Консультация «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка по теме
Данный материал может быть использован педагогами ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obnovlenie_obrazovatelnogo_proekta.docx | 35.88 КБ |
zakon.pptx | 225.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обновление образовательного процесса
в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами
по введению ФГОС дошкольного образования»
ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивающий дошкольные учреждения.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
- осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
- создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
- создание организационного обеспечения введения ФГОС;
- создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
- создание информационного обеспечения введения ФГОС;
- создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.
- Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.
- Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.
- Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.
- Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.
- Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.
- Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)
- Разработка:
- Учебного плана, годового календарного графика;
- Рабочих программ педагогов
- Положения о мониторинге
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
- Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
- Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.
- Разработка модели организации образовательного процесса.
- Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.
- Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.
- Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
- Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
- Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
- Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.
- Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.
- Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
- Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.
- Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.
- Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
- Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.
- Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.
- Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.
- Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.
- Разработка рекомендаций для педагогических работников:
- По организации дополнительного образования;
- По организации оценки достижения планируемых результатов
«Профессиональный стандарт педагога»
В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Федерального закона содержит 760частей, представленных в 110статьях, которые объединены в 15глав . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21декабря 2012года Одобрен Советом Федерации 26декабря 2012года Утвержден Президентом РФ 29декабря 2012года Федеральный закон вступил в силу с 1сентября 2013года
Зачем надо было менять законодательство в сфере образования? Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования - Закон Российской Федерации "Об образовании" - в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 « Об образовании в Российской Федерации» направлен на: создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан .
Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» Образование останется бесплатным Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности Закон способствует повышению статуса педагога Законом определяются уровни общего образования Подробно регламентированы права педагогов
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; 2 ) начальное общее образование; 3 ) основное общее образование; 4 ) среднее общее образование. У ровни профессионального образования : 1) среднее профессиональное образование; 2 ) высшее образование - бакалавриат ; 3 ) высшее образование - специалитет , магистратура; 4 ) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование . Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования , квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Не закреплены понятия Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Включены понятия: 1) образование 2) воспитание 3) обучение 4) уровень образования 5) квалификация 6) федеральный государственный образовательный стандарт 7) образовательный стандарт 8) федеральные государственные требования 9) образовательная программа и т.д. Закреплен понятийный аппарат, устанавливающий наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения
образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных , духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Не играй с огнем!» В средней группе
Тема: "Огонек"Идея: Уторм, вечером и днем осторожен, будь с огдем.Спички не игруша гонь не забава.Аудитория: Средняя группа.форма проведения: Естественное освежение.Техническое оформление: Музыкальный...
«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Где – то в джунглях, на лианах» в старшей группе
Автором предложена сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия «Где – то в джунглях, на лианах»....
Педсовет: «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»
план педсовета:«Введение ФГОС: нормы, правила, требования»- «Профессиональный стандарт педагога»- Деловая игра «Проверь свои способности»...
Проект по самообразованию «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Проект по самообразованию....
«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования» Теоретический семинар
laquo;Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования», Теоретический семинар...
«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования» Теоретический семинар
laquo;Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования». Теоретический семинар...
«Обновление образовательного процесса в ДОО с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Выступление для педагогов на семинаре о построении образовательного процесса её реализации и результатам её освоения в профессиональной деятельности педагога....