Доклад -«Организация работы, нормативно-правовое обеспечение, введение документации, оформление кабинета учителя-логопеда»
статья по логопедии
ПЕРЕЧИСЛЕНЫ:
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА,
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ,
- ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА,
- Логопедические документы для логопункта (при МОСШ),
- Ведение документации И Т.Д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 12
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 19 городского округа г. Райчихинска Амурской области
Доклад
по теме: «Организация работы, нормативно-правовое обеспечение, введение документации, оформление кабинета»
для слушателей курсов профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программе «Логопедия», проведенных на базе в ГАУ ДПО Амурский областной институт развития образования
Подготовила:
Учитель-логопед
1 кв. категории
Рожкова О.В.
Г. Райчихинск, 2015г
- (сл. 2) Учитель-логопед должен знать:
- Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Возрастную и специальную педагогику и психологию;
- Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
- Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- Новейшие достижения дефектологической науки;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- (сл. 3-А) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.
Так, в начале учебного года (первые две-три недели сентября) проводится стартовое логопедическое диагностирование поступивших в группу или продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.
При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуют проводить промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Итоговое обследование детей проводится в последние недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах воспитанников, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.
Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами, где повторяется и закрепляется пройденный материал.
Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели. Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения.
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.
- (сл. 3-Б) ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
- осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;
- обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;
- комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;
- проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- работать в тесном контакте с воспитателями, взаимопосещать занятия;
- консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
- вести необходимую документацию;
- способствовать формированию общей культуры личности;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
- реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
- соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
- систематически повышать профессиональную квалификацию;
- участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.
(сл. 4) Документация и ее ведение для фиксирования коррекционного процесса, который организует и проводит учитель-логопед ДОУ.
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:
Предлагаются следующие виды документации:
- График работы.
- Циклограмма рабочего времени.
- Расписание индивидуальных и групповых занятий.
- Паспорт логопедического кабинета.
- Заключение ПМПК на каждого ребенка.
- Речевая карта на каждого ребенка.
- Журнал обследования речи и движения детей в образовательном учреждении.
- Сетка занятий на текущий период.
- Перспективный план работы на учебный год (годовой).
- Календарно-тематический план фронтальных занятий.
- Конспекты занятий.
- Тетрадь индивидуальных занятий на каждого ребенка.
- Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы и другими специалистами образовательного учреждения.
- Табель посещаемости занятий детьми.
- Отчеты о результатах работы за последние 1-5 лет.
- Тематические консультации для родителей и педагогов учреждения.
- Тематика профессионального самообразования.
Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.
(сл. 5) Логопедические документы для логопункта (при МОСШ):
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
- Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.
- Общий план методической работы на учебный год.
- Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.
- Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.
- Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
- Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
- Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела (управления) образования.
- Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
- Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.
(сл. 6) Ведение документации
1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образ-ца, подписанный следующим образом:
Журнал
учета посещаемости логопедических занятий
учащимися, зачисленными на логопедический пункт №_
при школе №_ ______района ________города (области)
в 200___ / 200___ уч.году
В разделе журнала «Сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).
На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и на каждого ученика, занимающегося индивидуально, -по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа №1 с общим недоразвитием речи (1-й(IY) класс)». На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00- 16.35 час. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом.) На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.
«Журнал учета посещаемости» заполняется в начале каждого занятия. Отметкой (+) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой (н) отмечаются его отсутствие.
Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом классного руководителя и родителей ученика.
На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул.
Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся.
(сл. 7) 2. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся». Логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся к концу мая. Во время повторных обследований письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.
При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.) В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».
Образец заполнения « Журнала обследования устной и
письменной речи учащихся»
№ | Ф.И | Класс,школа | Дом. адрес | Дата обслед. | Логоп. заключ. | Принят. меры | Примеч. |
1. 2. | Петров Котов Олег | 2-й «А» 920 1-й «В» 920 | Мира 60-35 Чапаева 9-54 | 3.09.01 8.09.00 | Нарушен. письма обусл. ОНР ФФН | Принят в группу Поставлен на очередь | Выпущен 15.05.01 Зачислен. в в группу 15.09.00 Выпущен 15.05.01 |
После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен.
«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» может вестись несколько лет, это позволяет отследить динамику коррекционной работы, эффективно или нет были использованы приемы и методы по преодолению нарушения.
3.«Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся» заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в « Речевую карту». Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из «Речевой карты» заносятся в «Журнал учета посещаемости» и «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся».
(сл. 8) Сроки хранения логопедической документации
В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Хранению подлежат:
- «Журнал учета посещаемости логопедических занятий» с вложенными в него речевой картой обследования устной и письменной речи и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится у логопеда до полного выпуска детей, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2-х лет;
- «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлено тем, что в этом документе сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была оказана этому ребенку.
Примечание: методические разработки, проекты, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.
- (сл. 9-А) О логопедическом кабинете общеобразовательного учреждения.
Общие положения
Специализированный кабинет учителя-логопеда представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной помощи детям с трудностями в обучении.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета учителя-логопеда должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение.
Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального корекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.
- (сл. 9-Б) Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивается специальным оборудованием. На администрацию общеобразовательного учреждения возлагается ответственность за обеспечение оборудованием логопедического кабинета, его санитарное содержание и своевременный и качественный ремонт.
Логопедический пункт размещается в помещении общеобразовательного учреждения (в зависимости от местных условий). Логопедический пункт, организованный в помещении общеобразовательного учреждения, учитывается как класс-комплект при установлении штатов учреждения только в отношении числа ставок рабочего и младшего обслуживающего персонала.
- (сл. 9-В) Оборудование логопедического кабинета.
На двери логопедического кабинета должен висеть график работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения.
При оборудовании кабинета необходимо учитывать требования СанПиНа к логопедическим кабинетам:
- Естественное левостороннее освещение.
- Площадь логопедического кабинета должна быть из расчета 4м2 на одного ребенка (не менее 20 м2).
- Мебель должна соответствовать росту ребенка.
- Умывальник взрослый с кафельным «фартуком».
Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.
В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:
- Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.
- Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
- Настенное зеркало 50х100 для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.
- Дополнительные зеркала 9х12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.
- Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с учеником и два стула – для ребенка и учителя-логопеда.
- Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
- Фланелеграф или наборное полотно.
- Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающем миром».
- Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.
- Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
11.Учебно-методические пособия:
- Программно-методическая литература.
- Настольные игры, игрушки, конструкторы.
- Дидактические игры и пособия:
- по развитию мелкой моторики;
- по развитию психологической базы речи;
- по формированию словаря;
- по развитию фонематического слуха;
- по развитию грамматического строя речи;
- по звукопроизношению;
- по звуко-слоговому анализу и синтезу;
- по развитию связной монологической речи;
- разрезная азбука (настенная);
- кассы букв и слогов (индивидуальные).
12. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическими изображениями звуков, слов, предложений и т.п.), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.
13. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.
14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
15. Песочные часы.
16. Секундомер.
17. Метроном (прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции).
18. Персональный компьютер, магнитофон.
19. Паспорт логопедического кабинета или картотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»
план педсовета:«Введение ФГОС: нормы, правила, требования»- «Профессиональный стандарт педагога»- Деловая игра «Проверь свои способности»...
Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО
Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО...
Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя - логопеда
Паспорт кабинета на 2015 - 2016 уч. год...
Консультация «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»
Данный материал может быть использован педагогами ДО....
Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-логопеда
Помещение кабинета условно поделено на зоны:· Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.·...
Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...
Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников
Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучить...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Данная информация будет очень
Данная информация будет очень полезна для начинающих специалистов, а иногда и просто освежить свои знания.