномик». У Великана все овощи большие, а у Гномика – маленькие, давайте их назовём: «У Великана помидор, а у Гномика помидорчик. У Великана огурец, а у Гномика ... У Великана картошка, а у Гномика ... У Великана лук, а у Гномика ... У Великана морковь, а у Гномика ...» 3) Игра «Магазин соков». Образование относительных прилагательных от существительных. Сок из яблок какой? (яблочный). Из груш? (грушевый). Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из апельсинов? Из мандаринов? Из винограда? Из картофеля? Из моркови? Из свеклы? И т.д. | |
7. Развитие связной речи | |
Составление описательных рассказов о фруктах и овощах. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме. |
Дополнительный материал:
- Упражнение «Четвертый лишний»: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и принесли ему подарки. Посмотри, что оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и почему? Где он побывал? ( учить детей убирать лишний предмет, ( репа, помидор, огурец, груша).
- Игра «Жадина»: Представь, что это твои овощи и фрукты. Ответь на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.) Чья слива? (Моя слива.) Чье яблоко? (Мое яблоко.) И т.д
- Рассказать ребенку, что готовят из овощей и фруктов. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?»: Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови? (Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье.) И т. д.
4. Загадки
Было зеленое платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело платье и это,
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Я и черный, я и белый,
Я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки
На любую влезу стенку.
Ус зелененький завью,
В грозди солнышко налью
И ребятам-малышам
Все до капельки отдам.
(Виноград)
5. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
У бабушки на грядке выросли загадки:
Там и тут, там и тут
Сорвала я стручок,
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это, милая...
(укроп).
Верите — не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке...(помидоры).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: —
Вылезай на свет...
(морковка).
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем...
(кабачок).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее...
(капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые...
(огурцы).
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох!
Покатился...(горох).
Лексическая тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Словарь по теме:
Существительные: Пшеница, овес, ячмень, рожь, кукуруза, зерна, мука, тесто, мякиш, корочка, трактор, сеялка, комбайн; зерно, поле, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, осев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, крупа, отруби, пекарь, пекарня, Торт, пирожки, хлеб калач, слойка, бублик, батон пряник, печенье, каравай, лепешка, кекс, булка, плюшка ватрушка, буханка, пышка, крошки, корка, сухарь, крестьянин, хлебороб...
Глаголы: Пахать, пашет, боронить, сеять, молотить, косить, жать, молоть, печь, выращивать, пахать, косить, убирать, молотить, резать, есть, беречь.
Прилагательные: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, пышный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, подовый, вкусный Пышное, густое, жидкое, тягучее.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! | Бегут по кругу на носочках, руки на поясе. Меняют направление бега. Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. Два наклона к носочкам. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Пекарь, пекарь, Из муки испеки нам колобки, Да сушки – Ванюшки, Да баранки - Танюшке, Да бублики – Гришке, Да крендель – Маришке. | Хлопают в ладоши Пекут колобки Соединяют по очереди с большими пальцами – указательные, средние, безымянные, мизинцы. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюстей Упражнения для губ Упражнения для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки» «Улыбка» — «Трубочка». «Горка», «Футбол» |
4. Развитие мимических мышц | |
Много хлебобулочных изделий Угостили детей Всем не хватило | Удивление Радость Огорчение |
5. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1. Игра «Узнай по голосу» Цель: Развитие внимания. 2. Игра «Хлопай, не зевай». Цель: Развитие фонематических процессов. (Педагог произносит ряд звуков, а затем слогов. Ребенок должен хлопнуть на звук У (на слог со звуком У.) 3. Игра «Где звук» Цель: Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (утка, ,удача, круг, друг, уж, удочка, луч, кенгуру, куст, дуб, зуб, урок, плуг, шут, улица). | |
6. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных) Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса - ...(рисовая).
(Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб,) 3. «Назови признак» Хлеб какой? - пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д. 4. Игра «Сосчитай» - одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос, кукуруза, урожай, стебель, початок) 5. Игра: «Придумай родственное слово» - хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, хлеба, хлебороб, хлебец, хлебцы, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.… (пшеница, овес, рожь) Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... . | |
7. Развитие связной речи | |
1. Выучить и уточнить значение пословиц: Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь. 2. Заучивание стихов о хлебе. |
Дополнительный материал:
1. Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
2. Загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В поле вырос дом,
полон дом зерном. (Колос).
Лексическая тема: «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
Словарь по теме:
Существительные: Боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье.
Глаголы: Расти, собирать, готовить, резать, солить, мариновать, варить, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Прилагательные: Белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый.
Наречия: Рядом, далеко, близко.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | |
1. Развитие общей моторики | ||
«Меж еловых лап» Меж еловых мягких лап Дождик – кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Всюду мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его друзья? Я, я, я, я! | Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой. Соединённые пальцы приводят к плечам. Сжимают и разжимают пальцы у плеч. Трут ладони друг о друга. Садятся, затем медленно встают, руки на поясе. Протягивают руки вперёд. Показывают ладонью на себя (4 раза). | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
«Опята» На пеньке живёт семья: Мама, папа, братья, я. Дом у нас один, а крыша Есть у каждого своя. | Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки. Поочерёдно разжимают пальчики из кулака. Две руки вместе, ладонями вверх Соединяют большие пальцы, изображая «крышу». | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнение для языка «Грибочек» | Рот широко открыть. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу, подержать под счёт от 1 до 10. | |
| ||
Представьте, что вы в лесу и вдруг... Какой большой гриб боровик! А рядом — красная шапочка! Но это оказался мухомор... Да их здесь не один, а множество! | Удивление Радость Огорчение Сердите лицо | |
5. Развитие фонетико-фонематического восприятия | ||
1) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладошки: «Груз – ди (2), о – пя – та (3), вол – нуш – ки (3) и т.д. 2) Назвать первый звук в словах по теме. | ||
6. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1) Сосчитаем до 5: «Одна сыроежка, две сыроежки, три …, четыре …, пять сыроежек; Один мухомор, два …, три …, четыре …, пять мухоморов». 2) Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются. | ||
7. Развитие связной речи | ||
1. Чтение художественной литературы: Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор». В.Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»). В.Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»). 2. Отгадывание загадок по лексической теме. 3. Заучивание пословиц и поговорок. 4. Составление описательного рассказа по модели. |
Дополнительный материал:
1. Игра с мячом. Передавая мяч друг другу по кругу, называют грибы, ягоды. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
2. Игра: «Назови ласково»
3. Пословицы. Поговорки
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
Ягоды любят день, грибы – ночь и тень.
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
По грибы не час, и по ягоды нет, так хоть по сосновы шишки.
4. Загадки
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Гриб)
Стоит Антошка
На одной ножке.
(Гриб)
Эту ягодку найдете | Не на шутку, а всерьез | Листики - с глянцем, | ||
ежевика | брусника |
Эти ягоды, все знают, | Много темно-синих бус | На болоте уродилась, |
малиной | черника | морошка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности по лексическим темам для детей с ОВЗ (ТНР) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -словарь, -лекс...
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе для детей с ТНР "Дифференциация звуков К-Кь.
Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе для детей с ТНР "Дифференциация звуков К-Кь".НОД была проведена на кустовом методическом объединении учителей-логопедов Выб...
Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателей в подготовительных группах.
В плане даётся описание упражнений и игр, которые воспитатель закрепляет в режимных моментах. В данной работе представлены упражнения для развития сценической речи, фонематические потешки, разогревающ...
Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе
Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной группе
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспит...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной группе
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной группе...